Нестабильные инвестиции? Почему челябинские промышленники стали равнодушны к публичной политике

15 Августа 2018 Автор: Федор Кручинин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Нестабильные инвестиции? Почему челябинские промышленники стали равнодушны к публичной политике


Мы очень часто последнее время обсуждаем Челябинскую область то в разрезе развития туризма, то оценивая ее потенциал в сельском хозяйстве. Но исторически мы были, есть и, хотим этого или нет, будем оставаться в первую очередь промышленным хребтом страны. А раз промышленность играет первую скрипку в экономике, то и ее влияние на политические процессы, как утверждали классики марксизма-ленинизма, должно быть сверхсильным. Но если мы будем оценивать в этой части публичное поле местной политической игры, то выводы окажутся не столь однозначными.

Случайность или тренд

А ведь карты у промышленного лобби, на первый взгляд, более чем мощные.

Лидер в экспорте региона — продукция промышленного производства. Та же продукция металлургов (черных да цветных) занимала в 2017 году в общем объеме регионального экспорта почти 90 %. Машиностроители подкидывают еще почти 6 %. Лидеры в инвестиционном процессе — опять же промышленные предприятия. Также промышленники в числе лидеров по запуску новых мощностей, по росту зарплат, по перечислению налогов… Если смотреть на ситуацию в разрезе отдельных муниципалитетов, она окажется куда более впечатляющей. Герои нашей публикации настоящие короли экономики, но к деятельности в политическом поле эксперты замечают у них все большее равнодушие… Что это — просто желание носить мантию серых кардиналов или же реальное разочарование в эффективности инвестиций в политику? Случайные ли это явления или сложившийся тренд?

ширинкин_марочка.jpg«Наверное, уже можно говорить о некой системности ухода представителей крупного бизнеса из политики, — комментирует политолог Алексей Ширинкин, директор агентства «Монитор». — Это отмечается не только в Челябинской области, это общероссийская ситуация, а я бы даже сказал, проблема. Проблема в том, что с этим уходом снижается и уровень социальной ответственности тех же градообразующих предприятий в муниципалитетах. А ведь это было частью той политической системы, которая сформировалась в России в нулевые годы. Сегодня мы видим, что предприятия стараются все больше дистанцироваться от взятия на себя хоть какой‑то ответственности за политическую, экономическую и социальную ситуацию в территориях. И как следствие не горят желанием тратить деньги на политические проекты…»

Однако есть и точка зрения, которая все-таки не исключает и элемент случайности в ослаблении промышленников на местной политической арене.

Лавров-Андрей_политолог.jpg«Я бы побоялся экстраполировать имеющиеся частные случаи на общий контент, — говорит политолог Андрей Лавров, региональный представитель Агентства политических и экономических коммуникаций. — В тех муниципалитетах, где промышленники смогли изначально закрепиться в политическом поле, они своего не упускают. Примером может служить Сатка, Аша… На мой взгляд, сейчас происходит иной процесс. Вместо того чтобы тратить свое личное время, становиться публичными фигурами, промышленники, как это принято во всем цивилизованном мире, начали делать ставку на специально обученных людей. Именно их мы чаще видим в тех же депутатских креслах. Поэтому говорить о том, что влияние крупного бизнеса сокращается в коридорах местной власти, я бы не рискнул.

При этом я соглашусь, что есть тренд (причем общегосударственный) на некую отстраненность крупного бизнеса от местных политических процессов. Он предпочитает сейчас не продвигать во власть непосредственно те или иные персоналии, а находить точки соприкосновения с действующими командами. Эта линия формировалась в последние двадцать лет».

Принято считать, что промышленники начинают «скучать» на местном уровне, когда происходит все больший уход реальной политики в федеральный центр, отмечается все меньшая зависимость политических процессов от действий местных властей. По мнению Алексея Ширинкина, к примеру, в этих условиях собственникам, руководителям промышленных предприятий гораздо проще решать свои проблемы в центре, чем пытаться их снять путем участия в выборах тех же местных депутатов. Как результат — снижается интерес промышленников к муниципальной политике.

Однако далеко не только политический фактор делает промышленников более пассивными на местной шахматной доске. Во многом этим процессом рулит экономика.

«Конечно, на политический исход промышленников влияет и экономический кризис, — соглашается Алексей Ширинкин. — Он приводит к тому, что уменьшается сам денежный поток, который предприятия готовы тратить на политические проекты. Длинные политические инвестиции достаточно нестабильны, и промышленники предпочитают на них не тратиться. Любой эксперт вам скажет, что если тактически такой подход оправдан, то стратегически он несет серьезные риски. Но нужно понимать, что сегодня горизонт планирования инвестиций сократился от 5-7 лет до 1-3 годов… Многие живут по принципу: «пережили этот год, ну и слава богу, что будет завтра — не знаем».

Свои люди

В ослаблении промышленников на местном публичном политическом поле эксперты видят как позитивные, так и негативные стороны.

«Отношение к представителям крупного бизнеса у населения неоднозначное, — оценивает ситуацию политолог Андрей Лавров, региональный представитель Агентства политических и экономических коммуникаций. — В понимании обычных людей они олигархи, и способ появления у них состояния очень многим кажется несправедливым. Поэтому часть обывателей считает, что чем их будет меньше во власти, тем лучше. Мне кажется, гораздо более тонкой линией является путь, по которому пошел весь мир — не лезть во власть самим, а сделать ставку на других, незапятнанных миллиардами».

