Игорь Перемота: сто десять. Выматывающие и любимые

7 Апреля 2011
Игорь Перемота: сто десять. Выматывающие и любимые

Двое с одинаковой фамилией Перемота. Улыбчивый и общительный отец (он же и тренер) Виктор Иванович. И плоть от плоти, кровь от крови его сын Игорь...

Двое с одинаковой фамилией Перемота. Улыбчивый и общительный отец (он же и тренер) Виктор Иванович. И плоть от плоти, кровь от крови его сын Игорь. Которому настукало как-то совсем незаметно три десятка годочков. Но по-прежнему коронной дистанцией многократного чемпиона России остаются все те же 110 метров с барьерами. Не случайно про отца с сыном говорят: эта парочка с характером!

Недавно заглянул в специализированное ежегодное издание федерации легкой атлетики Челябинской области. Замечу, с данными на 31 декабря 2010 года. Как говорится, свежее не бывает. И обнаружил, что рекорды в беге с барьерами на 60 метров (7,56) и 110 метров (13,37) по-прежнему принадлежат Перемоте-младшему.


В будущее — от щедрот дяди Вани?

Поселок Бажово разлегся по соседству с остроносыми терриконами неподалеку от Копейска. Здешние мальчишки не могли расти паиньками, а если кого-то называли сорви-головой, страшно тем гордились. Само собой, бесшабашно гоняли мяч на пустыре. И вот однажды… Силы сторон были примерно равны, потому кипели неуемные страсти. И вдруг все мгновенно изменилось. А возмутителем спокойствия оказался общий дружок Леха, ошарашивший их потрясающей новостью:

— Пацаны, дядя Ваня стал меценатом. Гору своих призов и наград выволок на улицу и предлагает нам за них побороться.

Дядя Ваня! Да кто не знает этого богатыря, забойщика шахты «42-я капитальная». Это он считался главной достопримечательностью всей округи. Спортсмен на все руки и ноги. Квартира его больше похожа на музей спортивной славы. Понятно, после такого сообщения футбол мгновенно был забыт, а шумливая орава полетела к дому новоявленного добряка.

А вот и он. Леха не обманул. Все честь по чести. Стол, а на нем чего только нет. И каждая вещица притягивает ребят к себе, как магнитом. Разъяснил:

— В общем, так: предлагаю пробежать по периметру жилого квартала. Победитель получает право выбора награды.

Господи, как припустили мальчишки. И все хотят победить. И все быстроногие. А Виктор, будущий папа выдающегося барьериста Перемоты-младшего, невзирая на бешеную конкуренцию, сразу с хорошего рывка ушел вперед… Вот черти, не дают оторваться далеко. За своей спиной явственно ощущал их дыхание… И все же к финишу, чью роль исполнял перегруженный наградами стол, пришел первым. Вот тут дядя Ваня и предложил выбрать главный приз. И, как вы думаете, что привлекло победителя, чей успех оказался первым в его жизни? Он избрал подарочные шахматы редкой красоты. Кивком головы одобрив его выбор, дядя Ваня присоветовал будущему Перемоте-старшему:

— Ты бы легкой атлетикой занялся. Здорово бегаешь. Так зачем пропадать такому таланту.

Добежали… до женитьбы

В первые годы знакомства никто не мог поверить, что мать и отец Игоря когда-нибудь соединят свои судьбы. Вероника Валентиновна по этому поводу со смехом заметила:

— Мы ненавидели друг друга.

Пришлось срочно учинить «допрос». Ага, они жили в разных населенных пунктах. Семья Перемоты — в Бажово, а Вероника в Потанино. Так уж получилось, что в одно время они повлюблялись в королеву спорта — легкую атлетику. А ближайшая детско-юношеская спортивная школа располагалась в Копейске. И там имелось соответствующее спортивное отделение. Да еще в руки к опытному тренеру попали — Валерию Васильевичу Педееву.

Все бы ничего, да только вот в их группе, насчитывавшей тринадцать легкоатлетов, Вероника оказалась единственной представительницей «слабого пола». Откровенно говоря, парни очень завидовали ей, так как ее результаты росли быстрее, чем у них. Но, в целом, белой завистью.

Только Витька Перемота упорно не замечал, до чего же она обаятельная. Да еще колкости отпускал в ее адрес. Слава богу, что спортивные дисциплины у них были разные: он увлекся бегом на 110 метров с барьерами, она — гладким на 400 метров. Но однажды… В общем, обоим стало ясно, что они не могут жить друг без друга. К тому времени она уже перевыполняла норму кандидата в мастера. Позднее стала победительницей в эстафете 4х400 на школьной Спартакиаде народов РСФСР, а затем и СССР. Удачно выступал и Виктор, особенно хорошо это получалось у него на соревнованиях ВЦСПС. Все чаще даже недолгая разлука превращалась для обоих в муку. Кончиться это могло только одним — узами Гименея.

