Кровь людская не водица. Челябинские ангиологи — о факторах риска тромбоэмболии

24 Ноября 2016 Автор: Лидия Старикова
Кровь людская не водица. Челябинские ангиологи — о факторах риска тромбоэмболии

У этого выражения могут быть разные смыслы. Вспоминается оно и когда возникает критическая ситуация, известная большинству как «оторвался тромб», — беду принесла сгустившаяся кровь…

Недавно в Челябинске прошла «Школа флебологии-2016», посвященная проблемам профилактики и лечения венозных тромбозов — основной причины эмболии легочной артерии. Большинство не знает, что кроется за этим диагнозом.
 
— Известно, что враг номер один нашего здоровья — сердечно-сосудистые заболевания,  — говорит заведующий кафедрой хирургии института дополнительного профессионального образования Южно-Уральского государственного медицинского университета, президент Евро-Азиатской ассоциации ангиологов и сосудистых хирургов Алексей Фокин. — И если касаться нумерации, то в списке самых опасных причин, уносящих человеческие жизни, на первом месте — инфаркты миокарда, на втором — инсульты, а на третьем — те самые эмболии легочной артерии. Только говорится о них значительно меньше. Может быть, потому, что официально это не болезнь, а синдром — следствие венозного тромбоза.

Опасное вторжение

Этой серьезной проблемой занимается вся мировая медицина, и отечественная в том числе. Именно поэтому под эгидой Российского общества хирургов и реализуется обучающий общероссийский проект, посвященный профилактике и лечению венозных тромбозов. В числе экспертов — доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник Института хирургии имени А.В. Вишневского профессор Сергей Сапелкин из Москвы и заслуженный врач России профессор Алексей Фокин из Челябинска.
 
— Алексей Анатольевич, наши средства массовой информации уделяют теме медицины огромное внимание, однако о проблемах свертываемости крови, об опасности эмболии легочной артерии материалов практически нет.
 
— Поразительно, но я и сам перед этим интервью обнаружил это. Между тем заболевание не отнесешь к редким. На «вены», «тромбофлебит» жалуются очень многие, а вот об эмболии, как правило, не имеют представления. «Эмбола» в переводе — «вторжение». И когда говорят «оторвался тромб», это означает, что он пустится в «свободное плавание» по организму и циркулирующая кровь доставит инородные фрагменты в правые отделы сердца, затем в сосудистое русло, легкие. Происходит закупорка жизненно важных сосудов, и человек погибает или в определенных случаях остается тяжелым инвалидом

Хирург Мишкин и жизнь
 
— Алексей Анатольевич, но тромб же можно отловить?
 
— Конечно, но значительно надежней предотвратить критическую ситуацию. Хорошо известны и разработаны факторы риска, обстоятельства возникновения тромбозов вен на ногах. Научно обоснованы схемы назначения специальных медикаментов, снижающих свертывание крови, антикоагулянтов. Сейчас это не только гепарин и варфарин, но и другие эффективные и более безопасные медикаменты. Конечно, мы делаем операции при венозных тромбозах и эмболии легочной артерии. Многое, но не все, зависит от квалификации хирурга, который правильно оценит ситуацию. Вспомните случай из сериала про хирурга Мишкина, который сделал такую сложнейшую операцию в сельской больнице и спас человека? Поступок героический. Однако для того, чтобы это произошло, требовалось быстро поставить грамотный диагноз и поступить соответственно прописанным стандартам. Но это все же кино. В реальности требуется слишком много условий и параметров для успешного исхода. Плюс огромное количество ограничений. Но время высоких технологий ориентирует нас на бескровную эндоваскулярную хирургию, когда операции делаются через проколы с использованием оптической техники. Да, мы умеем делать сложнейшие операции, они совершенствуются, есть новые разработки, чему, кстати, и была посвящена школа, прошедшая в Челябинске в рамках всероссийского проекта. Но это очень дорогостоящая хирургия, требующая высокотехнологичного оборудования и расходных материалов. К сожалению, такие операции невозможно поставить на поток, они связаны с экстренностью, когда часто вопрос жизни и смерти решает время, а не хирург. Поэтому медицинский мир пришел к осознанию, что гораздо эффективнее заниматься предотвращением и лечением венозного тромбоза как главного источника эмболии, чем менее результативным лечением уже возникшего критического осложнения.

В ходе обмена опытом, профессиональных обсуждений и дискуссий на «Школе-2016» было также отмечено: если сердцем, сосудами занимаются узкие специалисты, то профилактикой тромбозов — врачи самых разных специальностей. И у большинства населения просто нет реального представления, почему так важно следить за свертываемостью крови, если есть проблема.

Цена незнания
 
— Мне довелось беседовать с академиком Кириенко из Российского государственного медицинского университета имени Н.И. Пирогова, главным российским специалистом в области флебологии (он принимал участие в одном из форумов, организованных в Челябинске). Александр Иванович в своем интервью много говорил именно о профилактике тромбозов, предупреждал, как опасно отсутствие движения, приводящее к застою крови и образованию тромбов. Все мы прекрасно знаем выражение «движение – жизнь», правда, не всегда применительно к себе.
 
— И тем не менее было бы очень просто все свести к этому. Существуют и другие факторы. Нельзя курить, злоупотреблять алкоголем, нужно правильно питаться, заниматься физическим трудом. Это общие правила здорового образа жизни, которым мы и в самом деле не всегда следуем. В первую очередь это относится к пациентам, не двигающимся после операций, переломов костей, инсульта пять-семь дней. Огромный фактор возникновения венозных тромбозов на ногах — онкологические заболевания. Не менее трети случаев острых венозных закупорок с эмболией легочной артерии возникает при раке. И очень вероятно, что иногда так называемые венозные тромбоэмболические осложнения могут быть первым реальным признаком развития в организме злокачественной опухоли. Длительный более четырех часов перелет в самолете, переезд в автомашине или автобусе с согнутыми в коленях ногами тоже может привести к тромбозу, поэтому надо вставать, двигать ногами в голеностопных суставах, надевать в поездку комрессионные гольфы, чулки или колготки. Вот почему любой из нас должен иметь хотя бы общее представление об этом, заниматься профилактикой, которая носит очень реальный, осязаемый характер.

Пять дней неподвижности и…
 
— Алексей Анатольевич, тогда о том, что надо знать и делать в реальности? Ведь очень многие жалуются: «У меня вены…».
 
— Это и есть один из факторов риска. Основная причина эмболии легочной артерии — тромбоз нижней полой вены и впадающих в нее вен нижних конечностей и таза. Предотвращая его развитие, мы и оберегаем себя от опасности. Онкологические заболевания, все злокачественные опухоли, как правило, приводят к повышенной свертываемости крови. Любая ситуация, связанная с неподвижностью, тоже риск, ведь человек лежит горизонтально и отток крови от нижних конечностей замедлен. Я наблюдал терапевтических больных, которым прописан постельный режим, и могу сказать, что сорок процентов из них подвержены такой опасности и страдают в большей или меньшей степени от осложнений.
 
— Алексей Анатольевич, есть же еще возраст (с годами сосуды стареют), а есть и плохая генетика, с которой человек на «вы». Нарушение свертываемости крови у многих от природы?
 
— Не только. В среднем этим недугом страдает десять-пятнадцать процентов населения. Причем гораздо чаще к нему предрасположены японцы, китайцы, представители других восточных национальностей. В России процент меньше, примерно десять, но значимость проблемы столь же велика. Свои сложности приносят годы: по статистике, у старшего поколения заболеваемость выше в четыре раза, чем у молодого.
 
— Мировой опыт профилактики венозных тромбозов нам доступен?
 
— В нашей стране такой опыт связан с именем академика Виктора Сергеевича Савельева, который еще в 60-х годах заложил основы профилактики эмболии, использовав лучшие достижения мировой медицины того периода. И эта система, обновляясь и изменяясь в связи со временем, продолжает жить и сегодня. Во всем мире существуют национальные стандарты профилактики, и в России тоже. В марте этого года стандарты обновлены. Я был одним из членов рабочей группы, которую возглавлял академик Кириенко. Новые стандарты, а они имеют статус закона, повышают ответственность врача, который должен действовать в критической ситуации грамотно и своевременно. Поэтому задачей «Школы флебологов-2016», которая действует в стране, и стала необходимость обеспечить специалистов знаниями, повысить их профессиональный уровень. При этом предусмотрена широкая информированность специалистов самых разных профилей, связанных с кровью. Должен отметить при этом, что в Челябинске есть очень хорошие врачи, как, например, известный на всю страну специалист по проблеме свертывания крови профессор Наталья Константиновна Вереина.

