Полет фантазии. Каким может стать челябинский аэровокзал

30 Ноября 2016 Автор: Станислав Смирнов Фото: Вячеслав Шишкоедов
Полет фантазии. Каким может стать челябинский аэровокзал

В Челябинске завершается международный конкурс ARCHCHEL-2020, на котором были представлены проекты архитектурных концепций знаковых городских объектов. Еще за два дня до итоговой церемонии стало ясно, что ожидания организаторов «оригинальных и даже безумных проектов» с лихвой оправдались.

Впервые конкурсные работы были представлены в понедельник, 28 ноября, в одном из залов отеля Radisson Blu. Это была не публичная демонстрация, поскольку подразумевала знакомство губернатора Бориса Дубровского с членами жюри. Члены жюри, которые три месяца искали консенсус, разбирая по косточкам 350 заявок, были в приподнятом настроении: интересно, совпадет ли мнение главы региона с их предпочтениями? И изменится ли расклад экспертных оценок после народного голосования?

Шифр автора

Напомним: международный конкурс, приуроченный к саммиту ШОС, стартовал в августе. Участникам предложили пофантазировать о том, как могут выглядеть челябинский аэропорт, набережная реки Миасс и здание конгресс-центра. Организаторы не ограничивали конкурсантов какими-то строгими рамками, поэтому рассчитывали на эксклюзив, смелые и яркие идеи, из которых мог бы сложиться — пусть фрагментарно — образ будущего Челябинска.

Наибольшее количество заявок было принято из Москвы, Челябинска и Санкт-Петербурга, своим видением также поделились энтузиасты из Екатеринбурга, Новосибирска, Тюмени, Уфы, Краснодара, Перми, Хабаровска, Калининграда, Самары и Ярославля. География проекта вышла и за пределы России: созданием облика Челябинска заинтересовались архитекторы из Австралии, Англии, Турции, Италии, Германии, Израиля и Сербии.

Ко дню знакомства с главой региона эксперты уже проставили свои оценки работам в номинации «Аэропорт», в шорт-лист вошло восемь вариантов. Как уточняет руководитель архитектурного бюро CASUA (Чехия) Олег Гаман, это все-таки не проекты, а концепции, которые, если планировать их реализацию, в любом случае нужно дорабатывать. А что касается тройки лидеров, то, по словам г-на Гамана, у членов жюри не было каких-то особых разногласий. «Первую пятерку, а затем и три самые лучшие работы мы выбрали без проблем», — отмечает он. При этом, как подчеркнула руководитель архитектурного бюро «Рождественка» Наринэ Тютчева, авторство зашифровано, поэтому исключительно ко всем участникам они относились «совершенно ровно».
Ворота в небо

Обвинить основных претендентов на победу в отсутствии свежих идей было бы сложно. Аэровокзал Челябинска в их представлениях приобрел самые разные формы, в основном симпатичные, с футуристическим уклоном. Пожалуй, к самым неожиданным можно отнести авангардную версию аэровокзала и проект под названием «Эволюция воздухоплавания» с гигантским дирижаблем на стадии сборки, который красуется в прозрачном ангаре как предтеча создания самолета.

После шуточного диалога с президентом Союза архитекторов России Николаем Шумаковым о том, насколько все это может быть реально, Борис Дубровский задержался у стенда с «металлургическим» вариантом аэровокзала, где силуэт здания — надо отдать должное изобретательности и находчивости авторов — «должен раскрыть у посетителей образ текучего раскаленного металла». «Это чья работа?» — спросил глава региона, но, конечно, архитекторы не ответили: сами пока еще не знают (на момент сдачи номера в печать итоги ARCHCHEL-2020 еще не были опубликованы). А вот соседний проект, где здание аэропорта раскрасили в ржавый цвет, Дубровскому не очень приглянулся. Хотя члены жюри и уверяли, что и такой облик вполне имеет право на жизнь.

Но насколько же все это реально, каковы гарантии, что аэропорт в Челябинске будет построен по проекту победителя конкурса? Как пояснил вице-губернатор Руслан Гаттаров, с компанией «Новапорт» достигнута договоренность о строительстве нового аэровокзала, а результаты конкурса могут повлиять на решение, каким будет это здание. «Это частные инвестиции, поэтому мы можем только порекомендовать. Мы включили эту номинацию в конкурс, чтобы у акционеров «Новопорта» была возможность выбрать для себя какой-то вариант. Мы не хотим, чтобы это была стеклянная коробка, как во многих аэропортах. Да, внутри она удобна, но это воздушные ворота в регион, которыми пользуется большинство гостей, и мы бы хотели, чтобы они выглядели красиво. Поэтому будем рекомендовать прислушаться к тем проектам, которые будут в топе конкурса», — сказал Руслан Гаттаров.

Призовой фонд конкурса составляет 7 млн рублей. Победителей в номинации «Аэропорт» ожидает вознаграждение в сумме 1,1 млн рублей, 500 тысяч и 300 тысяч рублей соответственно призовым местам, в номинации «Конгресс-центр» — 1,5 млн рублей, 800 тысяч и 500 тысяч рублей, в номинации «Набережная реки Миасс» — 1,3 млн рублей, 600 тысяч и 400 тысяч рублей.

Поделиться

Сегодня | 14:25
Ямам здесь не место. Сколько дорог обновят на Южном Урале

Губернатор Алексей Текслер в начале дорожного сезона традиционно объехал дороги Челябинска. Как и в предыдущие годы, глава региона построил свой маршрут с учетом комментариев жителей, которые они оставляли в социальных сетях.

Вчера | 18:53
Какие улицы попросили отремонтировать жители Челябинска

Алексей Текслер объехал проблемные дороги областного центра.

31.03.2024 | 12:28
В Челябинской области смогут устанавливать правила работы для «наливаек»

Госдума расширила полномочия регионов для борьбы с такими торговыми точками.

06.03.2024 | 15:33
Юрист объяснил, что ждет «дробильщиков» бизнеса после послания Путина

В послании президента Федеральному собранию были затронуты три вопроса, связанные с правом и предпринимательством.

Новости   
Спецпроекты