Заморозили на финише
На шахте «Коркинская» продолжается расследование гибели двух горнорабочих. Эксперты Гострудинспекции уже нашли нарушения, и решением суда подземные работы приостановлены на 45 суток.
Напомним, все произошло 2 мая во время работ по подготовке шахты к консервации. В результате обрушения горных пород из шести человек, которые в тот момент находились в забое на глубине в 480 метров и демонтировали оборудование, погибли двое. Один шахтер попал в больницу с ушибами. Остальные трое не пострадали.
Похороны 44-летнего Евгения Самойлова и 37-летнего Богдана Марича прошли 6 мая в Еманжелинске, где жили горнорабочие. С организацией прощальных мероприятий семьям погибших помогла «Челябинская угольная компания», которой и принадлежит шахта. Руководство предприятия сразу заявило, что в соответствии с трудовым законодательством оно готово оказать материальную помощь близким, потерявшим кормильцев в результате ЧП. Размер выплат будет зависеть от суммы, указанной в коллективном договоре, который, как правило, существует на производственных и горнодобывающих предприятиях, в том числе и на ОАО «ЧУК», и в котором прописываются дополнительные социальные гарантии для работников.
Тем временем на шахте продолжают выяснять обстоятельства и причины случившегося. Известно, что шахту «Коркинскую» планировали закрыть. С апреля этого года мероприятия по консервации согласовывались с Ростехнадзором. Но, как следует из сообщения пресс-службы ГУ МВД по Челябинской области, попавшие под завалы горнорабочие уже занимались тем, что готовили шахту к консервации. На южном полевом откаточном штреке шахты они выполняли демонтаж шахтной крепи. Теперь экспертам предстоит понять, не были ли эти работы досрочными и несогласованными технологически.
— Эксперты трудовой инспекции зафиксировали многочисленные нарушения условий труда в шахте, — прокомментировал «ЮП» начальник информационно-правового отдела региональной Гострудинспекции Игорь Васильев. — На основании материалов, подготовленных нашими специалистами, суд вынес решение о приостановлении деятельности шахты на 45 суток до устранения всех нарушений.
Как сообщают в областной прокуратуре, по факту обрушения возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 216 УК — это нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц. Прокурорская проверка покажет, кто виноват в трагедии. Если условия труда на шахте не были безопасными, то головы полетят у ответственных за это руководителей. По статье, виновным грозит до 7 лет тюрьмы.
Майское ЧП в «Коркинской» — это далеко не первая трагедия в угольных и золотодобывающих шахтах Южного Урала. Но если говорить об общей статистике смертельных случаев на производстве, то в «черном» рейтинге лидируют металлургические и машиностроительные предприятия области, а также строительная отрасль. Почти все несчастные случаи связаны именно с этими сферами.
По данным государственной инспекции труда по Челябинской области, в прошлом году на производстве погибли 86 южноуральцев. За три месяца этого года зафиксировано уже 19 таких смертей. Но за эти полтора года — ни одного случая в добыче угля, нефти и газа. Связаны ЧП, в первую очередь, с нарушением техники безопасности.
Избежать подобных трагедий в какой?то степени помогают плановые проверки Гострудинспекции, когда эксперты оценивают в числе прочего и безопасность условий труда на предприятиях. Но проблема в том, что плановые проверки слишком редки для того, чтобы быть эффективным инструментом в предотвращении ЧП (всего 23 процента из общего количества проверок в регионе). Расхолаживают работодателя и ничтожные по меркам производственников штрафы за нарушения: от одной до пяти тысяч рублей для должностного лица и не более нескольких десятков тысяч рублей — для всего предприятия.
Елена Подольская
Поделиться