Назад в СССР. Почему челябинским туристам не по карману Гудаури, Бухара и Вильнюс

15 Декабря 2015 Автор: Наталья Калентьева
Назад в СССР. Почему челябинским туристам не по карману Гудаури, Бухара и Вильнюс

В еще не столь далеком прошлом Советский Союз с точки зрения туризма был уникальным государством: его граждане, лишенные возможности выезжать за рубеж, могли окунуться в атмосферу Европы на аккуратных улочках Риги, покататься на горных лыжах на Чегете или в Гудаури и прочувствовать восточный колорит в Бухаре или Самарканде. Постсоветское пространство и сегодня имеет огромный туристический потенциал, считают южноуральские эксперты в сфере туризма.

Однако Гудаури никогда не «пододвинет» Альпы, а пляжи Баку, Сухуми и Батуми вряд ли когда-нибудь будут забиты шезлонгами с российскими туристами, как турецкие или египетские.

Исключение из рыночных правил

Несколько месяцев назад эксперты портала Travel.ru составили рейтинг городов и курортов стран СНГ, куда чаще всего ездили российские туристы в 2015 году. Топ-20 самых популярных у российских туристов городов СНГ возглавили Минск (Беларусь), Киев (Украина), Алматы и Астана (Казахстан), Баку (Азербайджан) и Ереван (Армения). Правда, выбирают курорты бывшего СССР единицы южноуральцев.

— В прошлом, примерно до начала 90-х прошлого века, спрос на туры в Прибалтику или Грузию действительно был, — говорит Виталий Кондратьев, исполнительный директор Челябинской ассоциации туристических организаций. — Но как только рухнул железный занавес и появилась альтернатива прежде всего в виде Турции и Египта, интерес к бывшим союзным республикам упал почти до нуля. И в последние десятилетия этим направлением занимаются единичные компании. Ведь интерес к турам в Армению или Узбекистан — это скорее исключение из правил.

Сегодня из всего турпотока, по данным туристических компаний, в бывшие союзные республики едет меньше 10 процентов туристов. Причем, турист, выбирающий постсоветскую «экзотику», особенный: интересующийся, но не ностальгирующий. Средний возраст тех, кто едет в страны СНГ, составляет 30-35 лет.

— Туризм в этих странах имеет ряд преимуществ. Во-первых, это безвизовые страны, не считая Прибалтики. А в Казахстан и Белоруссию и вовсе можно ездить по российскому паспорту, — рассуждают менеджеры туркомпании «Крумис». — Кроме того, мы имеем общее прошлое, историю, культурную базу. Нет и языковой проблемы: везде можно общаться на русском. Хотя современное поколение в том же Баку, например, говорит уже на родном азербайджанском языке и английском. Плюс в каждой из бывших советских республик свой неповторимый колорит.

Туристический пакет, включающий авиаперелет, страховку, трансфер, проживание в отеле, питание по программе и даже экскурсионную программу, можно купить практически в любую страну бывшего СССР. Причем речь идет как об оздоровительном туризме, так и о спортивном и экскурсионном.

Хочется, да колется...

Санаторная база СССР всегда славилась и своими возможностями. Многие из некогда советских здравниц функционируют до сих пор. В частности, сегодня туристические компании предлагают лечение в санаториях Белоруссии, Азербайджана, Киргизии и Грузии.

— Хорошие санатории в Белоруссии, и они у нас были очень востребованы до скачка курса доллара. Увы, все расчеты с нашими партнерами за пределами России идут через долларовую систему. Соответственно, стоимость оздоровительных путевок за последний год очень увеличилась, — пояснили «ЮП» в челябинском бюро международного туризма «Спутник». — Аналогично раньше была более востребована Киргизия. Уровень обслуживания на Иссык-Куле советский, но врачи работают по проверенным методикам и дают полные курсы лечения, от чего многие здравницы уходят в целях экономии. И хотя сезон там достаточно короткий, по сути, только июль, многие санатории сделали подогреваемые бассейны, которые наполняются озерной, лечебной водой, став всесезонными.

Также при желании можно поправить здоровье в лечебницах Грузии (Боржоми), сопоставимых по воздействию с чешскими Марианскими Лазнями, или Азербайджана (Нафталан), где лечат нефтепродуктами.

