На Южном Урале инженеров будут готовить с детсадовского возраста

27 Ноября 2014

Президентом РФ Владимиром Путиным поставлена задача — к 2020 году создать 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест. Для Уральского федерального округа эта цифра составит 2 миллиона. Как отмечает полномочный представитель президента РФ полпред Игорь Холманских, в связи с этим Челябинской области необходимо рассчитать потребности в инженерно-технических кадрах, повысить качество обучения, увеличить количество часов практики, усилить роль работодателей в процессе образования, а также увеличить набор абитуриентов по целевым направлениям под конкретные рабочие места.

Впрочем, не дожидаясь отмашки сверху, Южный Урал в последние годы уже проводит активную работу по увеличению числа молодых специалистов с инженерно-техническим образованием.

— Только в этом учебном году число обучающихся на инженерных специальностях увеличилось на 3,7 %. Все технические вузы участвуют в президентской программе повышения квалификации инженерных кадров. Считаю, что образовательный потенциал региона достаточно высок, чтобы обеспечить потребности военно-промышленного комплекса, металлургии, машиностроительного сектора, приборостроения, — подчеркнул глава региона Борис Дубровский.

Однако нынешних темпов все же недостаточно, чтобы успеть выполнить задачу, поставленную президентом. Несмотря на то что в регионе идет активная пропаганда инженерно-технических специальностей, многие школьники по-прежнему выбирают модные профессии экономиста и юриста, которых на рынке труда уже в переизбытке. По мнению министра образования и науки Челябинской области Александра Кузнецова, проблема заключается в неграмотно выстроенной профориентационной работе в учебных заведениях: педагоги начинают вести ее слишком поздно.

— Система профориентационной работы, которая существует в нашей стране сейчас, начинает свое «воздействие» на школьника уже в старших классах. По сути — тогда, когда у подростка уже сформированы свои представления о будущем, которые зачастую строятся не на реальных фактах о ситуации на рынке, знаниях о перспективах его развития, а на  воздействии массовой культуры, СМИ и других факторов, — рассуждает министр. — Работу по воспитанию мотивации нужно начинать уже в младших классах, а в идеале — на уровне детского сада. Особую роль в этом также должна сыграть и система дополнительного образования, техническое направление которого за последние десятилетия серьезно уступило свои позиции более «легким» творческим направлениям — музыкальным школам, вокальным студиям, спортивным секциям.

Чтобы как то нивелировать этот перекос, на Южном Урале стали стремительно открываться кружки технического творчества. Созданы секции авиа-, ракето- и судомоделирования, картинга, робототехники, начального технического моделирования и другие. На данный момент в регионе реализуются около 250 программ дополнительного образования технической направленности. А с 2012 года в результате конкурсного отбора Челябинская область приобрела статус федеральной стажировочной площадки по развитию техносферы. Это дает свои плоды: воспитанники охотнее выбирают в качестве вступительных испытаний такие дисциплины, как физика и химия, и поступают на инженерные направления.

Дабы укрепить достигнутые результаты, региональным минобразования в рамках Стратегии развития области был разработан проект «ТЕМП». С управленческой точки зрения название расшифровывается, как Т — требования времени; Е — единство целей и задач; М — мотивация и стимулирование; П — пути решения и приоритеты деятельности. Проект направлен на развитие объединений и организаций общего и дополнительного образования детей технической направленности — модернизация учебной базы, оснащения, оборудования; развитие современных направлений технического творчества, а также открытие интерактивных центров профориентации. Кстати, первый такой центр — «Формула успеха» — уже действует на базе ДК «Смена» Челябинска.

Кроме того, в этом году для школьников впервые пройдет многопрофильная инженерная олимпиада «Будущее России», организатором и координатором которой выступает Южно-Уральский госуниверситет. Также в 2014 году область получила федеральную субсидию в размере 32 миллионов рублей по направлению «Машиностроение». Деньги направлены на приобретение нового оборудования для системы профтехобразования.

Несмотря на видимые успехи, по мнению Дубровского, в нынешних условиях просто необходимо «более активное участие работодателей в разработке профессиональных стандартов и формировании образовательного заказа». Пока же большинство южноуральских предприятий не могут дать прогноз на длительную перспективу, какие кадры им будут нужны и в каком количестве.

Юлия Ким

Поделиться

Публикации на тему
 
Новости   
Спецпроекты