В беретах навсегда. В Челябинской области простились с погибшими десантниками

17 Июля 2015 Автор: Наталья Калентьева
В беретах навсегда. В Челябинской области простились с погибшими десантниками

Челябинских призывников, оказавшихся в эпицентре событий в Омске, призвали меньше месяца назад. Десятки южноуральцев отправились служить в 242-й учебный центр ВДВ в поселке Светлом. Все они рвались в элиту российских войск и мечтали о тельняшке и голубом берете…

Черный день Светлого

Присяга в 242-м учебном центре ВДВ проходила в прошлую субботу, 11 июля. Таких центров в стране всего два: Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им. В. Ф. Маргелова, где готовят офицеров-десантников, и омская «учебка»  для подготовки младшего командного состава. Взволнованные и счастливые новоиспеченные десантники на плацу омской «учебки» клялись служить России, а через несколько дней здесь прощались с 24 погибшими при обрушении новобранцами. В числе тех, чьи жизни унесла халатность высоких чинов и жадность коммерсантов, оказались южноуральцы Азат Шангарееев и Валерий Лебедев. В ВДВ оба парня, которым было по 18 лет, рвались целенаправленно: «десантура», как и морская пехота или спецназ, считается одним из элитных родов войск.

— Валера от армии не то чтобы не бегал — он очень хотел служить. Причем не где‑нибудь, а именно  в ВДВ. Чтобы отправить внука в «десантуру», его дед Валерий Павлович, полковник в отставке, поднял свои связи, — рассказал «ЮП» за два дня до гибели Валерия Лебедева, призванного из Озерска, его дядя, Игорь Кутепов. — 23 июня его провожали в армию всей семьей…

Как и Азат Шангареев, Валера в момент обрушения находился в казарме, где со 2‑го по 4‑й этаж размещались 7-я — 9-я роты… Из-под завалов его извлекли спустя пять часов. В течение трех дней медики боролись за жизнь 18-летнего парня, который был госпитализирован в омскую ГБ № 1 в крайне тяжелом состоянии с диагнозом «синдром сдавливания нижних конечностей» и ушибом грудной клетки. В отличие от большинства своих сослуживцев, которых спецбортом МЧС отправили в столичные госпитали им. Бурденко и им Вишневского, южноуралец оказался нетранспортабельным. К оставшимся в Омске солдатам из Москвы прибыли реаниматологи и анестезиологи. По решению консилиума врачей Валерия Лебедева ввели в состояние искусственной комы. Врачи верили, что организм у парня, который никогда не пил и не курил, занимался спортом, крепкий и призывник выкарабкается… Не выкарабкался.

Бездушная система

Помощь семьям погибших и пострадавших призывников оказывает Министерство обороны Российской Федерации. «Дана команда, и всем близким родственникам, которым необходимо добраться до Москвы, необходимо обращаться в военный комиссариат, и там абсолютно всем помогут с проездными документами. В Москве организовано место, где они могут проживать, обеспечено бесплатное питание, транспорт. Все эти вопросы принципиально решены», — прокомментировал СМИ начальник управления пресс-службы и информации Минобороны Игорь Конашенков. На местах военкоматы также обещали решить вопросы в течение нескольких часов. Однако, пока чиновники и представители главка рапортовали о том, что помощь оказывается, родители пострадавших призывников оббивали пороги.

Родители челябинца Руслана Вальмухаметова, пострадавшего при обрушении здания казармы учебного центра ВДВ в Омской области и отправленного в госпиталь им. Бурденко в Москве, сутки не могли вылететь к сыну. В день обращения местный военком заверил, что в течение нескольких часов, максимум до конца дня решится вопрос о предоставлении помощи. Однако  помощь не была оказана. Мать Руслана улетела в столицу, заняв необходимую сумму у друзей и знакомых.

С равнодушием столкнулись и родные погибшего Валерия Лебедева.

— В Омске не была организована централизованная помощь: ни штаба, ни психологов, ни мест размещения, ни транспорта, — рассказали «ЮП» родственники погибшего молодого человека. — Прибывших родителей местные власти предложили разместить в профилактории, который находится в 30 километрах от города. Это издевательство какое‑то. Пока находящийся там дедушка, в прошлом кадровый военный, не поднял на уши всех, кого только можно — руководство ВДВ в Москве, губернатора Омской области, советника омбудсмена в Челябинске, Минздрав — проблема не решалась. По телевизору говорят: «помощь родственникам, реабилитация». А по факту никто с нами не работает.

— Правительство области выделило необходимую сумму, чтобы оказать помощь семьям погибших и пострадавших военнослужащих. Мама Руслана Вальмухаметова уже улетела в столицу, поэтому деньги получит по возвращении, — говорит Алексей Ковалев, советник уполномоченного по правам человека. — Увы, вопросы с выделением средств у нас решаются не так быстро, как хотелось бы, из-за бюрократических проволочек. Ситуация на контроле у губернатора Бориса Дубровского.

