В первом полугодии челябинским антимонопольщикам чаще всего жаловались на SMS-спам
Как рассказала Людмила Галичина, заместитель руководителя Челябинского УФАС России, в первом полугодии 2014 года по-прежнему самые распространенные нарушения рекламного законодательства были связаны с распространением коммерческой информации по сетям электросвязи. Иными словами, рассылкой SMS-спама.
— Количество заявлений от челябинцев в этой части было наибольшим. Абонентов связи просто атаковали рассылкой, а те, в свою очередь, атаковали антимонопольный орган, будучи не согласными с нежелательными сообщениями. Таких заявлений поступило за шесть месяцев 120, — отметила Людмила Галичина.
По результатам их рассмотрения было возбуждено 24 дела. А вот в 96 случаев из 120 антимонопольный орган ответил заявителям отказом.
— Отказы в основном связаны с тем, что заявители не предоставляют согласие на обработку персональных данных, — пояснила замначальника Челябинского УФАС. — В отсутствие такого согласия УФАС, направляя запрос операторам связи, не получает от них ответа. Они ссылаются на то, что не имеют права разглашать персональные данные.
Вторым мотивом в отказе по заявлениям является невозможность установления конечного распространителя рекламы. Цепочка довольно большая, единого механизма нет, поэтому антимонопольный орган путем запросов и бесконечных писем от одного звена к другому, пытается установить возможного нарушителя, на что часто уходит масса времени.
— Мы не укладываемся в месячный срок рассмотрения заявления, установленный законодательством, и два месяца на рассмотрение возбужденного дела. Поэтому приходится отказывать, но не окончательно. Мы всегда в любом случае пишем, что при предоставлении соответствующей запрошенной информации антимонопольный орган продолжит работу, — уточняет Людмила Галичина.
По ее словам, отказы окончательного характера случаются только тогда, когда налоговая инспекция констатирует, что по указанному адресу лицо не зарегистрировано. Распространителя рекламы при этом невозможно установить, но такие случаи — редкость, говорят в УФАС. Антимонопольные органы при сборе доказательств, конечно, могут использовать разные схемы, но федеральная антимонопольная служба выработала единые механизмы, поэтому все территориальные УФАС сейчас стараются работать в правовом режиме.
— Антимонопольные органы не могут вести превентивную работу по SMS-спаму, — обращает внимание Людмила Галичина. — Должен быть выработан государственный механизм, о чем говорил президент, заявляя, что эта сфера будет приводиться в соответствие. Спама меньше не стало, даже несмотря на то, что создана контролирующая организация Росспам. Поэтому тут должны разрабатываться глобальные меры не только по предупреждению и пресечению, но и по недопущению такой рассылки.
В Челябинском УФАС также отмечают, что к ответственности за спам, как правило, привлекается тот, кто последним осуществил техническую операцию по рассылке. Конечным распространителем рекламы может быть как оператор связи, так и колл-центр. В последнем случае предоставляется техническая возможность на использование конкретного номера, и в цепи нередко насчитывается до 10 лиц. Кстати, как было замечено, чаще всего «спамят» фирмы, предлагающие услуги такси, и «родной» сотовый оператор.
Инга Зайцева
Поделиться