Челяпин из Челябинска. Олимпийский дебют фотожурналиста
В галерее «Открытый город» на Кировке открылась фотовыставка «Токио-2020». Автор снимков — Дмитрий Челяпин, единственный челябинский фотожурналист, работавший на Олимпиаде.
Первые снимки 56-летний Дмитрий Челяпин, фамилия которого так созвучна с названием его родного города, сделал в 1981-82 годах, будучи дзюдоистом. Травма не дала продолжить челябинцу карьеру борца. Но любовь к спорту, особенный взгляд и чувство момента, присущие настоящим фотографам, привели бывшего атлета сначала в спортивную фотожурналистику, а затем к Олимпу.
— Олимпиада в Токио для меня стала первой. Она прошла очень интересно, хоть и была связана с жесткими ограничениями, — рассказывает Дмитрий. — Но в любом случае это знаковое событие, к которому интересно прикоснуться и поснимать.
В качестве фотографа в Токио южноуралец побывал на состязаниях по дзюдо, синхронному плаванию, легкой атлетике, волейболу, женскому гандболу, спортивной гимнастике, регби, боксу, тхэквондо, прыжкам в воду и фехтованию. Каждый день мастер делал не менее тысячи снимков, отбирая затем лучшие из лучших. Как признается Дмитрий, самое интересное в спортивной фотографии, прежде всего, эмоции.
— Конечно, как в прошлом дзюдоисту, мне интересны единоборства. Но самое интересное — это эмоции спортсменов, борьба за медали независимо от вида спорта, — говорит фотограф-олимпиец. — Причем зрителям они не всегда видны. Например, в прыжках в воду все внимание приковано непосредственно к прыжку, к входу в воду, и на эмоции прыгунов почти никто не смотрит. А они есть. Причем мимика, когда они летят, очень интересная.
Работать на Олимпиаде было непросто как физически, так и морально. Температура воздуха едва ли не каждый день +35 градусов, и это при почти 100-процентной влажности. Отягчающим в прямом смысле фактором был кофр с техникой, который весил около 15 кг. На спортивных объектах все журналисты и фотографы был обязаны находиться в масках. Кроме того, «перебежки» с разных площадок выливались в ежедневные 10 км пешком. Помимо этого в Токио действовали жесткие антиковидные ограничения. Так, в течение двух недель до начала главных стартов четырехлетия фотографы жили в условиях карантина. Выходы на улицу ограничивались 15 минутами, передвигаться между отелем и аренами можно было только на такси или специальных шаттлах. Перед входом на арену у каждого представителя СМИ дважды проверяли аккредитацию, просвечивали с ног до головы и заставляли мыть руки.
— После соревнований также нельзя было расслабиться, не говоря уже о том, чтобы пообщаться со спортсменами, — вспоминает мужчина. — Анализы на ковид сдавали не только спортсмены и тренеры, но и мы. Были программы, которые отслеживали наше передвижение. И если бы кто-то заболел коронавирусом, сразу бы вычислили, кто с кем контактировал, и к спортсменам бы применили дополнительные ограничения.
Кстати, случались во время работы на Олимпиаде у Дмитрия и казусные ситуации. Так, к примеру, в дождливые дни он не мог во время съемки укрыться под зонтом от дождя. Причина банальна: обычный зонт не отвечал требованиям организаторов, и прятаться от проливного дождя приходилось в целлофане.
Для справки
Дмитрий Челяпин является лауреатом фотоконкурса «Золотая черепаха», Международного конкурса CIC в Швейцарии, обладателем специальной премии фотоконкурса Карла Буллы, финалистом Всероссийской выставки «Первозданная Россия», золотым медалистом XXV Международного конкурса Trierenberg Super Circuit (Австрия), победителем Best of Russia 2010, 2013, 2016 годов и обладателем множества других призов. Челябинец признан «Фотографом года-2019» в номинации «Репортажная фотография». В настоящее время работает корреспондентом спортивного телеканала «Матч ТВ». Как фотограф работал на многих крупных международных состязаниях по различным видам спорта. Среди них Кубок мира по регби, чемпионаты Европы и мира по дзюдо, чемпионат мира по тхэквондо, Универсиада, чемпионат мира по футболу, турниры по конькобежному спорту и фигурному катанию и т.д.
Поделиться