— В отличие от нас жители столичных регионов более мобильны, и они уже освоили курорты Азербайджана, Грузии и Киргизии, — говорит Светлана Шевякова, заместитель генерального директора «Спутника». — Для регионов, не только Челябинской области, но и соседних Свердловской, Курганской и Тюменской, проблема заключается в том, что нет прямого авиасообщения с ближним зарубежьем. Если раньше у нас был, например, рейс Челябинск — Бишкек, то и спрос на ту же Киргизию был выше. Сейчас он единичен отчасти из-за логистики.

Хотя помимо оздоровления любая из бывших советских республик может похвастать богатой «экскурсионкой», гастрономическими и событийными турами, и искушенные менеджеры туристических агентств предпочитают «рекламники» не в Таиланд или Шри-Ланку, а в Грузию, Армению или Узбекистан.

— Наши туристы редко ориентируются на экскурсионные возможности этих стран, хотя они очень разнообразные. К примеру, в Грузии есть не только горнолыжные курорты и пляжи, но еще виноделие. Местные виноделы могут часами рассказывать о том, как солнце играет в каждой виноградинке, как вызревает ягода, как производится вино. Они живут этим, и сомелье, и просто любители вин с удовольствием ездят в винные и гастрономические туры в Грузию, — рассказывает Светлана Шевякова. — Или взять, к примеру, узбекские Бухару и Самарканд. Именно там, среди узких улочек, у тысячелетних мечетей и дворцовых комплексов можно прочувствовать колорит настоящего Востока, а не в истоптанных туристами Египте, Турции, Тунисе или Марокко.

Правда, стоимость такой поездки будет как минимум в два раза выше поездки в любимый южноуральцами Таиланд или Вьетнам, не говоря уже о бюджетных, хоть пока и закрытых, направлениях вроде Турции и Египта. Так, классический восьмидневный тур в Армению, включающий авиаперелет, страховку, трансфер, питание и экскурсионное сопровождение, обойдется в сумму от 84 тысяч рублей на человека при двухместном размещении, путешествие по маршруту Ургенч — Хива — Бухара — Шахрисабз — Самарканд — Ташкент — будет стоить минимум 86 тысяч рублей, а горнолыжный тур в Гудаури на восемь дней — от 65 тысяч рублей.

На Рижском взморье воздух свеж...

В отдельный сегмент сами игроки туристического рынка выносят страны Балтии. В 1980-90 годах курорты Литвы, Латвии и Эстонии считались элитными. Но если раньше альтернативы Клайпеде, Юрмале, Риге и Таллину не было, то сейчас с «открытой» Европой туристы это направление рассматривают крайне редко. Причины очевидны: помимо отсутствия прямого авиасообщения (из Челябинска улететь в одну из прибалтийских столиц можно только транзитом через Москву), дороговизны авиабилетов и наземного обслуживания многих туристов останавливает фильтр шенгенской визы. Тем более что визы консульства прибалтийских государств выдают, как правило, под даты поездки.

— Тур можно сформировать на любое количество дней: хоть на неделю, хоть на уикэнд, «Аэрофлот» и Baltic Air выполняют достаточно много рейсов ежедневно. Другое дело, что стоимость недельного тура в Ригу с размещением в трехзвездочном отеле на побережье на базе завтраков обойдется примерно в 50 тысяч рублей на человека, — поясняет Анастасия Малясова, заместитель генерального директора челябинского бюро международного туризма «Спутник». — В то же время аналогичный тур в Прагу будет стоить в два раза дешевле.  Поэтому неискушенный турист предпочтет отправиться в «настоящую» Европу: Венгрию, Чехию, Испанию или Германию… Хотя та же Рига вполне достойная альтернатива другим европейским столицам, и те, кто побывал там хоть раз, нередко туда возвращаются.

Что касается санаторного лечения, то оно хоть и соответствует международным стандартам, считают специалисты, но объем процедур уступает местным здравницам вроде «Карагайского бора» и «Янган-Тау». При этом цены в прибалтийских санаториях на уровне Карловых Вар.

Перевозчики подрезают «крылья»

Несмотря на единичный спрос и отсутствие бюджетной авиаперевозки, бывшие союзные республики все же могут занять свою нишу на рынке туруслуг. Более того, некоторые из них в последние годы пытаются активно продвигать свои туристические ресурсы в России. В частности, стенды Киргизии, Белоруссии и Армении можно увидеть на всех крупных туристических выставках и форумах в Москве и Екатеринбурге.

