У вора и стикер звенит. За первое полугодие в Челябинске было зафиксировано уже около 1000 магазинных краж

29 Июля 2015 Фото: Вячеслав Шишкоедов
У вора и стикер звенит. За первое полугодие в Челябинске было зафиксировано уже около 1000 магазинных краж

За 2014 год по стране число краж в супермаркетах выросло более чем в полтора раза. Общая стоимость украденных за минувший год товаров в стране приблизилась к миллиарду рублей. Причем, по данным ФНС России, Урал в числе лидеров: в частности, Свердловская область заняла в «воровском антирейтинге» третье место.

Стабильные кражи

Впрочем, как сообщил Рафаэль Усманов, подполковник полиции, начальник отдела уголовного розыска УМВД России по городу Челябинску, совершение краж из магазинов и других торговых точек в областном центре осталось на прежнем уровне.

— За первое полугодие было зафиксировано около 1000 краж, что соответствует показателям за аналогичный период прошлого года, — рассказывает Рафаэль Усманов. — Раскрываемость данного вида преступлений также не изменилась и составляет около 60 процентов.

Преступниками, по информации полиции, в основном, являются лица в возрасте от 18 до 30 лет, что составляет 25 % от общего числа, от 30 до 40 лет — 16 %, а вот свыше 50 лет — только 2,5 %.

— Около 30 % от общего числа зарегистрированных преступлений совершаются ранее судимыми лицами, 20 % процентов — женщинами, около 6 % — лицами в состоянии алкогольного опьянения, — рассказывает Рафаэль Усманов. — Предметом посягательства в большинстве случаев, как и в прошлом году, стали продукты питания, одежда, обувь, косметика и бытовая химия.

Работа профессионалов

Как поясняет Андрей Грибанов, коммерческий директор розничной сети «Проспект», заметной динамики по показателям магазинных краж в период кризиса не наблюдается.

— Я думаю, что всегда были люди, которые этим занимались, — рассказывает Андрей Грибанов. — По статистике 10 процентов людей никогда воровать не будут, еще 10 процентов будут делать это всегда, а 80 — будут воровать, когда это позволяет ситуация.

Впрочем, по словам эксперта, в некоторых торговых точках все-таки наблюдается определенное повышение товарных потерь (так называемой недостачи), то есть эти магазины не вписываются в заданный отделом предотвращения потерь процент нормы. Однако, по мнению Андрея Грибанова, это связано, в первую очередь, с тем, что в таких магазинах начинают целенаправленно промышлять группы профессиональных воров, что как раз и несколько искажает общую картину.

— Таких профессионалов интересуют, прежде всего, относительно дорогие товары, которые можно впоследствии реализовать, — рассказывает Андрей Грибанов. — К тому же эти товары должны быть маленькими по размеру, чтобы их легко можно было вынести из магазина. К их числу относятся, например, принадлежности для бритья, скажем, кассеты, и другие ликвидные универсальные продукты, в частности, бытовая химия. Профессионалы не будут брать, допустим, колбасу или шоколад.

Ради справедливости

Вместе с тем основной экономической и  одновременно психологической «пружиной» воровства, по мнению Вадима Козлова, профессора кафедры социальной работы и социологии экономического факультета ЧелГУ, кандидата экономических наук, является все-таки снижение жизненного уровня населения в кризисных условиях.

— Дело здесь не в формах организации торговли, которые делают воровство в принципе возможным, а в нехватке денег, — поясняет эксперт. — Сегодня в некоторых семьях,  после роста цен, на питание уходит до половины всех доходов. Таков сейчас социально-экономический порядок, отсюда и тенденция. Кроме того, многих граждан на воровство толкает чувство несправедливости. Они видят, что у кого‑то есть все, а себя чувствуют во всем ограниченными. Путем же воровства они, можно сказать, эту справедливость для себя пытаются восстановить. Причем, если воруют достаточно дорогие товары, то делают это исходя из принципа: «если что‑то брать, то получше».

А вот, к примеру, клептомания, о которой в последнее время часто говорят, как об одной из основных причин магазинных краж, по мнению Вадима Козлова, касается только лишь незначительной части населения.

— Клептомания всегда была свойственна определенной группе людей, — подчеркивает эксперт. — Лиц, подверженных данному «заболеванию», к тому же, немного. Причем эта группа значительно не меняется в зависимости от изменений условий жизни, поэтому и не может определять тенденцию.

Гонка вооружений

По словам Андрея Грибанова, предотвращать магазинные кражи позволяет система видеонаблюдения, которая имеется в комнате охраны. При этом у охранников нет «предвзятых» установок на отдельные категории граждан, то есть они не руководствуются возрастными или половыми признаками, а в равной степени наблюдают за всеми посетителями магазина, так как преступление может совершить даже самый «благообразный», на первый взгляд, человек.

