Полет фантазии. Каким может стать челябинский аэровокзал
В Челябинске завершается международный конкурс ARCHCHEL-2020, на котором были представлены проекты архитектурных концепций знаковых городских объектов. Еще за два дня до итоговой церемонии стало ясно, что ожидания организаторов «оригинальных и даже безумных проектов» с лихвой оправдались.
- Небоскребы для ШОСа. Губернатор Челябинской области обсудил с заместителем главы Минстроя РФ планы по преображению города-миллионника
- Глобальные перемены. «Воздушные ворота» Челябинской области преобразятся к саммиту ШОС
Шифр автора
Напомним: международный конкурс, приуроченный к саммиту ШОС, стартовал в августе. Участникам предложили пофантазировать о том, как могут выглядеть челябинский аэропорт, набережная реки Миасс и здание конгресс-центра. Организаторы не ограничивали конкурсантов какими-то строгими рамками, поэтому рассчитывали на эксклюзив, смелые и яркие идеи, из которых мог бы сложиться — пусть фрагментарно — образ будущего Челябинска.
Наибольшее количество заявок было принято из Москвы, Челябинска и Санкт-Петербурга, своим видением также поделились энтузиасты из Екатеринбурга, Новосибирска, Тюмени, Уфы, Краснодара, Перми, Хабаровска, Калининграда, Самары и Ярославля. География проекта вышла и за пределы России: созданием облика Челябинска заинтересовались архитекторы из Австралии, Англии, Турции, Италии, Германии, Израиля и Сербии.
Ко дню знакомства с главой региона эксперты уже проставили свои оценки работам в номинации «Аэропорт», в шорт-лист вошло восемь вариантов. Как уточняет руководитель архитектурного бюро CASUA (Чехия) Олег Гаман, это все-таки не проекты, а концепции, которые, если планировать их реализацию, в любом случае нужно дорабатывать. А что касается тройки лидеров, то, по словам г-на Гамана, у членов жюри не было каких-то особых разногласий. «Первую пятерку, а затем и три самые лучшие работы мы выбрали без проблем», — отмечает он. При этом, как подчеркнула руководитель архитектурного бюро «Рождественка» Наринэ Тютчева, авторство зашифровано, поэтому исключительно ко всем участникам они относились «совершенно ровно».
Ворота в небо
Обвинить основных претендентов на победу в отсутствии свежих идей было бы сложно. Аэровокзал Челябинска в их представлениях приобрел самые разные формы, в основном симпатичные, с футуристическим уклоном. Пожалуй, к самым неожиданным можно отнести авангардную версию аэровокзала и проект под названием «Эволюция воздухоплавания» с гигантским дирижаблем на стадии сборки, который красуется в прозрачном ангаре как предтеча создания самолета.
После шуточного диалога с президентом Союза архитекторов России Николаем Шумаковым о том, насколько все это может быть реально, Борис Дубровский задержался у стенда с «металлургическим» вариантом аэровокзала, где силуэт здания — надо отдать должное изобретательности и находчивости авторов — «должен раскрыть у посетителей образ текучего раскаленного металла». «Это чья работа?» — спросил глава региона, но, конечно, архитекторы не ответили: сами пока еще не знают (на момент сдачи номера в печать итоги ARCHCHEL-2020 еще не были опубликованы). А вот соседний проект, где здание аэропорта раскрасили в ржавый цвет, Дубровскому не очень приглянулся. Хотя члены жюри и уверяли, что и такой облик вполне имеет право на жизнь.
Но насколько же все это реально, каковы гарантии, что аэропорт в Челябинске будет построен по проекту победителя конкурса? Как пояснил вице-губернатор Руслан Гаттаров, с компанией «Новапорт» достигнута договоренность о строительстве нового аэровокзала, а результаты конкурса могут повлиять на решение, каким будет это здание. «Это частные инвестиции, поэтому мы можем только порекомендовать. Мы включили эту номинацию в конкурс, чтобы у акционеров «Новопорта» была возможность выбрать для себя какой-то вариант. Мы не хотим, чтобы это была стеклянная коробка, как во многих аэропортах. Да, внутри она удобна, но это воздушные ворота в регион, которыми пользуется большинство гостей, и мы бы хотели, чтобы они выглядели красиво. Поэтому будем рекомендовать прислушаться к тем проектам, которые будут в топе конкурса», — сказал Руслан Гаттаров.
Призовой фонд конкурса составляет 7 млн рублей. Победителей в номинации «Аэропорт» ожидает вознаграждение в сумме 1,1 млн рублей, 500 тысяч и 300 тысяч рублей соответственно призовым местам, в номинации «Конгресс-центр» — 1,5 млн рублей, 800 тысяч и 500 тысяч рублей, в номинации «Набережная реки Миасс» — 1,3 млн рублей, 600 тысяч и 400 тысяч рублей.
Поделиться