Священник с хоккейным прошлым

2 Марта 2013
Священник с хоккейным прошлым

У каждого есть своя дорога к храму. Путь к Богу у каждого свой. Нередко служить в храм приходят те, чья жизненная траектория, казалось, могла бы вывести куда угодно, но только не в церковь.

У каждого есть своя дорога к храму. Путь к Богу у каждого свой. Нередко служить в храм приходят те, чья жизненная траектория, казалось, могла бы вывести куда угодно, но только не в церковь.


Наверное, именно к ним относится Андрей Ковшевный, иерей храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Вряд ли прихожане узнают в молодом священнике бывшего хоккеиста, игравшего за челябинские клубы «Трактор» и «Мечел».

 

Службы не легче тренировок


 — Священник Андрей, последний сезон вы провели в составе «Мечела» в 2002-2003 году. Каким был путь из хоккея в храм?

— Из «Мечела» я перешел в «Трактор», провел предсезонку с командой и… наши пути разошлись. От меня ждали большего, получается, я не соответствовал требованиям тренерского штаба. Главным тренером тогда был Анатолий Григорьевич Тимофеев. Мне предложили отправиться в аренду в какой-либо клуб.


Но у меня к тому времени в жизни был не только хоккей. Еще играя, я потихонечку ходил в храм. Редко, раз-два в год — чаще не получалось из-за сборов, тренировок, игр. Тогда я по-другому начал смотреть на жизнь. Когда пришел ключевой момент выбора продолжать или заканчивать с хоккеем, по тому душевному состоянию я понял, что в хоккее больших результатов я не достигну, а мотаться по городам не хотелось. Решил немного отдохнуть. Ходил в храм, через некоторое время меня позвали помогать в алтарь. Как-то так получилось. Думаю, Господь меня привел.

— Вы на тот момент были профессиональным спортсменом. Тело не просило физической нагрузки?

— Вы знаете, когда я сам был далек от церкви и от общения со священнослужителями, у меня было мнение, которого многие придерживаются, что священником быть несложно: кадилом помахал и все. Но когда сам стал священником, понял как ошибался. В некоторые дни я уставал не меньше, чем на предсезонке или после игры. Ранее я даже не представлял, что это настолько энергозатратно и морально, и физически.


— Думаю, вы никогда не жалели, что тогда сделали выбор именно в пользу храма.


— Если честно, то на данном этапе жизни я бы еще дольше подумал, настолько ответственна эта работа. Люди невоцерковленные не понимают тех проблем, которые я как священник имею. Тогда, в 2004 году я думал, что будет проще.


— Как восприняли ваш уход из команды одноклубники?


— Думаю, большинство не поняли. Хотя я ни с кем не обсуждал это. Я сам принял такое решение, это моя жизнь, за которую я несу ответственность.

— Связь поддерживаете с хоккеистами?


— Контакты с некоторыми ребятами сохранились. Кто-то из них еще играет. Но потихоньку молодежь вытесняет старших игроков. Чем хоккеист старше, тем ему труднее поддерживать скорости, хотя мастерство есть, но восстановление после нагрузок идет медленнее.

— А спортсмены часто захаживают в храм?


— Не хотел бы называть конкретных людей, но приходят. Есть среди них и те, кто ходит в храм постоянно.

 

Молитвы и счастливые клюшки


— Как православная церковь вообще относится к спорту? Ведь сегодняшний спорт в числе прочего — это амбиции, себялюбие, сребролюбие, сквернословие…

— Не нужно ставить штампы. Да, есть у спорта свои минусы и плюсы. Плюсы — благодаря спорту меньше детей попадают под влияние улицы, пьют, курят, употребляют наркотики. Спорт позволяет им избежать кривой дорожки. Мы говорим о том, что имеем. Подрос человек — у него появляется гордость за результат, тщеславие, что победил, и он стремится опять познать этот вкус. Было бы хорошо, если бы в этом было трезвомыслие.


Вопрос в другом: родители должны так воспитать детей, чтобы, даже имея успех, они  не подхватили звездную болезнь. Взять тех же Малкина и Дацюка. Они — мировые звезды. Но, судя по их интервью в СМИ, они при этом везде себя ведут вполне нормально, не заносятся. Если мы будем закладывать в детей нормальные ценности, то благодаря спорту мы их и с улицы заберем, и научим стоять крепко на ногах. Спорт полезен, но при условии, что жизненные силы будут направлены в нужном направлении. Что касается сребролюбия, то не каждый вид спорта высоко оплачивается. Да, работа футболистов и хоккеистов приносит доход. А вот остальные… В миру можно больше заработать.

— Стало быть, такое понятие, как священник-спортсмен, вполне естественное? И спортсмены в рясах есть?


— Думаю, что есть. Кстати, я знаю, что в Санкт-Петербургской епархии даже есть футбольная команда священнослужителей. Читал, как они однажды играли против команды правительства города.


