Алексей Азанов: «Многие из сотрудников служб безопасности магазинов страдают «синдромом вахтера»

7 Августа 2015 Автор: Лев Фадеев
Алексей Азанов: «Многие из сотрудников служб безопасности магазинов страдают «синдромом вахтера»

О том, как безопасно ходить за покупками и отстаивать свои права в случае несправедливых обвинений в воровстве, а также проблемах имиджа торговых точек, рассказал Алексей Азанов, практикующий юрист, руководитель юридической компании «Русская правда».

И овцы целы…

— Алексей, появилась информация о том, что руководство ряда супермаркетов «X5 Retail Group», таких как, например, «Пятерочка» и «Перекресток», работающих в том числе и в Челябинской области, после ряда инцидентов с неадекватным поведением охранников решило в течение нескольких лет постепенно отказаться от услуг ЧОП. Поможет ли эта мера лучше защитить права покупателей?

Злые охранники_Азанов Алексей.jpg— Мне думается, что поможет. Сейчас некоторые из тех, кто работает контролерами торговых залов и охранниками, являются людьми неадекватными. Они могут, например, в грубой форме потребовать показать содержимое сумочки, хотя личный досмотр не входит в их компетенцию. Многие охранники ставят одной из главных своих задач — оправдать собственное нахождение в торговом зале — и сами провоцируют конфликты.

— Какими правами вообще обладает охранник?

— Охранники в магазинах не имеют каких‑либо специальных прав, то есть они не могут никого задерживать. Фактически охранник, как и любой другой гражданин, может только наблюдать за посетителями и при необходимости вызвать полицию.

Даже лицензированные охранники, имеющие соответствующие удостоверения, могут применять специальные средства и оружие только в том случае, если существует реальная угроза жизни им самим или другим гражданам.

Но, к сожалению, многие из сотрудников служб безопасности страдают так называемым «синдромом вахтера», то есть чувствуют себя маленькими командирами, таким образом провоцируя конфликт. Зачастую они начинают входить в роль Шерлока Холмса, подозревать граждан: «Я тебя вижу», вести себя вызывающе и некорректно.

— Но вместе с тем кражи из магазинов из года в год растут. Так, в прошлом году в целом по России украли товаров на сумму около миллиарда рублей. Не станет ли отказ от услуг охранников катализатором для данной порочной практики?

— Указанные торговые сети решили отказаться от услуг ЧОП, поскольку подобный формат работы их не устраивает. В магазинах останутся камеры видеонаблюдения, а сотрудники торговых залов станут более бдительными и внимательными: в случае чего они смогут просто нажать «тревожную кнопку». Отказ же от услуг охранников может, к тому же, благотворно повлиять на атмосферу в магазинах, сделать ее более миролюбивой, а значит и комфортной для граждан. Вспомните, в 90‑е годы кафе по всей области были буквально утыканы охранниками, сейчас их в таких заведениях практически нет, а конфликтность, то есть количество скандалов от этого только снизилось.

— Есть ли, на ваш взгляд, кроме отказа от сотрудников охраны, иные пути и товар сохранить, и права покупателей не ущемить?

— Конечно, можно повышать профессионализм охранников. Но овчинка должна стоить выделки. Понятно, когда вооруженные люди охраняют, например, инкассаторские машины, но в данном случае речь идет о магазинах, где большие скопления народа. Любой профессионал в такой обстановке может допустить ошибку, повести себя в толпе неадекватно. В итоге последствия для магазина окажутся значительно хуже, чем, если бы, условно говоря, из этой торговой точки украли ящик пива. Фактически из-за человеческого фактора торговая сеть рискует потерять свое имя, имидж.

На мой взгляд, и другие участники рынка, увидев, что в магазинах, отказавшихся от услуг ЧОП, ситуация только улучшилась, последуют этому примеру.

— Как защитить человеку свои права в магазине? Что делать гражданину, если он столкнулся с неадекватным поведением охранника?

— Если гражданин, действительно, по тем или иным причинам что‑либо украл, следует признать свою вину. А далее возникает вопрос выбора. Некоторые могут решить возникшую проблему непосредственно с охранником. Тогда дело может и не дойти до вызова полиции. Если же сотрудник полиции все-таки был вызван, дело получит ход.

В случае же необоснованных подозрений и вызывающего поведения со стороны охранника гражданину нужно потребовать вызвать полицию или даже вызвать ее самостоятельно, объявив, что на него напал человек, который представился охранником. Следует также предложить охраннику обратиться к камерам видеонаблюдения: по ним можно, в частности, проследить маршрут человека, который, вероятно, даже и не проходил рядом с теми прилавками, на которых расположен товар, в краже которого человек подозревается.

— Вместе с тем многие боятся обращаться в полицию?

— Действительно, далеко не всегда в подобных ситуациях и сотрудники полиции ведут себя адекватно, но у нас в стране предусмотрена многоступенчатая система защиты прав граждан. Нужно спокойно выдерживать свою линию. Не лишним будет напомнить своим «оппонентам» о существовании прокуратуры — это метод проверенный. После его применения внешние понты у них, конечно, могут остаться, однако это будет уже скорее «хорошая мина при плохой игре»: опыт показывает, что конфликт после этого начинает понемногу гаснуть. Такое заявление обычно действует отрезвляюще. Сотрудники охраны, в частности, тогда начинают понимать, что вы человек грамотный и свои права знаете.

— Что, на ваш взгляд, можно и необходимо сделать еще для того, чтобы максимально защитить права граждан в данной сфере? Требуется ли совершенствовать законодательство?

— Сегодня законодательство в полной мере защищает права граждан в данной сфере, которые последним нужно элементарно знать, равно как и тем же охранникам понимать предел своих возможностей, осознавать ограниченность своих прав свободой других людей.

Анкета эксперта: Азанов Алексей Аркадьевич

Поделиться

Сегодня | 15:11
Истории волонтеров. Выставка из Донбасса прибыла в Челябинск

Два года назад добровольцы такой же весной уже кормили на Донбассе беженцев и местных жителей обедами с хлебом.

Сегодня | 14:51
Дети готовы решать взрослые проблемы экологии

На Всероссийском Детском экологическом форуме в Челябинске южноуральцы будут бороться в номинации «Лучший проект по сохранению растений».

05.10.2016 | 10:32
Андрей Коршунов: «Челябинские поручители по кредитам стали чаще платить за должников»

В Челябинской области сохраняется напряженная ситуация в отношении закредитованности населения. Граждане зачастую обращаются за получением займов в банки, которые, как правило, требуют в обеспечение кредита поручительство.

03.10.2016 | 15:33
Андрей Коршунов: «Давать взаймы челябинцам стало опаснее»

Желая избежать неприятных контактов с коллекторами, южноуральцы нередко боятся обращаться за получением кредитов в банки или микрофинансовые организации и предпочитают прибегать к проверенному способу — занимать у родственников, друзей, надежных знакомых или других физических лиц.

Новости   
Спецпроекты