Когда речь заходила о будущем ребенке, Виктор категорично заявлял:

— Только мальчика. Кто же заменит меня на дистанции 110 метров с барьерами?

— А чем хуже девочка, побеждающая на дистанции в 400 метров?! — звучал ее аргумент.

Родился мальчишка. Назвали его Игорем. На загляденье здоровенький, а уж как ножками скал! Ну, чисто спринтер. Ох, не сглазить бы!

Быть хоккею призванием? Или же…

Вскоре молодые перебрались в Потанино, под крылышко родителей Вероники. Местные считали себя счастливыми потому, что на территории поселка располагался преуспевающий завод «Полистром», и они были обеспечены постоянной работой, да и на заработки не жаловались. Но не меньше подвезло и детям, особенно мальчишкам. Завидовали им даже челябинские ровесники. Это же надо было построить такую хоккейную коробку! А еще всем, кто начинал заниматься этим самым популярным на Южном Урале видом спорта, бесплатно выдавали хоккейную форму, коньки и клюшки. Вот и повалили ребята сюда… Игоря же родители определили в хоккей не ради подарков, а чтобы окреп физически. Несколько лет занятий изменили его. Больше того, вскоре выяснилось, что у Перемоты-младшего имеются неплохие задатки к тому, чтобы поддержать честь семьи на льду с клюшкой в руках. И с игровым амплуа вопрос быстро решился: в защитники определили его за отличное видение площадки, быстроту мышления, умение побороться.

Конечно, свободного времени у мальчишки оставалось мало. Но, несмотря на это, с великой радостью посещал и папины тренировки. А тот к этому времени специализировался уже в основном на 110 метрах с барьерами. Занятное это дело. Надо совместить скорость бега с ритмом преодоления препятствий. И потянуло мальчишку попробовать. Наука барьерного бега оказалась куда сложнее, нежели хоккейная. Но у него характер тот еще. Короче, завелся: как это, он, кого в хоккее уже признали, на дорожке длиной в 110 метров выглядит беспомощным?! Родители сразу сообразили, в сторону какого вида спорта потянуло их сына.

От десяти видов спорта — к одному

Игорехе уже четырнадцать. А вытянулся-то как. За метр восемьдесят. И продолжает непрерывно расти в высоту, словно кто-то поливает его чудодейственным бальзамом. Папа к этому времени уже получил высшее физкультурное образование, методически подковался основательно. Но никак не мог принять решение: по какому пути вести своего, безусловно, очень талантливого сына. Сразу сосредоточиться только на барьерном беге? Решил посоветоваться с ним:

— Ну и как, чему предпочтение — одному виду или набору?

Ответ был:

— Конечно, десятиборье — это так здорово!

Десятиборье — венец спортивного совершенства атлета. Десять трудных испытаний. Папа не стал сваливать все в кучу, а разделил на три условные группы. Итак, беговые дисциплины — 100, 400, 1500 метров и особо 110 с барьерами. Прыжковые — высота, длина и шест. Наконец те, где нужны не только мастерство, но и солидный минимум собственной весовой массы: диск, копье и ядро. Вот тут кондиции сына были далеки от нужных. Парадокс: чтобы добиться мало-мальски приличного результата, надо обладать… аппетитом Гаргантюа. Нет, пусть эти три снаряда останутся для сына экзотическим развлечением. Выходит, остается семь видов. А теперь бы и их проредить.

И остались два — прыжки в высоту и бег на 110 метров с барьерами. Но вскоре им стало тесно. Время и обстоятельства должны были рассудить. Ждать оставалось недолго.

Рассудил дождь

И произошло это дважды. Первый раз на юниорском первенстве России в Москве в 1998 году. К этому времени он без особого напряжения брал высоту в два метра десять сантиметров. Для семнадцатилетнего многоборца неплохо. И почерк прыжковый сформировался. И что особенно примечательно — никому из великих не желал подражать.

…С утра зарядил нудный дождь. Борьба шла в южном секторе Лужников. Небеса начали входить в раж. Уже лило как из ведра. И вот тут один парнишка из Барнаула, приземляясь, сломал ногу. Вот в таких адских условиях Игорь, одолев в два метра, стал победителем.

