Проклятие сгоревшего храма. Над челябинскими староверами по сей день звучит эхо анафемы

23 Марта 2016 Автор: Марат Гайнуллин Фото: Александр Чуносов
Проклятие сгоревшего храма. Над челябинскими староверами по сей день звучит эхо анафемы

…Глядя на этого почтенного старца с окладистой бородой, и не подумаешь, что в прошлом он — выпускник престижного приборостроительного факультета ЮУрГУ, учился в военной академии, подполковник бронетанковых войск. Между тем некогда блестящий офицер ныне староста челябинских старообрядцев.

Жест двуперстный

При слове «старообрядчество» у многих из нас возникает образ неких темных и мрачных личностей: живут обособленно, словно в дремучем лесу, на порог никого не пустят и воды в кружке не поднесут.

А еще, конечно же, вспоминается очень сильная картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Гордо вознесенный к небу двуперстный жест. И сидящий в снегу юродивый, вторящий бесстрашной женщине тем же двуперстием…

Но когда это было! Три с половиной века назад! А сегодня? Неужели и по сей день существуют эти загадочные старообрядцы? И даже в Челябинске?

Представьте, есть! И немало. Только по списочному составу в Челябинске сегодня проживает около 400 старообрядцев. На самом же деле, говорят, их во много раз больше.

В колупаевских закоулках у староверов есть свой молитвенный дом — по улице Волгоградской, 26, с бережно хранимыми в нем древними книгами и редчайшими иконами. В этом доме и приютила старообрядцев в начале 80-х добрая старушка Агафья Клюкина, которая им его и завещала.

С тех пор и обитает здесь Челябинская старообрядческая поморская община Древлеправославной Поморской церкви. А совет ее возглавляет Дмитрий Каргаполов.

И девять часовен вокруг

— Были и светлые времена у челябинских старообрядцев, —  рассказывает Дмитрий Анфимович. — Первый старообрядческий храм в городе был построен еще в 1898 году по улице Преображенской, № 6 (ныне улица 1 Мая. —  Прим. авт.).

Согласно архивным данным, напротив челябинской городской больницы в 1908 году возвели шестиглавый храм Святой Троицы. В 30-х годах горожане потребовали передать храм под мужское общежитие. Позже здание сгорело (уж не проклятие ли?), и его снесли.

Не осталось следа и от храма в Заречье. Красив и богат, сказывают, был тот храм. Достаточно сказать, что по оценочной ведомости он стоил в три раза дороже, чем рядом стоявший роскошнейший особняк купца Рябинина.

На улице Степной (ныне Коммуны) находился молитвенный дом. А сам Челябинск стоял в окружении девяти (!) часовен.

В 1930-х годах после массовых репрессий челябинские староверы долгое время вынуждены были небольшими группами тайно собираться на разных квартирах. Чуть полегче стало в 1971 году, когда Синод снял со староверов анафему. Но объединения так и не произошло. И живут все общины по-прежнему обособленно.

От раскола до золотого века

— Ваших предшественников как только ни называли: двуперстниками, кержаками, а чаще — раскольниками...

— Это более чем несправедливо! Какие же они раскольники? Что они раскалывали? В российском расколе убийства и гонения были только с одной стороны. Нет ни одного документа или воспоминания, где бы говорилось, что староверы убивали православных. Наоборот! Староверы всегда и беззаветно выполняли заповедь: не убий!

— С реформы Никона все и началось?

— С нее самой, когда в середине XVII века русская православная церковь и раскололась надвое. Одна ветвь, где были приняты новые законы и правила, в частности, креститься тремя перстами, превратилась в официальную. А староверы стали называть себя двуперстниками.

Лучшая часть русских людей была изгнана из боярства, из дворянства, из купечества и крестьянства. Изгнаны из больших городов, а потому они уже не могли стать членами правительства и занимать во власти даже самые нижние ранги.

После раскола старообрядцы стали изгоями-еретиками, вынуждены были скрываться по таежным скитам в Поморье, в Сибири и, конечно же, на Урале.

Пощады не было никому: убивали не только мужчин, но и женщин, и даже детей. Гонения были столь страшные, что староверы нередко предпочитали коллективное самосожжение в скитах, молельных домах. Но именно благодаря старообрядцам удалось сохранить такие шедевры отечественной литературы, как древнерусская икона, сохранить знаменное пение, традиции книгописания.

Любопытный факт: известный русский писатель Мельников-Печерский, бывший чиновником по делам раскола, по долгу службы преследовавший старообрядцев и разорявший их скиты, уже в конце своей жизни написал министру внутренних дел: «Главный оплот будущего России все-таки вижу в старообрядцах. А восстановление русского духа, самобытной нашей жизни все-таки произойдет от образованных старообрядцев». И эти слова оказались пророческими. Знаменитые цифры экономического подъема 1913 года не случайно совпадают с расцветом старообрядческой активности. Этот период принято называть золотым веком старообрядчества.

Покровители старой веры

— А когда старообрядцы пришли на Урал?

