В Челябинске, как и в Финляндии, разрешено держать дорогу под снежным настом
В начале декабря в Агаповском районе был открыт мост через реку Янгельку, который отремонтировали в рекордные сроки. Это событие стало поводом для встречи с руководителем миндора Челябинской области Дмитрием Микуликом, который рассказал о состоянии дел в дорожной отрасли региона.
- Дороги по ГОСТу. Глава миндора Челябинской области сказал, почему асфальт сходит со снегом
- «Скажите как, и мы это сделаем». Глава южноуральского миндора Дмитрий Микулик — о дроблении лотов
— Сколько простоит?
— Знаете, на этот вопрос отвечает нормативно-правовая база. Он будет стоять ровно столько, сколько ему положено, и еще с запасом. По качеству работ у приемо-сдаточной комиссии не было вопросов. Мужики действительно молодцы. Может быть, именно высказывания скептиков о том, что «вы не успеете», стали для них дополнительным стимулом (подрядчиком выступила компания «Южуралмост». — Прим. ред.).
Акцент на содержание
— Какие еще мосты или сложные развязки сейчас находятся в работе и могут быть сданы в ближайшее время?
— Сейчас, к сожалению, таких объектов в работе у нас нет. Этот мост — единственный, который нам удалось реализовать в 2016 году, очень для нас тяжелом году. Конечно, проводились ремонтные, планово-предупредительные работы, но это касалось очистки ливневых канализаций на мостах, обустройства новых деформационных швов и так далее. Это работы, которые тоже сказываются на несущей способности сооружений. Таким образом, пять мостов в этом году мы фактически отремонтировали, привели в определенное нормативное состояние. Мостовики, конечно, говорят: «Давайте больше, мы готовы по всей территории области работать». Воодушевились они этим объектом.
— Очистка дорог в вашем ведении? Одно время было много претензий по этому поводу.
— Понимаете, почему-то никто не хочет обращать внимания на нормативно-правовую базу, по которой работают все дорожные службы в стране. Все хотят жить своими стереотипами: вот здесь у меня яма, и вы должны это исправить. Конечно, в рамках своих обязанностей и функционала мы должны выполнять эту работу. Сложно угодить всем и каждому, но мы стараемся реагировать на любые замечания, каждую жалобу рассматриваем в индивидуальном порядке. И как бы нас ни критиковали, мы видим серьезный положительный эффект. Могу сказать, что нам удалось в рамках нашего долгосрочного контракта простимулировать подрядчика к наращиванию технических сил и средств, направленных на содержание дорог. Динамика есть, я в этом убедился буквально вчера, когда выезжал на открытие моста и «накрутил» почти тысячу километров по другим районам, чтобы оценить, как ведутся работы.
— Сами строители говорят, что недостаточно построить дорогу качественно, нужно ее и хорошо содержать. Для асфальтобетонного покрытия важно, чтобы оно было чистым и сухим, но температурные перепады этому не способствуют...
— Соглашусь с тем, что мало хорошо строить, надо хорошо содержать. Но опять же, по новым отраслевым дорожным нормам, которые, кстати, «подсмотрели» в Финляндии, нам сейчас разрешено держать дорогу под снежным настом. Существует понятие «дорога в проезжем состоянии», то есть при определенных скоростных параметрах она исполняет свои функции и сходить с ума и чистить ее до блеска — нигде об этом не написано. Есть четкие правила, при каких условиях мы должны обеспечить проезжее состояние дороги, эти правила, достаточно простые и понятные, помещаются на листе А4. И вопрос о том, надо ли чистить дорогу, может быть спорным. Даже при минусовых температурах в 23-30 градусов верхнее покрытие дороги нагревается до минус 10-15. А ночью, когда солнце уходит, мы получаем взрывной эффект обледенения. Есть такое понятие «точка росы»: когда мы идем летним утром, все белое, все в росе. И мы эту точку росы поймали... Объясню, когда это произошло, лично боролся с этим. Незадолго до приезда Владимира Владимировича мы проехали по маршруту следования, сбили наледь. А в ночь с субботы на воскресенье мы «поймали» вот этот лед толщиной до сантиметра. Едем, думаю, дорога, что ли, такая разбитая, а останавливаемся — лед! И вот поддержка дороги под снежным настом позволяет нам выровнять, скажем так, эти температурные графики, и дорога находится абсолютно в пригодном состоянии. Поэтому следовало бы учитывать многие нюансы, когда нас, дорожников, пытаются в чем-то упрекнуть. Если кто-то считает, что дорожная наука очень простая, то он сильно ошибается. Я сам ее досконально не знаю, хотя и «варюсь» в ней каждый день с утра до вечера.