К этому времени у него уже сформировался свой рисунок прыжка. Чтобы встретиться один на один с планкой, нужно рационально использовать восемь беговых шагов при разбеге по дуге. И если многие, одолев первые пять, начинали сбрасывать скорость, чтобы без помех взлететь вверх, то Игорь, наоборот, ее прибавлял. Динамика усиливалась…

А вскоре опять состоялась встреча со старым «другом» — дождем. Первенство России среди юниоров в Краснодаре. Уже взята высота в 2 метра 15 сантиметров. Претендентов на победу двое — наш Игорь и будущий великий Ярослав Рыбаков. Но соперники в неравных условиях. У Игоря отбита пятка, пришлось ногу заморозить. Ярослав разделался с высотой 2,18, а Игорю сделать это не удалось. Тогда и попрощался с прыжками в высоту.

Кто кого: секунды или Перемота?

Тот же Краснодар 1999 года. «По совместительству» Перемота-младший выигрывает бег на 110 метров с барьерами. Время — 14.56. Становится очевидным, что в России у старой гвардии появился конкурент, потенциальные возможности которого оценить пока невозможно. Но дальнейший прогресс очевиден… Федерация принимает решение на проверку зарубежными стартами. В чужой теперь Риге на первенстве Европы среди юниоров, улучшив свое время до 14.35, оказался только девятым. Однако спустя месяц в Лондоне на Кубке Европы среди клубов становится вторым. В целом неплохо.

Двухтысячный год. Победа на первенстве России — 14.45. В Словении на Кубке Европы улучшает свое лучшее достижение, доведя его до 14.26. Бежит за 14.26 в Сант-Яго на чемпионате мира, но опыта еще мало. 2001 год. Побеждает на первенстве России в Чебоксарах, сбросив с прежнего достижения четыре сотых — 14.22. Год спустя побеждает на первенстве России среди молодежи — 13.97. Прорыв?

2003-й стал своеобразным мостиком к будущим успехам. На Мемориале Знаменских был вторым (13.85). На Всемирной универсиаде в Корее тоже — 13.75, улучшив результат на десять сотых. 2004-й. Побеждает на Мемориале Знаменских, собравшем цвет мировой легкой атлетики — 13.62, и на чемпионате России — 13.59.

2005-й. Снова чемпион страны — 13.51. Год спустя победой на чемпионате России устанавливает личный рекорд — 13.37. В том же 2005-м на Кубке Европы в испанской Малаге показывает третий результат — 13.50. 2006-й. Впечатляют результаты в Гетеборге на чемпионате Европы (13,55), затем на Кубке мира в Афинах (13.57). В 2007-м подтверждает свой титул сильнейшего барьериста России (13.6). А чтобы это не показалось кому-то случайностью, побеждает уже в 2008-м на Мемориале Знаменских (13.58). На чемпионате страны был вторым (13.6).

Олимпиада пока не поддается

Дважды наш земляк принимал участие в высшем спортивном форуме планеты. Уже одно это ставит его в один ряд с лучшими спортсменами Южного Урала. 2004 год. Афины. Вот здесь нужно отступление. В этом виде программы наша легкая атлетика особо не блистала. Тем ценнее были его секунды. В 1980-м в Москве свердловчанин Андрей Пучков вырвал бронзу. Да и то в отсутствие большинства звезд. Через два года он же установил рекорд Европы — 13.26. Вот и все. Не густо!

Афины-2004. Прикинув с отцом, пришли к мнению, что для успешного прохождения отбора надо каждый раз не опускаться ниже 13.50. Предварительный забег — 13.54. Увы, дальше только 3.64. И дверь в полуфинал захлопнулась. Что ж, придется пробиваться теперь уже в Пекин.

Подготовка к Пекину началась загодя. Особое внимание уделили акклиматизации. Сначала в Иркутске, а затем и в Китае. Но что-то не сработало. То ли проскочили пик формы, то ли не успели до него добраться. Предварительный забег прошел нормально — 13.59. Второй результат. И вот «четвертушка». Соперники уходят вперед на сотые доли секунды, а Игорь не может бросить им вызов. 13.70. Как тут не вспомнить про свои лучшие 13.37. Да будь результат хуже даже на полторы десятых секунды, как на вороных, въехал бы в полуфинал.

* * *

Да, привезти домой олимпийские награды не удалось. Но кто посмеет сказать, что на мечте можно поставить точку? Впереди Лондон. За два минувших года выступил несколько раз. Главное сейчас — выполнить олимпийский норматив А: пробежать традиционные 110 метров не хуже, чем за 13.52. Личный же рекорд Игоря 13.37. Каково! Что ж, подождем…

ЛЕВ КОГАН


Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты