Татьяна Ковалева: «Для стабильно безаварийных водителей полис ОСАГО останется адекватно недорогим»

30 Ноября 2015 Автор: Геннадий Волшуков Фото: Вячеслав Шишкоедов
Татьяна Ковалева: «Для стабильно безаварийных водителей полис ОСАГО останется адекватно недорогим»

В России могут либерализовать тарифы по ОСАГО. Это предполагает переход на свободное ценообразование. Страховщики считают, что постоянное повышение тарифа ОСАГО не решает проблем в этом сегменте, поэтому надо сделать тариф свободным.

блиц_Ковалёва-Татьяна.jpgНа вопросы «ЮП» ответила Татьяна Ковалева, территориальный директор АО «СОГАЗ» по Уральскому федеральному округу.

— По данным Союза защиты прав потребителей финансовых услуг, в 2015 году за счет двойного повышения тарифов страховщики увеличили свои прибыли в разы, причем в основном за счет повышения стоимости полисов. У крупнейших участников рынка ОСАГО чистая прибыль выросла на 90-302 % по сравнению с прошлым годом. И все-таки, по-вашему, либерализация тарифов по ОСАГО необходима?

— По поводу увеличения прибыли «в разы» позвольте не согласиться. Год назад рынок автогражданки оказался в состоянии коллапса. Причем об этом страховщики предупреждали на протяжении нескольких лет. И повышение тарифов ОСАГО осенью прошлого года не могло кардинально исправить ситуацию, особенно с учетом того, что в разы была повышена сумма страхового покрытия по «железу» — со 120 тысяч до 400 тысяч рублей. В апреле этого года со 160 тысяч до 500 тысяч были повышены выплаты по ущербу здоровью. В результате за полугодие сборы по ОСАГО выросли примерно на 40 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но и выплаты заметно росли. И темпы роста выплат только увеличатся, так как все больше страховых случаев урегулируются уже с новым страховым покрытием и с учетом растущей стоимости запчастей. Повышение тарифов только отодвинуло ОСАГО от критической черты убыточности.

— То есть при существующей ситуации проблемы в ОСАГО будут только нарастать?

— Именно. И поэтому, я считаю, либерализация тарифов будет оптимальным выходом из ситуации. Это вынужденный компромисс между ожиданиями страховщиков и необходимостью учитывать «социальный фактор». В связи с этим хотелось бы акцентировать внимание на справедливой стоимости полиса ОСАГО для конкретного автовладельца. Существующий сегодня тарифный коридор для всех страховщиков не позволяет применить индивидуальный подход по ценообразованию к каждому клиенту, потому что распространяется на всех без исключения автовладельцев. А ведь среди них есть и аккуратные водители, и лихачи, на счету которых уже не одна авария. Однако при заключении договора ОСАГО для них действует единый базовый тариф, предлагаемый страховщиком в данном регионе, и одинаковый региональный коэффициент. При либерализации же тарифа страховщики получат возможность индивидуально устанавливать стоимость ОСАГО для каждого водителя в зависимости от его опыта вождения и страховой истории, предложив справедливую цену на полис. В итоге для стабильно безаварийных водителей полис ОСАГО останется адекватно недорогим, а для виновников аварий свободная тарификация станет хорошим стимулом изменить манеру вождения и соблюдать ПДД.

— После увеличения тарифного коридора с 5 до 20 % в некоторых регионах ОСАГО стало дороже для автовладельцев на 60 %, так как большинство страховщиков продавали полисы ОСАГО по верхней границе коридора. Эксперты считают, что либерализация подстегнет рост стоимости полиса до 30 %. Стоит ли опасаться повсеместного роста тарифов и, как следствие, массовых отказов от страхования?

— Я не разделяю таких опасений. Сейчас полис ОСАГО можно приобрести у нескольких десятков страховых компаний, что делает ценовой сговор практически невозможным. К тому же, как уже говорилось выше, страховщики смогут персонализировать тариф для каждого автолюбителя, поэтому роста тарифов мы не ожидаем.

— Какие дальнейшие шаги, по-вашему, должны быть предприняты для либерализации ОСАГО?

— Сегодня тариф ОСАГО устанавливается в отношении всех физических или юрлиц на отдельной территории. Следующим шагом может быть свободное применение любого значения тарифа внутри коридора для конкретного водителя на конкретной территории. Это даст возможность индивидуально устанавливать цены для каждого автовладельца в зависимости от его опыта вождения и страховой истории. И, наконец, логичным завершением этого этапа станет полное введение свободного ценообразования.

— Какие риски могут сопровождать внедрение этой модели?

— Серьезную опасность для страхового рынка может представлять необоснованное занижение тарифов ОСАГО со стороны отдельных страховщиков, которые для решения своих краткосрочных проблем с ликвидностью и привлечением «живых» денег займутся демпингом. Поэтому, прежде чем перейти на свободное ценообразование в ОСАГО, необходимо очистить отечественный рынок страхования от недобросовестных игроков.

— Отмечается, что процесс либерализации тарифов может быть полностью реализован в течение примерно трех лет. Почему оговаривается именно такой срок?

— Либерализация может быть реализована и в более короткий период. Однако, прежде чем перейти к свободному ценообразованию, на российском страховом рынке необходимо провести сложную и масштабную работу, устранить ряд проблем, среди которых как страховое мошенничество и несовершенство судебной системы, используемое многочисленными автоюристами, так и некачественное оказание услуг со стороны самих страховщиков. Исходя из этого, три года вполне комфортный срок, позволяющий учесть интересы всех сторон: и регулятора, и автовладельцев, и страховщиков.

Поделиться

Вчера | 11:25
Всероссийский субботник в Челябинске стал праздником труда и чистоты

В наведении порядка в городе приняли участие более 30 тысяч человек.

01.05.2024 | 09:59
Рапорт Сталину. О чем сообщали большевики Челябинской области

В фондах Челябинского областного архива хранится уникальный документ — «Рапорт товарищу Сталину от большевиков Челябинской области». Он был создан в 1944 году и адресован в Кремль, чтобы показать производственные достижения Челябинской области за три года войны.

Вчера | 11:35
Как победа «Металлурга» в Кубке Гагарина скажется на имидже Южного Урала

Южноуральская команда под руководством Андрея Разина, переиграв ярославский «Локомотив» в финальной серии, вернула Кубок Гагарина в Челябинскую область. В финальной серии до четырех побед против «Металлурга» ярославским хоккеистам не удалось выиграть ни одного матча. Серия завершилась с разгромным счетом 4:0.

29.04.2024 | 18:02
В Челябинске стартовал школьный чемпионат России по интеллектуальным играм

Турнир будет проходить в течение трех дней.

Новости   
Спецпроекты