Южноуральцы все чаще прибегают к услугам проката спортивного инвентаря
В последние годы число пунктов проката спортивного инвентаря стало сопоставимым с количеством магазинов, специализирующихся на его продаже. И дело не только в том, что Челябинская область — регион спортивный, где летом можно с ветерком прокатиться на велосипеде, а зимой отточить мастерство на склонах одного из горнолыжных центров.
В последние годы число пунктов проката спортивного инвентаря стало сопоставимым с количеством магазинов, специализирующихся на его продаже. И дело не только в том, что Челябинская область — регион спортивный, где летом можно с ветерком прокатиться на велосипеде, а зимой отточить мастерство на склонах одного из горнолыжных центров. Это проверенный сезонный бизнес с небольшими стартовыми затратами, хорошей рентабельностью и не требующий особой подготовки и предпринимательского опыта.
География расставит точки над i
Первой ласточкой в прокатном бизнесе Челябинска стала точка проката при магазине «Андеграунд», появившаяся в конце 90-х годов прошлого века. Именно тогда немногочисленные южноуральцы, выезжающие за рубеж, стали пробовать вставать на лыжи и сноуборды на европейских курортах, а затем и у нас.
— Было не так много людей, которые покатались где то в Альпах, например, но они хотели поставить на лыжи своих друзей и знакомых. А инвентарь взять было негде, — вспоминает один из совладельцев магазина «Андеграунд» Юрий Базилевский. — В городе не было прокатов — только непосредственно на трассах. Но спрос на лыжи в подавляющем большинстве случаев не удовлетворен. Да и брать инвентарь на горнолыжке неудобно: нужно приехать пораньше, выстоять очередь, заплатить приличную сумму денег, а ведь это время лучше потратить на спуск с горы. Кроме того, свои лыжи вроде как повышают статус: человек приехал со своей «снарягой», значит, он может себе позволить кататься на горных лыжах.
Раскачивались прокатчики постепенно: сначала в аренду бизнесмены давали только лыжи и сноуборды. Причем первые несколько лет в обороте были самые бюджетные коллекции горных лыж и сноубордов. Затем в прокате появились и защитная амуниция, и очки. Сейчас здесь можно взять на день-два или даже на неделю лыжи или сноуборды от самых простых до экспертных моделей. Кроме того, здесь находится один из немногих прокатов гидрокостюмов и всего того, что необходимо для подводного плавания.
— Вообще, чем шире ассортимент проката, тем лучше. Количество и качество инвентаря в определенной мере влияет на окупаемость проекта и его дальнейшую доходность, — считает Юрий. — Опять же благодаря широкой линейке предлагаемых горных лыж и сноубордов снижается срок их изнашиваемости. Обычно лыжи хорошего качества «раскатываются» за 5 лет, средненькие — года за три.
Хотя самое главное, по словам первооткрывателя прокатного бизнеса в городе, это место проката, его географическое расположение.
— Место первостепенно. Оно должно быть удобным для клиентов во всех отношениях: расположение в городе, подъездные пути, парковка, — говорит наш эксперт. — Это правило работает для любого бизнеса.
Идеальная история стартапа
Кстати, подтверждением аксиомы относительно места стала история челябинской компании Velobord, представленная сегодня не только точками проката, но еще и магазином спортивного инвентаря, и сервисным центром. Первую точку молодые бизнесмены открыли в апреле 2010 года в парке Гагарина. И разумеется, сразу попали в тренд: очереди клиентов на велосипеды появились с первого же дня.
— Нам повезло. У нас, нужно признать, самые правильные места в городе для проката. Кто открывается вдали от мест катания — парков, скверов — тому тяжело, — рассказывает один из совладельцев компании Velobord Станислав Вовк. — Каждый год открывается несколько прокатов. К концу сезона некоторые из них закрываются, и ребята не знают, что потом делать с велосипедами.
Начинали новички проката с 7--10 велосипедов. Постепенно увеличили парк двухколесных настолько, что вошли в число лидеров по предоставлению подобного рода услуг в городе и стали показательным примером идеального стартапа. Разумеется, первоначальные вложения в «Велоборде» отбились очень быстро. Правда, об этом молодые предприниматели предпочитают не распространяться. Собственно, не оглашают они и какие бы то ни было цифры, касающиеся велопарка, оборота и прибылей. То ли конкуренции боятся, то ли искренне желают не прогореть новичкам.
Постепенно кроме велосипедов ребята взяли на вооружение и горнолыжный инвентарь, Затем и вовсе открыли магазин, где можно купить и велосипеды, и лыжи, и доски, и различные аксессуары к ним.
— В тандеме магазин--прокат работать лучше, — считает Станислав Вовк. — Хотя, можно и по отдельности развивать бизнес, если двигаться в правильном направлении.
Конкурентные преимущества тандема
Тандем магазина и проката может не только сделать бизнес более устойчивым, но и дать определенное конкурентное преимущество. Как, например, у проката туристического снаряжения магазина «Родонит». Основную прибыль, признается Евгений Ястребцов, дает, конечно же, магазин. Но он же, по сути, «питает» прокат, и этот тандем успешно существует уже лет 15.
— Мы придерживаемся политики давать любое снаряжение в прокат за исключением страховочного и, разумеется, термобелья и спортивной одежды. Для нас это те же продажи, только постепенные, — комментирует Евгений Ястребцов. — По большому счету, все, что есть на полках магазина, в том числе и на складе, мы можем перевести в фонд проката. Поэтому он у нас не ограничен, а качество вещей очень высокое. Нет заношенных рюкзаков или рваных спальников. Если вдруг у кого то есть желание взять в прокат 100 спальников, а такого количества нет в наличии, проблема также легко решается: мы делаем запрос поставщику, и товар поступает на склад в течение нескольких дней.
