Более сотни редких фотографий умерших объектов железнодорожной архитектуры будет представлено 27 ноября в Центральной библиотеке имени А. С. Пушкина

26 Ноября 2014

Участник челябинской инициативной группы «Архи Страж», краевед Юрий Латышев рассказал «ЮП» о том, что эту необычную выставку подготовили их московские коллеги из общественного движения «Архнадзор». Необычность же состоит в том, что выставка посвящена, по сути, тому, чего, увы, уже просто не существует в природе, или, по крайней мере, то, что навсегда исчезнет уже завтра.

Речь идет о многочисленных утратах богатейшего российского железнодорожного наследия — от Пскова до Тайшета, от Архангельска и до Москвы.

Уже с момента появления в середине XIX века в России первых железных дорог их строительство стало делом государственной важности. Строили их лучшие инженеры и архитекторы. И сегодня в наследство от того славного прошлого ОАО «РЖД» достались сотни красивейших исторических зданий: вокзалы, депо, водонапорные башни. Многие из них созданы выдающимися зодчими. Среди них: Константин Тон, Лев Кекушев, Илларион Иванов-Шиц, Юлий Бенуа, Алексей Щусев.

Однако нынешние руководители РЖД этим наследием явно не дорожат, о чем свидетельствуют невосполнимые потери только за последние два года. Большая часть из них отразились в представленной экспозиции: бессмысленные сносы зданий веерного депо в Москве, вокзала в Войсковицах Ленинградской области, знаменитой подмосковной платформы «Ильинское» — последнего дачного вокзала России. Представлены на выставке и примеры безграмотной реконструкции и искажения исторического облика, а также фотографии зданий, находящихся под угрозой уничтожения (вокзал станции Сеятель в Новосибирске), сгоревших вокзалов (Калязин Тверской области, платформы Курорт в черте Петербурга).

Большинство из представленных на выставке фотографий ни разу не экспонировались в Челябинске.

Несомненный интерес у посетителей выставки вызовет и презентация старинных железнодорожных объектов Челябинска, также находящихся в весьма плачевном состоянии. По существу наш город располагает тремя такими объектами. Это здание водокачки (угол улиц Свободы и Труда), рядом с Садом-островом, одноэтажное каменное здание кондукторской (возле железнодорожного вокзала), где сегодня обитают лишь бомжи. И третий объект — здание водонапорной башни — тоже в районе вокзала, возле багажного отделения. От него сегодня осталась лишь гранитная основа первого этажа (верхняя часть оригинальной постройки утеряна еще лет десять назад).

Участники инициативной группы «Архи Страж» очень надеются на то, что выставку посетят руководители ЮУЖД.

Айрат Арсланов

Поделиться

Публикации на тему
 
Новости   
Спецпроекты