Челябинску предлагают вернуть утраченную харизму

27 Сентября 2016 Автор: Марат Гайнуллин
Челябинску предлагают вернуть утраченную харизму

«Чудак-человек!» — говорят иные про него. Другие поправляют: «Вот такие чудаки‑то и украшают мир!». В нашем случае «мир» — это Челябинск, который Олег Чернышев воспринимает как открытую книгу, ее невозможно захлопнуть — едешь ли ты по нему или идешь.

Вызов времени

В недавнем интервью «Южноуральской панорамы» глава Челябинска Евгений Тефтелев сказал, что готов рассматривать идеи преображения городского пространства. На предложение одним из первых откликнулся Олег Чернышев.

Философия такая: каждый городок ищет достойный повод, событие, чтобы рассказать об этом своим потомкам, туристам — чтобы привлечь внимание! Наш же Челябинск Олег Чернышев считает одним из перспективных миллионников России, который можно сделать по-настоящему красивым городом!

Да, мы вошли в XXI век, а вот с XX еще не рассчитались: не поставили памятник жертвам сталинских репрессий на «Золотой горе», не восстановили чистую гладь реки Миасс в центре города, не вернули шедевр архитектуры XIX века — элеватор на улице Елькина… Да мало ли еще что!

Но зато у нас удачно сочетается компактная жилая зона — в отличие, например, от Омска — с живописной, рассекающей центр города рекой и уникальным сосновым бором. Нам повезло, что в 40-х годах прошлого столетия целая плеяда талантливых московских архитекторов задала городскому пейзажу парадигму развития и столичный уровень.

Однако со временен город утратил свою харизму, свою индивидуальность. Настало время, наконец, ответить на вызовы времени, заполнить городское пространство.

Своими идеями Олег Чернышев просто фонтанирует!

По второй профессии он строитель, учился не где‑нибудь, а на факультете креативного творчества в Берлине. Первое образование получил на аэрокосмическом факультете ЮУрГУ (в прошлом — факультет ДПА Челябинского политеха). После его окончания работал на военных, гражданских объектах. Ему уже 70 лет, но он занимается спортом, а главное — он невероятный жизнелюб, а потому и выглядит на 60. Помогает друзьям строить оригинальные дома, малые архитектурные объекты.

«Золотая гора»

— В 1979 году я участвовал в раскопках на «Золотой горе», — рассказывает Олег Александрович. — С тех пор у меня осталось в памяти неизгладимое впечатление от увиденного. Три вскрытых котлована заполнены человеческими скелетами. Хруст под ногами. Долго вынашивал идею создать мемориал, который бы стал достойным памяти наших репрессированных земляков. Изучал Книги памяти. С возрастом пришло большее понимание страдания людей.

Все памятники, которые создает Чернышев в стиле конструктивизма, недорогие. Поэтому и 8-метровые канонические колонны для «Золотой горы» в его проекте предлагается сделать из белого бетона, который не уступает мрамору. Могут стоять сотни лет! Такой памятник стоит не дороже легковой машины. Для сравнения: в Москве победитель конкурса, известный скульптор делает рельефное, сложное панно на подобную тематику с многофигурной композицией, которое «потянуло» на 800 миллионов рублей!

Здесь, на «Золотой горе» жестокая репрессивная машина смешала бренные тела православных, католиков, мусульман, иудеев, соединив их общей судьбой и общей могилой. Автор и пришел к идее объединить религиозные символы: на иудейской стеле — звезда Давида, на другой стеле — мусульманский знак, направленный на Мекку, католический — на Восток, православный — на Запад…

Толстой и Пушкин …

Как‑то на встрече с писателями обсуждали рассказы Чернышева (он еще и литератор). Тогда он и обратил внимание: в Челябинске, оказывается, нет памятного места, посвященного человеку с пером. Появилась идея увековечить имена писателей, но не фигуративной, чрезвычайно дорогой лепкой, а современной композицией в стиле инсталляции. «Постскриптум» — так он назвал свой памятник–альманах в виде книжной полки.

