Дом с коринфским портиком. Что было в «Родине» до Органного зала

2 Декабря 2014
Дом с коринфским портиком. Что было в «Родине» до Органного зала

Ирина Моргулес, обозреватель газеты «Южноуральская панорама»:

Ирина Моргулес, обозреватель газеты «Южноуральская панорама»:

Сама я помнить это не могла. Бабушка рассказывала, что там, где сейчас кинотеатр «Родина», в годы войны стоял барак. Не точно там, где высится колоннада, а прямо на берегу Миасса. В бараке этом был пункт выдачи дополнительного питания ослабленным детям.

Выдавали, как вспоминала бабушка, либо кусочек масла, либо яйцо, а то и ложка меда перепадала.

Ребенок должен был получить этот доппаек лично и тут же на глазах съесть его. Это для того, чтобы семья не обменяла драгоценные калории и витамины на хлеб.

Я, двухлетняя, пережившая эвакуацию из Харькова в Челябинск в поезде, который дважды бомбили, была признана ослабленным ребенком. И потому бабушка каждый день носила меня на руках к тому бараку.

Кинотеатр «Родина» я называю как ориентир. Барака того давно уже нет, а кинотеатра тогда еще не было. Он построен в 1950 году по проекту архитектора Владимира Гофрата, который принимал участие в застройке проспекта Ленина, площади Революции, проектировал Дворец пионеров, санаторий «Кисегач», в 44-47-х годах был главным архитектором Челябинска, много строил в Латвии, в Кургане.

Это, понятно, я уже сейчас вычитала в энциклопедии, а когда появился кинотеатр, меня как раз в пионеры приняли. И ходили мы культпоходом в одно из самых красивых зданий города: коринфский портик, лепнина снаружи, лепнина внутри, неописуемая роскошь. Когда много лет спустя я побывала в Москве, торжественное убранство некоторых станций метрополитена мне показалось очень знакомым. И не удивительно: советская неоклассика.

Наверное, считалось, что идеология важнее стилевого единства, потому что на портике, щедро усыпанном вариациями на темы изобилия, был прибит огромный плакат с изображением русского и китайца, дружески обнимавших друг друга.

Все правильно. Вроде бы, еще и лозунг на плакате сиял. Слова песни, звучавшей практически из всех репродукторов. Я ее и сейчас помню, даже спеть могу:

Русский с китайцем — братья навек,

Крепнет единство народов и рас.

Плечи расправил простой человек,

Гордо шагает простой человек,

Сталин и Мао слушают нас.

Не доверяя собственной памяти (все-таки уже больше шестидесяти лет прошло), спросила у профессионального знатока города — историка Владимира Боже, не может ли кто уточнить, был такой плакат на фасаде «Родины» или же я что то путаю.

Владимир Стейгонович сказал, что во время раскопок якобы подземного хода в подвалах филармонии в начале девяностых был найден фрагмент плаката, похожего на описанный мной.

Есть еще одно воспоминание, подтверждение которому хотелось бы услышать. Как мне помнится, у входа в кинотеатр стояла скульптура: на скамейке сидят Ленин и Сталин, дружески беседуя. Тому тоже песенная иллюстрация помнится: о том, как «на дубу зеленом два сокола ясных вели разговоры… Уж как первый сокол со вторым прощался, он с сердечным словом к другу обращался». Это не кто нибудь: Михаил Исаковский.

И вот помнится мне, что вскоре один из собеседников действительно исчез, половина скамейки опустела. Похоже, по той же причине, что и исчезновение других памятников Сталину…

Но точно я этот факт не помню. Если не откликнется кто то не просто с воспоминаниями, но знанием факта, то будет это байкой, подобной той, что у Сергея Довлатова: о якобы стоявшем в Челябинске памятнике Ленину с двумя кепками: одна на голове, другая в руке.

Но вернемся к кинотеатру «Родина». Он был неоднократно реконструирован, стал единственным в области кинотеатром, предназначенном для показа стереоскопических фильмов.

Потом несколько захирел, но оставался очень любимым жителями окрестных кварталов, которые боролись против приватизации здания и даже вроде бы не очень хотели, чтобы он стал тем, чем станет на днях — Залом органной и камерной музыки. Но, думаю, им понравится.

А я, когда приду на открытие, найду глазами то место, где когда то стоял тот барак, который с доппитанием. Если бы не он, я бы до нынешнего концерта лет семьдесят с лишним не дожила.

Впрочем, лишней жизни не бывает.

 

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты