Этнический маркер. Челябинцы представили особенности многонационального города
Одним из участников состоявшегося гражданского форума «Челябинск многонациональный» стала президент Гильдии межэтнической журналистики России, заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России Маргарита Лянге. И именно с успехов и ошибок наших коллег в теме межэтнических отношений и началась с ней наша беседа.
— Есть ли граница, когда стоит упоминать этничность, а когда нет?
— У одного из депутатов Госдумы прошлого созыва родилась «светлая» мысль: вообще запретить в СМИ упоминать об этничности. Мы ему возразили: тогда мы не расскажем ни о Масленице, ни о Сабантуе. Вот вам реальный случай, произошедший недавно в одном из российских городов. Выходец из Вьетнама имел там строительный бизнес, нанял узбеков, не платил им зарплату, произошел конфликт, завершившийся убийством. Появились такие заголовки: «Мигранты убили работодателя». А вот второй заголовок: «Узбекские гастарбайтеры убили владельца бизнеса». Третий заголовок был уже с усилением: «Узбекские гастарбайтеры убили работодателя вьетнамца».
Разные заголовки об одном и том же! А ведь конфликт имел экономические причины: людям не на что было жить. Но какое отношение имеет к этому национальность представителей той и другой стороны? А на форумах уже обсуждается: «Узбеки убили… Ага, нашего убили! А, нет, не нашего… Ну тогда ладно…»
Шпаргалка для журналистов
— Вы участвовали в разработке Этического кодекса журналистов, освещающих этническую тематику…
— Мы несколько лет разрабатывали этот документ, ставший шпаргалкой для журналистов. И писали ее сами журналисты, которые ежедневно находятся в информационном поле и сталкиваются с этой темой. Это своеобразный предмет общественного договора.
Журналист, безусловно, должен быть знаком с 82‑й статьей УК РФ, чтобы четко знать, какие грани переступать можно, а какие нельзя.
А в том, что общественное сознание воспалено, можно убедиться, заглянув в соцсети.
Пример. В центре Москвы в очередной раз очередной дорогой автомобиль разогнался до немыслимой скорости и на пешеходном переходе сбил насмерть женщину. Об этом на одном из порталов идет нейтральная информация, следом — вялотекущее обсуждение. И вдруг кого‑то осеняет: а кто там был за рулем‑то? Наверняка, мол, какой‑нибудь кавказский джигит. И понеслось… При этом сотни мнений и рассуждений на национальную тему, но ни слова о самой новости! И такие сдвиги в информационном пространстве происходят постоянно: на форуме обсуждают, казалось бы, безобидную тему новых гаджетов и вдруг ни с того ни с сего форумчане скатываются на острую национальную дискуссию. И это была явно чья‑то провокация!
— На днях Станислав Говорухин признался, что слово «россиянин» считает «отвратительным», тем самым, заложив бомбу, поскольку ведущие СМИ подхватили цитату…
— Думаю, что в данной ситуации журналист, который брал интервью у кинорежиссера, сработал непрофессионально. Если бы он расставил четкие смысловые акценты еще в момент этого опасного заявления, то не было бы и той мощной волны, которая поднялась уже вдогонку. Само же слово «россиянин» считаю совершенно нормальным термином для обозначения российской нации.
— Мустай Карим декламировал: «Не русский я, но россиянин…»
— Абсолютно точная формула! Откуда появляются такие оксюмороны, как «татарская диаспора»? Это же абсурд! Ведь речь идет о второй по численности нации в государстве! И такая глупость, к сожалению, тиражируется!
— Сегодня просто декларировать; «Давайте сохранять национальную самобытность!» — уже не эффективно. Как должна подаваться тема?
— Возможностей много! Есть интерактивные доски, есть возможности мультипликации, можно перевести весь богатейший опыт национальных центров на современный язык. Главное, чтобы было ИН-ТЕ-РЕС-НО!
К сожалению, нередко на этнические темы пишут не профессионалы. И это тоже очень опасно. Журналист обязательно должен знать историю народов, иметь свою точку зрения, иначе он сам может стать предметом манипуляции, которому легко можно лапши на уши вешать, и он пойдет ее вешать дальше другим. При этом журналисты почему‑то считают, что, говоря об этничности, надо обязательно рассказывать про каких‑нибудь диких мигрантов, про шаманов с бубенчиками, с гусиными лапками и приворотами. В результате скатываются до примеров, дискредитирующих народную культуру.
Симптоматично появление в интернете канала «Дневник Хача» или странички в YouTube «Татарские будни». От татарского там только то, что автор сайта приехала из Татарстана. Само же действие происходит в Петербурге, по улицам которого она ходит и на телефон себя снимает: вот, мол, я проснулась, вот какое у меня опухшее лицо, вот я пошла на кастинг… Не поверите: 600 тысяч просмотров! Секрет на поверхности: используется этнический маркер. Это некий суррогат, который заполняет собой пространство в отсутствии качественного контента. Я вас уверяю: аудитория готова! В стране есть жгучий интерес к теме нашей многонациональности. Просто потребность эту пока еще никто профессионально не удовлетворяет. Если журналист, сдвинув брови, будет говорить лишь о дружбе народов, читатель отвернется и будет искать другой ресурс. Нужен веселый, интересный контент!
Национальный вопрос — это живой процесс, поэтому нужно в хорошем смысле провоцировать битву идей, выяснение отношений именно в информационном поле. Тогда мы застрахуем себя от того, чтобы национальные конфликты не происходили в реальной жизни.
Поделиться