Катализатор проверок

Пока матери хоронят сыновей, военные обещают найти виноватых. На следующий день после трагедии, унесшей 24 жизни, официальный представитель СК РФ Владимир Маркин заявил, что все причастные в той или иной степени к трагедии, случившейся в Светлом, «независимо от должностей и заслуг будут справедливо наказаны». Уже возбуждены уголовные дела по трем статьям УК: «Халатность», «Нарушение правил безопасности при ведении строительных работ» и «Превышение должностных полномочий». Фигурантами уголовного дела могут стать руководители компании «Ремэксстрой», проводившей ремонт казармы, и должностное лицо —  начальник 242‑го учебного центра ВДВ полковник Олег Пономарев, который «признал частично свою вину, сообщив следствию, что разрешил заселение военнослужащих в казарму».

Министерство обороны РФ проведет «сплошную» проверку технического состояния всех зданий и сооружений, где размещаются военнослужащие, после обрушения казармы в Омской области. В этом уверен советник уполномоченного по правам человека Алексей Ковалев. По его словам, в зоне риска — здания бывшего автомобильного училища, Чебаркульский гарнизон, некоторые из строений ЧВААКУШа и казармы в Снежинске, Озерске и Карабаше.

— Нужно обследовать все казармы. Нужно выявлять те, что находятся в аварийном состоянии, — рассуждает Алексей Ковалев. — Для специалиста это не составит труда.

Хотя, признается бывший военный, нередко провести обследование и составить заключение о состоянии будет проблематично: многие здания облицованы панелями или сайдингом, и выяснить, просел фундамент, есть  ли трещины на стенах или нет, непросто.

— В армии всегда поощрялась красота и порядок: безупречно, по линеечке заправленные кровати, чистые тумбочки, красивые, облицованные сайдингом стены. Вся эта красота, которая делается для галочки, и привела к трагедии. Я общался с экспертами, которые сейчас работают в Омске, так они говорят, что сайдинг стал одной из причин обрушения, нагрузив конструкцию, — продолжает помощник омбудсмена. — Чтобы эксперту сделать заключение, нужно вскрывать полы, снимать обшивку. Будут ли этим заниматься проверяющие органы или проведут формальную проверку, вот в чем вопрос.

Разбор полетов устраивается после каждого подобного инцидента. А за последние пять лет их было несколько. Так, 15 июля 2010 года в мотострелковой военной части в Каменке Ленинградской области обрушилась часть кирпичной стены продовольственного склада, построенного в 1971 году. В результате несчастного случая один военнослужащий погиб и один был госпитализирован. Незначительные повреждения получили еще несколько военных. В 2012 году произошло два ЧП: в Казани обрушилась часть кирпичной стены здания, в котором были расположены военные комендатура, прокуратура и суд, а в Волгограде произошло обрушение части общежития, находившегося на балансе Министерства обороны РФ. Обошлось без жертв. В 2013 году на территории Калининского района Санкт-Петербурга при производстве ремонтно-строительных работ в здании Военной академии связи имени С. М. Буденного произошло обрушение стены. Тогда в  результате происшествия погиб один человек, еще один был госпитализирован.

— Я уверен, что виновных накажут. Другое дело, что если бы это был единичный случай, но ведь это уже система, — констатирует Алексей Ковалев. — Такие ЧП бьют по и без того пошатнувшемуся авторитету армии. Сейчас многие будут кричать: «Зачем нужна такая армия? Не отдадим своих детей!» И их можно понять. Надеюсь, тщательные проверки будут проведены, и это предотвратит в будущем подобные трагедии.

Поделиться

Вчера | 18:53
Какие улицы попросили отремонтировать жители Челябинска

Алексей Текслер объехал проблемные дороги областного центра.

Вчера | 16:03
Бизнес на обочине. На М5 закрыли проезд к незаконным строениям

Южноуральские дорожники ликвидировали доступы к самостроям и незаконным придорожным объектам вдоль федеральной магистрали.

Вчера | 15:44
Южноуральцы могут сдать пулеметы, ружья и патроны за вознаграждение

В Челябинской области стартовала акция «Оружие-2024».

17.04.2024 | 14:29
Как «Трактор» обрел памятник, кормил собак и сыграл «Брата-2»

Для челябинского «Трактора», который завоевал бронзовые медали чемпионата КХЛ, нынешний сезон стал особенным. И пока спортивные аналитики подбивают статистику и анализируют выступление команды, «ЮП» вспомнила самые яркие моменты прошедшего регулярного чемпионата и плей-офф.

Новости   
Спецпроекты