Челябинская область отказывается от иностранной рабочей силы
На Южном Урале целенаправленно сокращают поток трудовых мигрантов. Из 18 тысяч заявленных предприятиями на будущий год вакансий для иностранцев утверждено только 152 места. Это никакая не дискриминация, а вполне разумная политика кадрового протекционизма, считают в областном руководстве, и, более того, она будет продолжена.
На Южном Урале целенаправленно сокращают поток трудовых мигрантов. Из 18 тысяч заявленных предприятиями на будущий год вакансий для иностранцев утверждено только 152 места. Это никакая не дискриминация, а вполне разумная политика кадрового протекционизма, считают в областном руководстве, и, более того, она будет продолжена.
Усилили фильтр
О необходимости урезать квоту на иностранную рабочую силу и. о. губернатора Челябинской области Борис Дубровский заявлял еще в начале весны. Правительству региона были даны соответствующие поручения. Саму же задачу по сокращению доли трудовых мигрантов включили в Стратегию развития Челябинской области до 2020 года как один из ключевых пунктов выправления ситуации на рынке труда.
— В области более 20 тысяч официальных безработных, но при этом в 2013 году мы привезли 12 тысяч иностранцев. На этот год установлена квота — 10 тысяч. Я считаю, что нам и эти 10 тысяч не нужны. Вовлекайте человеческий потенциал Челябинской области! Я считаю, что область сбалансирована по кадрам. Я не понимаю этой практики, когда мы имеем безработных, платим им пособие, но при этом везем работников из-за рубежа. Такая практика порочна. Элементарный протекционизм должен лежать в основе нашей работы, — уверен Дубровский.
Реализовывать политику протекционизма профильные ведомства начали, первым делом, с работодателей. Центры занятости населения провели с ними ряд совещаний, на которых объяснили, почему нужно трудоустраивать местных жителей, не ждать рабсилы из-за рубежа. Ну и кроме того, для мигрантов усилили фильтр:
— Если говорить о 2015 годе, то на сегодняшний момент заявилось более 100 работодателей и заявлено более 18 тысяч вакансий. Но это те вакансии, которые могут замещать и граждане России, — отмечает заместитель председателя правительства Челябинской области Ирина Гехт. — В результате из них было утверждено только 152 человека.
Это, конечно же, не окончательные цифры. Заявки предприятий будут принимать до октября. Каждые 20 дней их будут рассматривать на заседании областной комиссии. Однако, по словам Ирины Гехт, приоритеты не изменятся:
— Будем выделять квоты только на тех специалистов, которых не можем восполнить своими силами, — уточнила Гехт.
Поток трудовых мигрантов в Челябинскую область ослабел уже сейчас. По данным главного управления по труду и занятости населения региона, в этом году доля иностранных работников в торговле упала на 31,8 процента. В сфере пассажирских перевозок, по официальной статистике, она вообще сошла на ноль.
Изменился и расклад по квалификации соискателей. Низкоквалифицированных работников среди иностранцев теперь 5,1 процента вместо прежних 16,6 %. Доля работников средней квалификации выросла до 92 процентов. В заявках работодателей доля зарубежных работников с профессиональным образованием составляет 57,5 процента, тогда как в 2013 году было 54,4 %.
Рассчитывать только на себя
— Сокращение квоты — это один из шагов по стимулированию предприятий, муниципальных властей к тому, чтобы использовать собственный трудовой потенциал, рассчитывать на свои силы. Это решение поддерживает обозначившуюся тенденцию — рассчитывать только не себя, не привлекая помощь откуда то извне, — комментирует политику кадрового протекционизма экономист, руководитель Научно-образовательного центра развития региональных социально-экономических систем Института экономики УрО РАН и ЧелГУ Сергей Гордеев. — Это особенно важно в преддверие периода структурных изменений в экономике. Они неизбежны. Кадровая политика в условиях этих изменений должна быть более гибкой с точки зрения замещения рабочей силы. Процессы трудовой мобильности в регионе должны ускоряться. Распределение трудовых ресурсов должно идти иначе.
По словам эксперта, высокие квоты на привлечение иностранной рабсилы приносят региону больше убытков, чем экономии. Даже если брать в расчет сокращение затрат предприятий, нанимающих «дешевых» мигрантов, и соответственно увеличивающих свою прибыль, а значит, и отчисления в бюджеты всех уровней.
— Местные жители, даже если они числятся безработными, все равно где то берут деньги — но зарабатывают по серым схемам. Плюс они получают пособия по безработице. Это, как мы понимаем, бюджетные деньги, — отмечает экономист.
Добавим, что в последнее время квота на привлечение иностранной рабочей силы в регионе снижается на 2 тысячи вакансий ежегодно. Если в 2013 году на Южном Урале работали 12 тысяч мигрантов, в 2014-м — уже 10 тысяч. Квота по мигрантам на 2015 год установлена на уровне 8 тысяч человек.
Инициатива
Финансовый рычаг
Законотворцы Санкт-Петербурга, занимаясь местным рынком труда, предложили не ограничиваться разговорами с работодателями, планирующими принять к себе иностранцев. По их мнению, здесь нужно подключать более мощный ресурс — финансовый.
Месяц назад в Госдуму петербуржцы внесли законопроект о повышении налогов для предпринимателей, привлекающих зарубежную рабсилу. Налоговую ставку депутаты предлагают поднять на треть, если в штате предприятия более 30 процентов иностранцев. Исключение составляют только высококвалифицированные специалисты.
— Я однозначно против повышения каких либо налогов для бизнеса. Предприятиям в мегаполисах проще решать кадровые вопросы, а вот в малых поселениях в некоторых отраслях без мигрантов не обойтись. Любое увеличение налогов тут же отразится на их бизнесе и на себестоимости товаров и услуг для населения, вплоть до закрытия бизнеса из-за неконкурентоспособности, — комментирует инициативу петербуржцев на своем сайте председатель комитета Южно-Уральской торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательства Сергей Ермаков. — Проблема с кадрами в стране существует, и это беда предпринимателей, что государство вовремя не позаботилось о том, чтобы предусмотреть дефицит трудовых ресурсов. Нужно понимать, что сейчас остро не хватает специалистов рабочих специальностей. Бизнес дает заявки на таких специалистов, но их попросту нет. Не стоит забывать, что есть и сезонные специальности, когда постоянное трудоустройство местного населения не по карману предпринимателю, так как он не может удовлетворить запросы работника вне сезона. Запросы трудовых мигрантов гораздо скромнее, а значит, бизнесу выгоднее трудоустроить иностранца. То, что мигранты стремятся к нам в страну, — это не только проблема их страны, это и проблема нашей страны, потому что мы не можем закрыть эти рабочие вакансии за счет собственных сил.
Елена Разина
Читайте также:
Южноуральским работодателям придется отказаться от трудоустройства мигрантов
Поделиться