По словам директора магазина и проката, если на непрокатное оборудование есть спрос, оно будет прокатным. Если соберется, к примеру, группа туристов на Алтай, и им потребуются экстремальные спальники, эти спальники им предоставят.
— Это вполне оправдано. После каждого проката снаряжение уценивается и выставляется для дальнейшей продажи или проката, — поясняет собеседн6ик «ЮП». — Цена стремится к нулю. Сдав 10 раз в прокат то или иное оборудование, магазин, по сути, полностью отбивает его стоимость.
Прокатные вещи на распродажах расходятся очень быстро, отмечает владелец «Родонита». Во-первых, на популярности туристического секонд-хенда сказываются довольно низкие цены; во-вторых, многие предпочитают покупать уже проверенное в походах оборудование.
Еще одна особенность проката при «Родоните» заключается в том, что здесь в залог нужно оставлять 100 процентов стоимости товара. Поэтому, по словам хозяина бизнеса, у него не бывает случаев невозврата. Точнее, они бывают, когда туристу понравился рюкзак, палатка или спальник, и он решил его купить. А раз залог оставлен в полном объеме, то получается, вещь можно не возвращать. Невозвращенцев, кстати, у «Родонита» довольно много. Наибольшим спросом у них пользуются рюкзаки, палатки, спальники.
Как компенсировать низкий сезон?
Независимо от специфики проката (велосипеды, горнолыжный инвентарь, оборудование для подводного плавания или туризма), существенную роль, влияющую на доходы и собственно развитие, играет сезонность и даже календарь праздничных дат. В выходные и праздничные дни весь ассортимент точек «аренды» адреналина и экстрима расходится.
— Хотя доход зависит не только от сезонности, но и еще от капризов природы, — уточняет Юрий Базилевский. — Нет снега — нет проката. Чересчур морозно — нет проката. Кто поедет кататься в -30?
Эту же особенность отмечают в «Велоборде» и «Родоните».
— По большому счету, сезон у нас длится с апреля по октябрь при хорошей погоде, — комментирует Станислав Вовк. — Основная нагрузка приходится на май. Один месяц делает выручку почти всего года. Очередь выстраивается на несколько часов.
Потому в большинстве своем южноуральские пункты проката зимой работают с горнолыжным инвентарем, а летом — с велосипедами. Такая альтернативная замена позволяет даже при спаде прибыли в промежуточные сезоны давать стабильный доход в целом в течение года.
Что шведам можно, то русским нельзя
Сегодня, по мнению представителей этого бизнес-сегмента, рынок проката заполнен.
— Прокатов как булочных стало. Для города-миллионника этого вполне достаточно, — считает Юрий Базилевский. — Хотя если новые точки будут появляться в хороших, правильных местах и предлагать хорошие условия, то они будут жить.
Кроме того, закрепиться на рынке можно, заняв определенную нишу, как тот же «Андеграунд», специализирующийся на подводном плавании, или «Родонит» с его туристическим раздольем.
— К примеру, в некоторых городах спросом пользуется прокат катамаранов и байдарок. У нас поблизости особо негде плавать, потому такой водный уклон не актуален, — рассуждают эксперты. — Не актуален для Челябинска и прокат роликовых коньков. В областном центре нет столько асфальта, да и роллерная культура находится, пускай и не в зачаточном состоянии, но все же далека от уровня Питера или Киева.
Нерентабелен также прокат моторизированных средств. Цены на них довольно высокие. Столь же высоки и риски.
— У большинства россиян отдых связан с употреблением спиртного. А какой русский не любит быстрой езды, тем более подшофе? — рассуждает Юрий Базилевский. — Снегоходы, квадроциклы и скутеры можно без боязни сдавать шведам или норвежцам. А вот нашим — с большой осторожностью.
В целом, считают игроки рынка, нужно ориентироваться на Запад, который задает тон и моду на здоровый образ жизни. Правда, любую идею, взятую у заграничных коллег, нужно адаптировать под российский менталитет, иначе она будет нежизнеспособной.
— Я много где бывал и всюду пытался увидеть что то, что можно было бы переложить на нашу российскую действительность. Одна из идей, которая мне очень нравится, это автоматизированные прокаты велосипедов, распространенные в Европе. Но в ближайшие годы такая система вряд ли приживется — мы еще к этому не готовы, — считает эксперт. — Прокаты же в привычном понимании существовать будут всегда. Свое снаряжение нужно где то хранить, таскать с этажа. А притом что некоторые горожане за сезон совершают всего 2--3 велопрогулки или вылазки на горнолыжный курорт, проще взять снаряжение или инвентарь в прокате.
На заметку
Полумиллионный вопрос
По словам Юрия Базилевского, стартовый капитал для открытия пункта проката составляет примерно полмиллиона рублей, независимо от того, что «прокатывать» — лыжи и сноуборды или «велосипеды». На эти деньги можно купить 20 пар лыж и 10 сноубордов (30 велосипедов), арендовать помещение (от 5 тысяч рублей), нанять двух сотрудников проката и сервисмена (заработанная плата от 25 тысяч рублей), кроме того, сюда же войдут такие статьи расходов, как ремонт и амортизация (от 10 тысяч рублей) налоги и отчисления в ПФР (от 10 тысяч рублей), прочие расходы (от 5 тысяч рублей) Отобьются вложения, по словам знатока прокатного бизнеса, в зависимости от различных факторов в период от нескольких месяцев до нескольких сезонов.
Татьяна Александрова,
фото Вячеслава Шишкоедова
Поделиться