Правда, пока что туры в постсоветские республики предлагают разве что небольшие столичные компании и региональные туроператоры, которые держат марку и ассортимент «пакетов», чтобы привлечь искушенного туриста.

— Все прекрасно понимают, что в продажах это достаточно сложный продукт. Но в свете рыночной конъюнктуры интерес к Армении, Узбекистану, Латвии и Казахстану неизбежен, — считает Дарья Ерхова, генеральный менеджер российского отдела «Спутника». — Эти страны позволяют прикоснуться к немассовому, эксклюзивному туризму. Для участников рынка это своеобразная возможность, ведь чем шире спектр предложений туристической компании, тем больше возможность увеличить клиентскую базу. Многие искушенные туристы пытаются открыть для себя что-то новое. Другое дело, что пока что вопрос денежной доступности у них превалирует.

Отчасти решить проблему ценовой политики на туры в ближнее зарубежье могли бы чартерные перевозки, ведь именно авиаперевозка составляет львиную долю стоимости тура. К слову, только перелет «регуляркой» до Еревана со стыковкой в Москве в низкий сезон обойдется примерно 30-35 тысяч рублей. При этом чартерный перелет в Прагу стоит всего 16 тысяч туда-обратно. Но появление чартеров, например, на маршрутах Челябинск — Ташкент или Челябинск — Тбилиси пока из раздела фантастики.

— Чартеры в такие страны сейчас нереальны. Нужно рассуждать трезво и рационально. Если у нас до прошлого года не было чартерных рейсов в Краснодарский край, только регулярная авиаперевозка, о чем тут можно говорить! — рассуждают представители туристического сообщества. — Что касается Прибалтики, то складывается впечатление, что национальные перевозчики и собственно туристическая отрасль не испытывают потребности в наших туристах. Вспомните, в свое время из Челябинска ставили чартеры даже в Прагу и Вену, а в Ригу их не было никогда. И скорее всего не будет.

Чтобы продвинуть некогда популярные курорты, нужны действия с обеих сторон —  российской и собственно «зарубежной», считают другие игроки рынка. Тогда в течение трех-пяти лет челябинские туристы заговорили бы о Киргизии, Грузии или Армении как об альтернативе хотя бы Черноморскому побережью.

— Определенные усилия должны быть со стороны госструктур по визовому режиму, по логистике. Только объединившись в конгломерат, Ростуризм, авиаперевозчики, отельеры и различные государственные органы могут чего-то добиться, — делится своими мыслями Виталий Кондратьев, исполнительный директор Челябинской ассоциации туристических организаций.

Собственно, и сами продавцы туристической розницы должны поменять подходы, считают менеджеры-туристы на местах.

— Если продажей туров в СНГ будет заниматься несколько компаний, будет не только конкуренция, но еще и возможность объединить усилия, организовывать сборные туры. В какой-то мере это решило бы часть проблем с логистикой, размещением и экскурсионным сопровождением, — рассуждают они. — Пока спрос низкий и туры индивидуальные, цены, соответственно, довольно высокие. Будут точки соприкосновения у туристических компаний, будет общая стратегия — неизбежно будет и движение вперед, то есть «назад в СССР».

Поделиться

Вчера | 14:25
Ямам здесь не место. Сколько дорог обновят на Южном Урале

Губернатор Алексей Текслер в начале дорожного сезона традиционно объехал дороги Челябинска. Как и в предыдущие годы, глава региона построил свой маршрут с учетом комментариев жителей, которые они оставляли в социальных сетях.

18.04.2024 | 18:53
Какие улицы попросили отремонтировать жители Челябинска

Алексей Текслер объехал проблемные дороги областного центра.

18.04.2024 | 15:44
Южноуральцы могут сдать пулеметы, ружья и патроны за вознаграждение

В Челябинской области стартовала акция «Оружие-2024».

17.04.2024 | 14:29
Как «Трактор» обрел памятник, кормил собак и сыграл «Брата-2»

Для челябинского «Трактора», который завоевал бронзовые медали чемпионата КХЛ, нынешний сезон стал особенным. И пока спортивные аналитики подбивают статистику и анализируют выступление команды, «ЮП» вспомнила самые яркие моменты прошедшего регулярного чемпионата и плей-офф.

Новости   
Спецпроекты