Но этот путь не так прост, каким он видится на первый взгляд. Даже на федеральном уровне наблюдается острый дефицит профессиональных политиков, а чем ниже уровень органа власти, чем дальше территория от федерального центра, тем более этот дефицит приобретает все характеристики непроходимой топи вокруг легендарного замка Баскервилей. Местным промышленникам может быть и хотелось заменить себя кем‑то, но вопрос «кем» некоторым из них просто не дает спать по ночам.

Однако эксперты считают, что на местном политическом поле им совсем необязательно опираться именно на профессиональных политиков, коих, как мы выяснили, раз-два да обчелся. Для продвижения собственных идей и интересов нужно просто находить людей, близких по духу, образу мышления. При правильной траектории, контроле такие люди способны сыграть очень позитивную роль в развитии территорий.

«На самом деле промышленный способ мышления имеет колоссальные плюсы в вопросе управления, — уверен Андрей Лавров. — У него есть системность, логичность, планирование и как следствие большая предсказуемость. Откуда подобное возьмется у владельца десяти лавочек-киосков? Откуда такое возьмется у человека, который гуманитарий от мозга до костей? Промышленный способ мышления способен увидеть логику развития всей территории, а не только его отдельного участка. Но при всем том во власти, и муниципальной особенно, всегда нужен паритет. В ней должны быть и промышленники, и представители малого бизнеса, и люди с гуманитарным мышлением. Если паритета не будет, становится высоким риск не просто забуксовать в развитии, а довести территорию до политического, экономического и социального коллапса. Ведь тот же человек с промышленным мышлением воспринимает людей как солдат, потеря части которых ради высокой цели вполне оправданна. Кто‑то должен уметь останавливать и обращать внимание на то, что далеко не все средства для достижения цели хороши».

Тень и солнце

К слову, в то время когда муниципалитеты теряют промышленников в рядах своей власти, на региональном уровне их публичное представительство по-прежнему серьезно. К примеру, из шести десятков депутатов Законодательного Собрания области более двадцати человек имеют самое прямое отношение к промышленным предприятиям. К примеру, серьезное лобби в ЗСО есть у таких промышленных компаний, как ММК, «Магнезит», Ашинский металлургический завод, ЧТПЗ…

Однако есть среди депутатов немало и тех, кто, имея лишь косвенное отношение к промышленникам, на самом деле является если не их ставленником в политическом поле, то как минимум союзником. Чтобы определить, кто здесь чей, иногда достаточно просто погрузиться в биографию народного избранника.

К определению «серьезное представительство промышленников, некоторые из экспертов призывают обязательно добавлять слово «пока». Ибо, по их мнению, уже в 2015 году во время выборов в ЗСО представителей большого бизнеса буквально уговаривали идти за мандатом. Однако другие не соглашаются с подобным утверждением, считая, что любовь быть в тени не означает отсутствия желания влиять на движение солнца.

Да и признавать, что муниципальный уровень власти оставлен промышленниками навсегда, готовы немногие. Тем более что такой сценарий развития не кажется правильным ни в Челябинске, ни в Москве. В том же сотрясаемом конфликтами Миассе все чаще звучат голоса о необходимости более активной роли представителей местных промышленных предприятий в политической жизни муниципалитета.

Что касается более высокого законодательного уровня власти — федерального, то здесь среди челябинцев уже становятся более заметными представители так называемых профессиональных политиков. Именно через них предпочитают работать промышленники, отстаивая интересы своих отраслей. Эксперты считают это более чем оправданным.

«Лоббизм был, есть и будет иметь место в политической системе координат, — считает Андрей Лавров. — Крупные деньги всегда защищают свои интересы или как минимум пытаются это делать. Но если лоббизм в Челябинской области есть, то цивилизованного рынка лоббизма — нет. В этом вопросе мы, к примеру, очень сильно отстаем от Екатеринбурга. У наших промышленников, на мой взгляд, пока менее развита способность объединяться для решения общих проблем».

Поделиться

Вчера | 12:36
В Челябинске состоялись публичные слушания по проекту устава города

Число депутатов в областном центре сведено к минимуму.

13.04.2024 | 16:56
Что стало причиной конфликта на Донбассе 10 лет назад

6 апреля 2014 года на востоке Украины начались события, положившие начало вооруженному конфликту на Донбассе. 7 апреля 2014 года в Донецке был создан Республиканский народный совет, который объявил о суверенитете Донецкой народной республики (ДНР).

30.04.2020 | 15:53
Какой опыт вынесла Челябинская область из месяца в режиме самоизоляции

В рамках проекта «Экспертный клуб — Челябинск» прошла заочная дискуссия о том, какие проблемы выявила нынешняя нестандартная ситуация, в которой оказалась страна в целом и наш регион в частности.

04.03.2020 | 12:29
Владимир Мякуш рассказал о «кухне», где готовились поправки к Конституции России

Почему поправки в Основной Закон страны можно назвать прививкой власти от рисков, почему потребуется править более 80 законов, чтобы новые положения Конституции превратились в рабочий инструмент… Об этом и многом другом в интервью с Владимиром Мякушем, председателем регионального парламента.

Новости   
Спецпроекты