— При этом, разумеется, сохраняются фотографии тех людей, которые когда‑либо уже были уличены в воровстве, — поясняет Андрей Грибанов.

Такая «база данных», как отметил эксперт, формируется в том числе на основе взаимодействия различных торговых точек и сетей.

Для защиты товара от краж используются к тому же и дополнительные механизмы. Например, на дорогие товары могут наклеиваться специальные стикеры, которые убираются (деактивируются) кассирами, а при попытке вынести подобный товар, обращают на себя внимание громким звуком.
Наибольшим спросом в торговых сетях региона, по словам Кристины Дулкарнаевой, менеджера компании ООО «Челяб-Интер», занимающейся в том числе внедрением систем защиты от краж товара в торговых залах, пользуются радиочастотные рамки (ворота), при попытке пронести товар через которые на последнем срабатывает стикер, который и выдает вора. Впрочем, и такой механизм полной защиты не гарантирует:

— Китайские радиочастотные рамки не срабатывают в трех случаях из десяти, — рассказывает Кристина Дулкарнаева. — Немецкие надежнее, но и они пропускают порядка 10 процентов товара. Существуют более стабильные акустомагнитные рамки, но стоят они значительно дороже, поэтому такие ворота используются, как правило, только в крупных магазинах, хотя и эта технология также не гарантирует 100 процентов защиты.

Как отметила Кристина Дулкарнаева, для предотвращения краж иногда используются и некоторые «хитрости». Например, на товар могут наклеиваться сразу несколько бирок: вор, сняв одну, думае,т что уже обезопасил себя от обнаружения, однако рамка, естественно, срабатывает.

— Можно также дать охраннику ручной деактиватор, чтобы он проверял сумки (сами воры, кстати, тоже иногда используют деактиваторы), однако посетители, как правило, против таких «досмотров», — отмечает Кристина Дулкарнаева. — Иногда в качестве усилителей сигнала применяются специальные антенны. А одним из последних новшеств являются RFID-технологии, работающие на основе специального программного обеспечения.

Впрочем, как отметил Андрей Грибанов, ничего принципиально нового за последнее время в системах противокражных защит не появилось, а на любую броню все равно найдется соответствующая пуля, и никакие технологии не смогут гарантировать отсутствия общих товарных потерь (недостач), которые, между прочим, складываются не только из внешних, но и  из внутренних потерь, поэтому пристальное «внимание» в магазинах уделяется также и персоналу.


За кражу утюга — в тюрьму

О том, какую ответственность по закону могут понести граждане, попавшиеся на магазинных кражах, рассказал Алексей Азанов, практикующий юрист, руководитель юридической компании «Русская правда».

— Алексей, какое наказание предусмотрено для магазинных воров?

— Начнем с того, что вор — это понятие общее. Человек может совершить кражу (тайное хищение), грабеж (открытое хищение) или разбой (под ним часто понимают ограбление, но к данному вопросу это вряд ли относится). При краже человек может получить до двух лет заключения, при грабеже — до четырех лет лишения свободы.

При этом, если человек совершил мелкое хищение на сумму до 1000 рублей, он будет привлечен к административной ответственности. Ему может быть назначен административный штраф в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Так что за кражу, например, дорогого утюга человек может получить реальный срок. Кроме того, если гражданин, допустим, зашел в магазин, открыто взял пару бутылок пива, не расплатился, а затем на выходе оттолкнул охранника, который попытался его остановить, то это деяние может быть квалифицировано как грабеж, и человек понесет соответствующее наказание.

— Как действовать человеку в ситуации, если охранник задержал его без каких‑либо оснований, просто по подозрению, а человек  на самом деле  ничего не крал?

— Начнем с того, что охранники вообще не имеют права никого задерживать. Они могут только вызвать полицию. Более того, если человек уверен в своей невиновности, а охранник ведет себя вызывающе и агрессивно, то гражданин может вызвать полицию сам, объявив, что на него напал человек, который представился охранником.

Поделиться

Публикации на тему
  • Сегодня | 17:51
    Как челябинские лор-врачи спасают пациентов от глухоты

    Каждый год хирурги оториноларингологического отделения челябинской Клиники ЮУГМУ возвращают способность слышать сотням пациентов. Как люди теряют слух и что делают врачи, чтобы им помочь, — об этом «ЮП» рассказала заведующая отделением, кандидат медицинских наук Анна Кочеткова.

  • Вчера | 14:25
    Ямам здесь не место. Сколько дорог обновят на Южном Урале

    Губернатор Алексей Текслер в начале дорожного сезона традиционно объехал дороги Челябинска. Как и в предыдущие годы, глава региона построил свой маршрут с учетом комментариев жителей, которые они оставляли в социальных сетях.

Новости   
Спецпроекты