— В «Отчете Оренбургской губернии за 1832 год по части департамента полиции исполнительной» говорится: «…Казаки Войска Уральского все вообще с женами и детьми суть старообрадцы». А статистические сводки за 1840 год фиксировали наличие более 30 тысяч раскольников в 126 казачьих поселениях.

И вот еще очень один очень важный документ, который красноречиво отражает отношение первых жителей Челябинской крепости к официальной церкви.

Оренбургский губернатор Авраам Путятин доносит исетскому воеводе, что заложенная еще в 1748 году в Челябинской крепости каменная церковь не была построена даже в 1764 году. То есть целых 16 лет длилось противостояние! Указывается и причина: «Понеже тамошние казаки, находятся уклоненными в раскол, то статься может, что они к строению той церкви не усердствуют».

— Значит ли это, что и Челябинск основали преимущественно старообрядцы?

— Этого мы, конечно же, не утверждаем. Однако вообразите, какой же многослойный пирог представляло из себя тогдашнее население! Это и гарнизонные солдаты, и казаки всех мастей: уфимские и самарские, исетские и яицкие… А сколько ссыльных, беглых опальных старообрядцев? При этом самих заводчиков не особо-то интересовала порода людей. Рабсила дешевая —  вот что для них было важно!

— Историю старообрядчества Южного Урала XVIII-XIX веков нередко связывают с Демидовыми…

— И не только! Ее можно связывать с историей всей уральской металлургии. Вспомните громкие фамилии: Коробковы, Твердышевы, Мясниковы, Осокины, Масаловы, Лагутины — все они были покровителями старой веры. Причем одни являлись тайными, а другие — явными старообрядцами, которые не побоялись направить свои торговые и промышленные капиталы в развитие металлургического производства Южного Урала. К началу ХХ века от старообрядческих семей в казну поступало до 80 процентов всех доходов.

Староверы селились в Челябинске, Златоусте, Тюлюке. Это были очень трудолюбивые люди. Вот поэтому-то и в советское время их бросали на индустриализацию: насильно снимали с мест постоянного проживания и привозили на Копейские копи, на строительство ЧТЗ.

В этих людей можно верить

— Какие они были, старообрядцы?

— Почему были? Они и остались таковыми: не пьют, не курят, не играют в карты. Они абсолютно честные, работящие и чистоплотные люди! Уголовников и коррупционеров среди таких глубоко порядочных людей нет и быть не может. Их невозможно ни подкупить, ни запугать.

Но самым главным их качеством можно считать способность умереть, отстаивая то, во что они верят. Эти люди и сейчас скорее умрут, чем поступят подло, не по совести. В этих людей можно верить.

— Не хотите ли вы сказать, что до раскола вся Русь обладала этими качествами?
— Именно так! Пьянство, мат, вороватость, склонность к коррупции распространились по стране уже после раскола и продолжают свое победное шествие. Те, кто легко согласились на церковную реформу, согласятся со всем прочим, что предложит начальство.

— Известно, что в Екатеринбурге в художественной галерее Храма-на-Крови представлена коллекция уникальных изделий художественного литья поморских мастеров. В Нарьян-Маре создан старообрядческий церковный комплекс, в Пустозерске — памятная часовня на месте сожжения протопопа Аввакума. В Боровске воздвигнута часовня в память мучениц и исповедниц Морозовой и Урусовой. А что у нас, в Челябинске?

— А у нас — ни-че-го! Словно эхо анафемы над нами витает… Еще в 2002 году было заключено соглашение о сотрудничестве РПСЦ с администрацией Челябинской области, по которому предполагалось создание челябинского отделения Московского музея истории и культуры старообрядчества. Однако музея такого нет и поныне.

Уже много лет общественность города борется за создание в Челябинске Южно-Уральского центра славянской письменности, культуры, искусства, казачьего и старообрядческого быта «Русич», который носил бы имя Акинфия Демидова. Увы, нет и его.

Да что говорить! Челябинских ученых не допускают даже к изучению экспонатов челябинской поморской общины, которые хранятся в лаборатории археографических исследований старопечатных и рукописных книг при Уральском госуниверситете в Екатеринбурге.

А нужда-то в своем музее в Челябинске большая! Мне до сих пор памятен эпизод, произошедший на выставке по старообрядчеству. Проходила она осенью 2011 года в Челябинском областном краеведческом музее. Для многих выставка стала настоящим открытием темы.

Пришел на ту выставку молоденький паренек. Признался, что его дед-старообрядец воевал и в бой с фашистами ходил со своими молитвами. И победил!

«Очень хочу узнать, — говорил тот парнишечка, — в чем же сила была его?»

Поделиться

Вчера | 10:26
Челябинские эксперты обсудили способы защиты от террора

На Южном Урале введут дополнительные меры безопасности.

27.03.2024 | 14:51
Отчет принят. Депутаты гордумы Челябинска оценили работу городских властей

В Челябинске в этом году будет обустроен пляж для людей с ограниченными возможностями, появятся новые велосипедные дорожки, начнется капитальный ремонт парка имени Гагарина и продолжатся работы по озеленению территорий.

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.

Новости   
Спецпроекты