Потери и снижения
— Бюджет на будущий год уже принят?
— Сейчас он на стадии согласования. Но в контексте финансирования важнее иметь понимание по дорожному фонду. Основные источники формирования фонда — это акцизы на нефтепродукты и транспортный налог. К сожалению, по принятому федеральному закону у нас произошло резкое снижение доли денежных средств от распределения акцизов, которые остаются в распоряжении региона. Мы уже оценивали потери дорожного фонда, и только по этой статье насчитали порядка 2,4 млрд рублей. Плюс снижение объемов выплат транспортного налога, что также связано с законодательством, — до миллиарда рублей. То есть около 3,4 млрд рублей мы, наверное, недополучим на последующие годы. Федеральный центр пока декларирует некую поддержку через межбюджетные и иные трансферты. О том, на какие объемы поддержки можно будет рассчитывать, станет известно в конце февраля — начале марта. Но мы уже понимаем, что в параметрах 2016 года не останемся.
— Эти деньги пойдут на строительство или на ремонт дорог?
— И на строительство, и на реконструкцию, и на содержание. К сожалению, ряд программ, разработанных министерством в середине этого года, мы источниками финансирования не подтвердили. Поэтому дальше будем смотреть на развитие ситуации. Ну и, как это часто бывает, будем работать с листа.
— Сокращение расходов наблюдается уже второй или третий год?
— Знаете, в 2016 году по определенным обстоятельствам у нас был существенный рост в сравнении с 2015-м. Мы получили очень существенную поддержку губернатора и показали, что справились с этими объемами. Мы вышли на очень серьезные объемы по ремонтам — не в щебенке или в гравии, а именно в асфальте. Отремонтировали по разным направлениям почти 400 км дорог. Обновили, скажем так. А на будущий год вопрос пока остается открытым.
Абсолютная адгезия
— Вам что-нибудь известно о сроках по завершению ремонта мостов по М5 в уфимском направлении?
— Поскольку это объекты федерального значения, это вопрос скорее к федералам. Мы с ними находимся в режиме оперативного взаимодействия в случаях сложных погодных условий, но в их производственную базу и технические моменты не вмешиваемся. Со стороны Челябинской области к ним была единственная просьба — активизировать работу по ремонту и расширению автодороги А310 в направлении Троицка, чтобы улучшить логистику по ТЛК «Южноуральский». Сейчас этот вопрос рассматривается в правительстве РФ. Предварительно было согласовано выделение средств на проектирование, и мы рассчитывали, что в 2019 году их получим. Однако начало новых проектов в этом году заморожено по всей стране, идет завершение старых проектов. Я надеюсь, что федералы доделают чебаркульскую развязку, а по новым объектам мне тяжело судить. К сожалению, не осведомлен.
— Канадскую технологию будем применять в будущем году?
— Хотелось бы, на самом деле. В рамках министерства я распорядился подготовить список материалов и технологий, которые мы рекомендовали бы к использованию в проектах по нашему заказу. Какие типы асфальтобетонных смесей, какие конструктивы дорожной «одежды», какие инновационные материалы и так далее. Могу показать «бешеную» переписку в электронной почте, когда нам предлагают какие-то суперновые наноматериалы стоимостью, условно, миллион за килограмм. Дескать, купите, и будет вам счастье. Но, конечно, нам не хотелось бы принимать каких-то поспешных решений в этом плане. Есть же закон менеджмента, который говорит о том, что 80 % эффекта дают 20 % самых простых способов. Вся суть так называемой «канадской» технологии — в применении адаптивной присадки для производства холодной асфальтобетонной смеси. Это некий полимер, который позволяет асфальту не слеживаться и не комковаться в холодных условиях, он очень мощно уплотняется при производстве работ, и его не пугают морозы до минус 10-15 градусов.
Но есть такое понятие, как промежуточно-теплые асфальтобетонные смеси, которые также дают абсолютную адгезию (сцепление поверхностей разнородных твердых и/или жидких тел. — Прим. ред.) в сложных погодных условиях и не требуют от рабочих каких-то новых знаний. Это простые способы и механизмы. Что касается претензий в наш адрес относительно того, почему мы не делаем холодный асфальт... Что ж, в этом году мы не успели накрутить эту смесь, и я, наверное, буду настаивать на том, чтобы к следующему зимнему сезону мы ее накрутили, и вот тогда уже посмотрим, работает эта технология или не работает.
Поделиться