Помоги себе сам
 
— Алексей Анатольевич, понятно, что любая школа — это новинки, опыт, наработки, новые препараты и так далее. Это информация и руководство к действию для медиков. А как быть человеку, попавшему в группу риска?

 — Сегодня есть немало возможностей помогать самому себе, имея реальное представление об опасности. Например, в аптеках можно свободно купить фиксирующие эластичные бинты очень хорошего качества, есть препараты, которые разжижают кровь. Поэтому необходимо уяснить главное. Если вам рекомендованы антикоагулянты, регулирующие и нормализующие свертываемость крови, не пренебрегайте рекомендациями, не подвергайте себя риску, самостоятельно решая отменить препарат. Но более половины пациентов (это статистика) не выполняют предписаний.

Есть еще одна группа, о которой я хотел бы сказать особо: это будущие мамы. Если есть генетическая предрасположенность, то в период беременности такие женщины должны с особой тщательностью следить за своим здоровьем. Я не говорю о ведущих таких пациенток врачах, контролирующих показатели свертываемости крови. Но как часто бывает, что простейшие рекомендации игнорируются от недооценки возможных осложнений. И это слишком дорого может обойтись.

Сосчитайте до трех
 
— Алексей Анатольевич, часто дело не в недооценке состояния, не в лени, просто кажется, что если все хорошо, так, может, и не надо напрягаться с ежедневным приемом антикоагулянтов? Бывает, что от человека не зависит его длительная неподвижность. Это травмы, операции и множество других состояний, когда двигаться нельзя. Что тогда?
 
— Я уже говорил, что есть несколько операций, когда риск возникновения венозных тромбозов максимален: это протезирование суставов, операции на позвоночнике, скелетные травмы, повреждения конечностей, любые состояния, связанные с пятидневной неподвижностью. Если это произошло, уясните: отныне вы в группе риска, расслабляться нельзя. Меня часто спрашивают, решает ли проблему прием с возрастом аспирина. Должен огорчить огромное количество людей: аспирин, не оспаривая его другие лечебные свойства, не эффективен в лечении и профилактике венозных тромбозов, это не инфаркт миокарда и не нарушение мозгового кровообращения. Для этих целей необходимо использовать антикоагулянты, которые тоже совершенствуются. Новое поколение препаратов проще в употреблении, часто больному не требуются, как раньше, постоянные дополнительные обследования. С этим непросто смириться, но такие назначения носят длительный характер, если речь о послеоперационном периоде. Часто — до конца жизни. И если по незнанию или непониманию пациент иногда бросает их прием, осложнения неизбежны. Поэтому хочется надеяться, что читатели запомнили, на каком месте в списке трех самых опасных недугов эмболия легочной артерии…

Поделиться

Вчера | 14:25
Ямам здесь не место. Сколько дорог обновят на Южном Урале

Губернатор Алексей Текслер в начале дорожного сезона традиционно объехал дороги Челябинска. Как и в предыдущие годы, глава региона построил свой маршрут с учетом комментариев жителей, которые они оставляли в социальных сетях.

18.04.2024 | 18:53
Какие улицы попросили отремонтировать жители Челябинска

Алексей Текслер объехал проблемные дороги областного центра.

28.05.2018 | 14:31
Милосердный полк. Ветераны фронта и тыла нуждаются в особой опеке

«Мама, что такое тыл?» — этот вопрос задал Наталье Шариповой сын-школьник, когда она собиралась на встречу в центральную городскую библиотеку имени Пушкина, где на днях прошла встреча с тружениками тыла, организованная Советом ветеранов Центрального района Челябинска.

27.02.2018 | 14:02
Синие горы как символ благодати. В Челябинске открылась выставка метафизической живописи

В выставочном зале Союза художников России начала работу художественная выставка «Метафизическая живопись Николая Черкасова». Куратор — искусствовед Ирина Духина. Представлены 58 произведений. Выставка продлится до 18 марта.

Новости   
Спецпроекты