На самом деле у нас совсем немного свободного времени. И из-за высокой занятости, особенно в городских храмах, и разных смен, собрать команду и тренироваться практически невозможно. Тем более, если выпадает выходной, каждый священник старается провести его в кругу семьи. Почти 99 % священнослужителей — семейные люди, у каждого не по одному ребенку. У меня, к примеру, пятеро.


— А священник-болельщик — такое возможно? Или все-таки болельщицкие проявления для священнослужителя — это мирское, суетное?

— Что касается меня, то я в курсе, что в данный момент счет в серии «Трактор» — «Барыс» ничейный. Но смотреть матчи не получается. Нет свободного времени, да и особого желания. Если случается посмотреть отрывок матча, то смотрю спокойно. Болеть, кричать «Го-о-ол!» — нет, такого нет. Я — сторонний наблюдатель.

— Многие хоккеисты перед игрой крестятся. Делают это и многие боксеры, да и другие спортсмены…

— Я когда играл, тоже крестился перед игрой. У некоторых игроков нашей команды в шкафчиках стояли маленькие иконочки.

— Крест-то спортсмен перед началом матча обязан снять.


— Я лично никогда не снимал. У хоккеистов довольно объемная форма, облегающее спортивное белье, а крестики маленькие, дискомфорта не доставляют. Хотя тот же Федор Емельяненко, чемпион мира по смешанным единоборствам, перед выходом на ринг обязательно крестился, целовал крест и отдавал его своим помощникам. Но тут контактный вид спорта, в котором нет защитной формы, и, действительно, крест может травмировать и самого спортсмена, и его противника.


— Кроме молитвы перед игрой или стартом у спортсменов есть еще и суеверия: коньки зашнуровать с правой ноги или взять счастливую клюшку…

— Думаю, спортсмены не закладывают в эти своего рода ритуалы большого смысла. Это дело привычки. Все они здравые люди и понимают, что от того, как коньки затянешь или какой бантик завяжешь, он за тебя забивать не будет. И трудиться нужно тебе самому. Обычно к суевериям спортсменов серьезно относятся не сами хоккеисты или легкоатлеты, а болельщики, люди, далекие от профессионального спорта.


— Кстати, о болельщиках. Их любовь к команде иногда переходит разумные границы. Фанатские чувства церковь не осуждает?

— Давайте начнем с этимологии слова «фанат». Это слово — сокращенное от фанатик. В переводе с греческого  - «слепая вера», с латыни — fanaticus  —  «одержимый, неистовый». То есть фанат — это человек, испытывающий особо повышенное влечение к определенному объекту (кумиру). Я думаю, что на арене «Трактор» есть лишь единицы таких экстремальных болельщиков. В основном же поддержать команду приходят вполне серьезные люди, иногда даже приходят целыми семьями. Это болельщики, а не фанаты.


Я принимаю их сторону: прийти посмотреть на игру, но чтобы не было агрессии, обидных «кричалок» в адрес игроков или судей, стычек с болельщиками другой команды. Ведь одно дело — поддержать команду, другое — унизить соперника. Это уже выходит за рамки, это неприемлемо.

 

Нужен ли «Трактору» духовник?


— Спортивных сооружений становится все больше и больше. Часто ли к вам обращаются, чтобы освятить залы, стадионы, лед?


— Я знаю, что арену «Трактор» и раздевалки освящали. Я по просьбе знакомых ходил к молодежной команде и к команде «Мечел». Мы помолились, я пожелал удачи ребятам, чтобы поменьше сквернословили, чтобы побольше было командной игры. Вообще, чтобы на какой-то спортивный объект регулярно выезжали священники, я не слышал. Хотя это зависит от руководителей и тренеров. Ведь кто?-о верит, а кто-то — нет.


— Знаю, что у питерского «Зенита» есть свой духовный наставник Глеб Грозовский, сам в прошлом футболист этой команды. «Трактору» или любой другой нашей команде такое духовное лицо в команде нужно?


— Во-первых, духовный наставник — это личное дело каждого человека. Команда — это собрание людей разных увлечений, вероисповеданий. Ведь играть за один клуб могут и христиане, и мусульмане, и католики. Большинство, конечно, крещеные, но все же это очень личный вопрос. Кто желает найти, найдет — храмов достаточно. Нужно только прийти.

— В некоторых регионах церковь принимает активное участие в спортивной жизни. А у нас?


— В Челябинской епархии работа ведется в основном с подрастающим поколением. У нас организуются лагеря, которые пропагандируют здоровый образ жизни. Ребята ходят в походы, сплавляются. В нашем храме есть свой молодежный отряд «Георгиевичи». Буквально неделю назад проходил турнир по хоккею между командами трех храмов. Наша команда стала победителем. В качестве приза ребята получили кубок и вкусный торт. Это был пилотный проект, который, надеемся, мы выведем на новый уровень.

— Признайтесь, к тренировкам мальчишек своего прихода вы не прикладывали руку?


— Нет, там были ребята, которые играли в хоккей, но уже закончили заниматься. Им моя помощь не потребовалась.

Беседовала Татьяна Александрова,
фото Александра Емелина

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты