Золото — челябинским лонжеронам
В Челябинск на празднование Дня металлурга приехало немало гостей из других регионов. В их числе — заслуженный металлург России Владимир Зимовец, председатель совета директоров ЗАО «Трубный завод «Профиль-Акрас»...
Награда находит героев спустя 35 лет
В Челябинск на празднование Дня металлурга приехало немало гостей из других регионов. В их числе — заслуженный металлург России Владимир Зимовец, председатель совета директоров ЗАО «Трубный завод «Профиль-Акрас», почетный гражданин города Волжского. Владимир Григорьевич - один из тех специалистов, чье имя навсегда вписано в историю Челябинского трубопрокатного завода, где он начал свой трудовой путь простым рабочим, а ушел с должности заместителя директора, чтобы возглавить крупнейшее трубное производство в Европе — знаменитый Волжский трубный завод.
Он часто бывает на своей малой родине, встречается с бывшими коллегами. Вот и в этот приезд состоялась такая встреча, на которую пришли Феликс Могилевкин, лауреат государственной премии; бывший главный инженер ЧТПЗ Валерий Игнатьев; сын директора-легенды Якова Осадчего — Владимир Осадчий, профессор, доктор наук из Москвы и другие. Собравшиеся вспоминали события прошлых лет, ведь все они и были творцами заводской истории.
Владимир Зимовец побывал в цехе № 5, который он возглавлял на трубном после Феликса Могилевкина, своего учителя в профессии и жизни. И хотя многие рабочие не знали гостя лично — в цехе трудится новое поколение, — Владимира Григорьевича встречали тепло. Здесь с уважением относятся к своей истории, знают всех ветеранов, первооткрывателей, всех тех, кто внес весомый вклад в развитие трубного гиганта.
Сообщение из Бельгии
Этот профессиональный праздник для Владимира Зимовца был особенным — заслуженный металлург удостоен Диплома качества и золотой медали Европейской научно-промышленной палаты в номинации «Передовые руководители промышленности России».
У этой авторитетной организации главная задача — поиск инвесторов и партнеров в других странах, создание совместных предприятий, предоставление информации о новых технологиях и разработках, способствующих развитию современнейших отраслей науки и техники. И, конечно, в поле внимания палаты люди, которые на своем рабочем месте демонстрируют ответственное отношение к делу, чьи профессиональные или научные достижения являются двигателями современного прогресса. Главный критерий отбора лауреатов — высокое качество и профессионализм в сфере управления, производства, культуры, науки и образования. Среди россиян, отмеченных золотыми медалями в этом году, детский врач Леонид Рошаль, кардиохирург Лео Бокерия, режиссер и сценарист, входящий в десятку лучших продюсеров мирового кинематографа, Карен Шахназаров и другие известные лица.
Владимир Григорьевич Зимовец оказался в этом списке тоже не случайно. На получение одной из самых престижных европейских наград он был номинирован по ходатайству Администрации Президента России, как один из передовиков трубопрокатной индустрии нашей страны. Ведь в двадцать девять лет на Челябинском трубопрокатном заводе он возглавил уникальное оборонное производство, выпускавшее среди специальной продукции лонжероны лопастей для современных вертолетов серии «МИ». За освоение производства лонжеронов и пуск трех новых станов холодной прокатки труб Владимир Григорьевич и получил столь высокое признание международной общественности и Евросоюза.
История не устаревает
— Речь идет о событиях 35-летней давности, когда я еще работал на Челябинском трубопрокатном заводе, — рассказывает Владимир Григорьевич. — Именно тогда и были построены три стана, которые позволяли решать вопросы оборонного комплекса. Признаюсь, для меня это сообщение из Бельгии стало полной неожиданностью. Ведь в Евросоюзе это одна из самых престижных наград. И, конечно, обязан я этим «золотом» родному Челябинску, где проходили все эти события. Вдвойне был впечатлен и тем, что о награде ходатайствовала администрация Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Не скрою, приятно также было оказаться в одной компании с такими уважаемыми и известными в обществе людьми, как Рошаль, Бокерия, Шахназаров.
Я побывал в Бельгии. После чего позвонил в Челябинск, Москву, Израиль своим бывшим коллегам, с которыми когда то осуществлял эти проекты. Все они восприняли эту новость очень тепло. И, как и я, испытали гордость за свой город и Челябинский трубопрокатный завод.
— Уникальный цех № 5, начальником которого в самую горячую трудовую пору стал Владимир Зимовец, осваивал оборудование для выпуска лопастей к вертолетам, другой оборонной продукции. Челябинские трубники были первыми не только в стране, но и мире. Именно они воплотили в реальность задумки конструкторов и стали делать лопасти для сверхтяжелых отечественных вертолетов. Причем, продукцию принципиально новую, цельнометаллическую, а не состоящую, как раньше, из комлевой части и трубы переменного сечения. Шестнадцатиметровая труба переменного сечения с участками различных профилей — цилиндрических, конических, овальных, каплевидных — вот что представлял из себя новый лонжерон. Никто еще не делал ничего подобного, во всем мире не существовало и технологий производства подобных изделий. Челябинские трубники стали первыми.
Не имеющее аналогов
Вот как описывает Владимир Зимовец это время в своей книге «Соло на трубе», которая освещает события тех лет:
«… Разработка сверхтяжелых вертолетов, по поручению высшего руководства страны, возобновилась. Вследствие чего цех был достроен, стан ХПТ 250 в январе 1967 года введен в экспедицию, а в 1970 году предстоял выпуск стана ХПТ 450.
На этот сложный предпусковой период и пришлось мне назначение на должность начальника цеха № 5. Отныне день для меня слился с ночью, осень с весной. По прошествии времени удивляюсь, как мне все это удалось осилить: и выполнение цехом производственного плана, и строительство новых станов, и освоение производства лонжеронов, и учебу в аспирантуре.
Работа объекта ежедневно, ежечасно контролировалась руководством страны как раз из-за своего главного проекта — производства лопастей для сверхтяжелых вертолетов третьего поколения МИ 26.
Нам предстояло идти непроторенной дорогой с непредсказуемым концом, чтобы выпустить изделие, не имеющее аналогов.
Каждая производственная операция требовала пристального внимания и ученых, и инженеров. Недаром по тематике, связанной с изготовлением лонжерона, было защищено десять кандидатских диссертаций, получено двадцать семь авторских свидетельств на изобретение. В результате коллективу оборонного производства ЧТПЗ удалось совершить задуманное — дать отечественным вертолетам принципиально новые крылья. Самая совершенная машина современности — МИ 26 — летает на наших лопастях, ничего лучшего до сих пор не придумано.
Сын известного авиаконструктора Игоря Сикорского, увидев на выставке наш лонжерон, воскликнул: «Мой отец мечтал о такой лопасти всю жизнь!». Это одно из главных достижений и моей жизни. И я горд и счастлив, что в течение одиннадцати лет возглавлял такое производство и тоже причастен к созданию этого уникального инженерного творения.»
Кстати, первый полет сверхтяжелого вертолета МИ 26, на который был приглашен Владимир Григорьевич Зимовец, состоялся 14 декабря 1977 года в подмосковных Панках. Спустя тридцать пять лет за эти уникальные исполинские крылья заслуженный металлург и получил высокую награду Евросоюза.
— Награда принадлежит не только мне. Европейская Золотая медаль — это и признание заслуг челябинцев — моих товарищей по работе в деле создания новейшего воздушного судна, — убежден Владимир Зимовец.
И с этим трудно не согласиться. Добавим к этому: в истории челябинского трубостроения это пока единственная медаль такого достоинства.
Бумажная версия данного материала появится 01.08.2013 г.
Поделиться