На полигоне— тишина

12 Апреля 2012
На полигоне— тишина

На общевойсковом полигоне России № 255 в этот день царило оживление.

Решение проблемы старых снарядов


На общевойсковом полигоне России № 255 в этот день царило оживление.

Понятен наплыв журналистов всех ведущих СМИ региона, приехали главы администраций ближайших к Чебаркульскому полигону районов, а также сити-менеджер областного центра Сергей Давыдов, руководители служб — военные Центрального военного округа, инженеры пиротехнических производств.
Этот сбор был приурочен к демонстрации новейшего способа утилизации вышедших из срока гарантии боеприпасов. Оно такого внимания стоило!

На взрывах ставим точку


На площадке у наблюдательного пункта на вершине Пашиной горы полигона все началось с небольшой лекции о снарядах и ракетах, отслуживших положенный срок. До нынешнего апреля их сваливали в одно место, приторачивали накладной заряд и незатейливо всю эту кучу подрывали. Пользы от подобных взрывов никому и никакой. Все, говорят военные, обращалось «в пыль». Ценных металлов не получить обратно — осколки разлетались на километры. Зато окрестное население полигона получало изрядно головной боли — тряслись дома, прыгала посуда, трескались стекла в окнах...


Только местные «черные тимуровцы» имели вполне ощутимый бизнес. Они собирали осколки корпусов из ценных сплавов, попадались даже фрагменты со взрывчаткой, не успевшей рвануть. Отныне опасный бизнес, кстати, один из возможных каналов снабжения террористов, более не существует в принципе. Как и отпала проблема сейсмических волн, добегавших по скальной подошве Уральских гор аж до Челябинска за 80 километров. Волны вызывали искусственные землетрясения в квартирах челябинцев, особенно страдали жители многоэтажек на Северо-западе. Подземная скальная гряда тянется от Ильменских гор через Чебаркульский полигон как раз в этот густонаселенный район мегаполиса, и волна прилетает быстро.


Челябинск трясло при ликвидации боеприпасов на Чебаркульском полигоне полтора года. Теперь эта проблема снята полностью. Сейчас снаряды, гранаты, ракеты от «Града» утилизируют безо всяких взрывов, сейсмоволн и большого радиуса опасного разлета осколков. Все детали новейшей технологии, практически бесшумной, без грохота взрывов мы увидели на месте. TV-операторы были разочарованы — нет «картинки» взрывов с их жуткими султанами. Вроде горит в поле сухая трава, да и все после негромкого хлопка.

— Сегодня поставлена общими усилиями местных властей и военных точка в полуторагодовалом нашем конфликте с полигоном, — прокомментировал Сергей Давыдов, глава администрации Челябинска. — От челябинцев за это время получено более двух тысяч жалоб на отвалившуюся штукатурку в квартире, трещины в стенах и несущих конструкциях. Военные нас, наконец-то, услышали, мы нашли общий язык с командованием Центрального военного округа. Не будет взрывов, не будет и «землетрясений» в Челябинске. Эта острая тема закрыта навсегда.

Наука подарила разрушитель


Начальник отдела хранения боеприпасов майор Александр Сомов показал нам штатные, но вышедшие из срока годности боеприпасы. Вот, например, длинная махина 122 мм НУРСа (неуправляемого реактивного осколочно-фугасного снаряда), твердотопливной ракеты для установки залпового огня БМ-21. Попросту — установки «Град». Увы, она не вечна, при всем ее совершенстве, служить может только 22 года. А тут НУРСы с датой выпуска — 1975 год. Нельзя дольше хранить, как и использовать. Снаряды 125?мм для пушки Д-81, она стоит на танках Т-72, Т-80. Как ни жалко труда, вложенного в такую «штуку», а расставаться с ней время пришло давно. Химические процессы, идущие в ее начинке, никак не остановить, а их результаты опасны. Еще одна вершина технической мысли — выстрел для гаубицы «Гвоздика». Он состоит из осколочно-фугасного снаряда повышенного могущества (это официальный термин!) и раздельно заряжаемой пороховой частью («картуз»). Дольше тоже хранить невозможно...


Начальник инженерных войск ЦВО полковник Андрей Гаглоев пояснил, почему военные вынуждены были прийти к ликвидации боеприпасов взрывом. Оказывается, арсеналы пришлось в короткий срок разгружать от старых боеприпасов. А с таким массовым потоком существующие специальные заводы по демонтажу снарядов просто справиться не могут. Другого выхода, чем подрыв, раньше просто не было...


Выход помогли найти наука и золотые руки рабочих и инженеров ООО «Уральский пиротехнический завод» из города Еманжелинска. Именно здесь производится крохотуля, размером с походную чарку рыбака-охотника, способную кумулятивной струей прожечь дырочку в корпусе боеприпаса без взрыва его начинки. Поскольку нет волн детонации, то взрывчатка спокойно сгорает дотла внутри корпуса. Вроде дровишек в костре: дым есть, пламя есть, а взрыва нет! В свое время академик, всемирно признанный автор кинетики взрыва и горения, автор теории цепных реакций Николай Николаевич Семенов (ФИАН — физический институт академии наук имени Лебедева, Ленинград) заложил основы химической кинетики. Современные продолжатели его научной школы из Санкт-Петербурга применили идеи. Ведь взрыв от обычного процесса горения отличается лишь лавинообразным нарастанием, идущих на громадных скоростях химических реакций. Так родился «Разрушитель», Р-40.

Михальчук и его команда


На полигоне на склоне горки Каменная была сделана закладка из... сотни грозных осколочно-фугасных и кумулятивных снарядов калибра 125 мм. Вот они «греются на солнышке», четырьмя рядками на некотором расстоянии друг от друга. У каждого сбоку дощечка, на ней укреплен крохотный Р-40, вся система разрушителей соединена проводками. Одновременно «медные линзы» каждого Р-40 «выплюнут» кумулятивную струю плазмы и жидкой меди в бок каждого снаряда.


— Около года назад апробировали этот бесконтактный и бездетонационный метод, — говорит Сергей Михальчук, заместитель директора «УПЗ» из Еманжелинска. — Техническое решение идеи питерских ученых принадлежит нашему заводу. Промышленных аналогов в мире не существует. Годится для утилизации любого боеприпаса — вплоть до твердотопливных ракет ПВО и тактических ракет — их боевых головных частей. Также без взрывов можем утилизировать по этой технологии все, в том числе ручные гранаты. Сегодня утилизируем боеприпасы уже на четвертом полигоне ЦВО с помощью Р-40. От науки до практики дистанции большие, но благодаря активности командующего ЦВО генерал-полковника Владимира Чиркина, находку ученых по безопасной утилизации боеприпасов с помощью нашего Р-40 удалось внедрить так быстро. Ответственность за такое решение генерал принял на себя и ЦВО — единственный округ в России, где новинка начала применяться. Оставшиеся корпуса боеприпасов мы для надежности дожигаем открытым пламенем, затем они идут в ценный металлолом.

Александр Чуносов

P.S. Благодаря наукоемкой технологии утилизации без детонации массированных взрывов больше не будет.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты