Южноуральские педагоги хотят увеличить количество физико-математических классов

18 Апреля 2014

На их взгляд, это в какой-то степени поможет решить проблему с точными науками, которых сегодня немало. Например, с каждым годом снижается число желающих сдавать ЕГЭ по физике и химии, и по словам Александра Шестакова, ректора Южно-Уральского государственного университета, уже на протяжении нескольких последних лет многие технические вузы в области не могут набрать студентов, у которых по математике были бы достаточно высокие баллы.

— С этим можно соглашаться или не соглашаться, — но техническое образование у нас в целом заметно снижается, — говорит Александр Шестаков. — До сих пор мы встречаемся со случаями, когда директора и учителя школ препятствуют сдаче ЕГЭ по физике — потому что им отчитаться по показателям сдачи экзаменов легче, скажем, по обществознанию. Дошло до того, что мы не можем людей с «четверкой» по математике набрать! Проблема решаема — вы съездите к соседям, посмотрите: в Свердловской области работает шесть центров естественно-научного образования. Для того, чтобы разрешить эти вопросы в масштабах всей области, необходимо не только увеличить число физико-математических классов, но количество часов точных наук в обычных классах.

Сейчас в нашей области среди 10-11-х классов 10 % имеют физико-математическую направленность, и, по словам Елены Коузовой, заместителя министра образования и науки Челябинской области, этот показатель для области — вполне нормальный с учетом другой, не менее важной проблемы — для того, чтобы открывать такие классы, необходимы педагогические кадры. На сегодняшний день количество учителей математики составляет 8 % от общего числа преподавателей, из них 85 % — это люди пенсионного и предпенсионного возрастов. С другими предметами — физикой и химией — и того хуже (учителей физики, например, всего 5 %). Специалисты объясняют эту ситуацию тем, что в 90-е годы, когда начали активно развиваться информационные технологии, часть преподавателей ушли в это направление. Поэтому самый молодой состав педагогических работников на сегодняшний день — это учителя информатики.

— В настоящий момент мы склоняемся к тому, что одно из направлений, которым мы все должны серьезно заняться — это стимулирование мотивации у школьников. Мы перестали популяризировать науку, ушли в клиповость и рекламу, — считает Елена Коузова. — Хотя у нас есть для этого возможность — мы можем, не привлекая государственные ресурсы внутри области, а используя возможности наших средств массовой информации, заниматься серьезной популяризацией.

Сейчас результаты итоговых экзаменов среди школьников Челябинской области по математике — чуть ниже общероссийских, а по физике, биологии и химии — наша область традиционно лидирует. Но несмотря на это и на то, что физико-математическое образование в приоритете по сравнению с предметами гуманитарного цикла, проблемы остаются нерешенными — из-за дефицита школьников с серьезными знаниями по математике и другим точным наукам, на Южном Урале наблюдается несоответствие между выпускаемыми специалистами и истинными запросами рынка труда.

— Из-за неправильного отношения к математическому образованию мы получаем дефицит кадров профессиональных рабочих и инженерных специальностей, — говорит Валерий Колокольцев, ректор Магнитогорского государственного технического университета им. Носова. — Наш мониторинг показывает, что к точным наукам у школьников сложилось не самое лучшее отношение — это нужно менять. Надо выработать более эффективную политику, целевую программу. Потому что она вроде сейчас есть, но толку от нее нет никакого.

Пока, по словам Елены Коузовой, увеличивать количество физико-математических классов в Челябинской области не планируется: с учетом дефицита педагогических кадров оставить их число на прежнем уровне — уже будет неплохим достижением.

Розали Заманова

Поделиться

Публикации на тему
 
Новости   
Спецпроекты