На двух горизонтальных книгах из архитектурного бетона с именами Пушкина и Толстого стоят в ряд томики наших уральских писателей — Бориса Ручьева, Юрия Либединского, Михаила Львова, Людмилы Татьяничевой и тех, кого мы уже и не помним. Фамилии предложил Союз писателей, которому идея памятника понравилась, как, впрочем, и городскому обществу пушкинистов. И свои будущие встречи они уже мечтают проводить возле такого памятника. Возможно, на улице Орджоникидзе, которую собираются реконструировать. Вполне культурологическая зона! Напротив — первая музыкальная школа, с другой стороны — институт культуры. Второй вариант для аллеи писателей — пустующий сквер на улице Кирова за Свято-Троицким собором, как наполнение и продолжение нашей Кировки.

Весьма недорогие метровые книги-памятники из камня появятся постепенно  с помощью родственников, друзей, общественных организаций. После ухода писателя из жизни такая символическая книга появится на пьедестале, а городская улица наполнится интеллектуальным контентом, исторической памятью. Поэтому и памятник называется интерактивным.

Практика «книжных» памятников давно существует в мире — Китай, Израиль, Германия, Англия, Нидерланды. Но там памятники абстрактные, а у Чернышева — именные!

Жюлю Верну и не снилось!

Помните удивительную историю про затопленный город Молога на Волге? А легенды града Китежа? У Олега Чернышева своя сказка: почти в духе Жюля Верна он предлагает построить на реке Миасс Таинственный остров. Точнее, исчезающий.

Секрет проекта прост и изящен: остров поднимается над водой, но только летом, становясь местом отдыха горожан, коммерческим предприятием. С отступлением жары, после подъема воды, с помощью плотинки остров исчезает. С точки зрения инженерной — гидросооружение продумано до мелочей, и дважды в год остров между двумя низкоарочными мостами (Кировским и у Дворца спорта) будет появляться и исчезать. Предусмотрен вход для отдыхающих, въезд для уборочной техники. Протоки реки поочередно меняют для промывки. Исчезают трава, болото. Почти круглый год на реке — водная гладь. Помимо прекрасного места отдыха, город получит чистое русло и лидерство в мировой архитектуре: такого острова нет ни в одном городе на планете!

Еще одно запланированное чудо на реке Миасс — Сад-остров. За эту тему Чернышев взялся по просьбе Центра историко-культурного наследия. Входишь с улицы Свободы — и ты попадаешь в страну уральских мастеров. Детский интерактивный городок. Мостики, пирсы, причалы, динозавры…

От фонтана до астролябии

Каждую зиму фонтан на Театральной площади героически умирает. Как истинного инженера убогий вид этого деревянного саркофага Чернышева угнетал. И взялся он спасать фонтан зимой: предложил сделать над ним полусферу из голубого стекла, напоминающую московский манеж. Под куполом — яркие светильники, которые под музыку продолжат и зимними вечерами освещать Театральную площадь. С наступлением тепла купол демонтируется, вновь освобождая место фонтану. Просто и красиво!

Еще один проект Чернышева представляет из себя колонну, поддерживающую огненный шар — классическая форма взрывающегося тела. Это памятник челябинскому метеориту, который мог бы встать перед зданием аэропорта или рядом с будущим конгресс-холлом. Недорогой, эффектный объект напоминал бы гостям города о космическом событии, прославившем наш город.

«Астропарк» для детей — совместный проект с преподавателями и студентами кафедры архитектуры ЮУрГУ. Используется пустующая улица академика Королева, где устанавливается 12 объектов: шестиметровые солнечные часы, такого же масштаба астролябия, квадрант — приборы для морской навигации, глобус Земли, изображение Солнечной системы. А вот 12-метровый макет физического рельефа Челябинской области — можно в буквальном смысле ходить по Уральским горам, ощущая масштабы малой родины…

Все эти чудеса можно увидеть в одном из залов библиотеки имени Пушкина, где и разместилась эта необычная выставка. Ее декоративно-художественные экспонаты сделаны в его любимом стиле конструктивизма: инсталляция, нефигуративная пластика…Кто знает, быть может, это и есть очередная страница открытой книги под названием «Завтрашний Челябинск»!

Поделиться

14.05.2024 | 15:45
На операцию в Челябинск курганец прилетел на вертолете

Острое расслоение аорты застало «робинзона» на крыше дома в паводок.

14.05.2024 | 13:14
Азбука для Севера. Какую письменность создал Стефан Пермский

Если взять самый первый том энциклопедии «Истории литературы Урала», можно увидеть на корешке пометку «с XIV века».

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.

Новости   
Спецпроекты