Дубровский настаивает, чтобы челябинские оборонщики стали более конкурентоспособными
Оборонно-промышленный комплекс региона призвали к информационной открытости
Оборонно-промышленный комплекс региона призвали к информационной открытости
Именно оборонщикам по силам заместить иностранные аналоги, как в технологии, так и в продукции. На совещании с руководителями предприятий глава региона Борис Дубровский обозначил направления в достижении этой цели.
Банк данных
Губернатор назвал три приоритетных вектора наступления на импорт. Первым, по мнению Дубровского, должно стать замещение узлов, компонентов и элементной базы для вооружения и военной техники. «Южный Урал — оборонный край, и мы должны сохранить эти компетенции для выполнения самых сложных задач, — аргументировал Дубровский. — Многое из того, что получала наша страна по импорту, морально и технически давно устарело. Очевидно, что мы не только должны делать собственную продукцию, но и делать ее конкурентоспособной».
Что касается технологий двойного назначения, то, как отметил губернатор, при всех ограничениях по безопасности и секретности есть большие возможности для взаимодействия — как с крупными предприятиями, так и с вузовскими научными центрами и небольшими узкопрофильными компаниями. Спектр взаимодействия здесь чрезвычайно широк — от композиционных материалов до микроэлектроники и специального оборудования.
И еще одно направление — производство гражданской продукции, в том числе замещающей иностранные аналоги. «Здесь, считаю, самые широкие возможности для кооперации, для привлечения новых партнеров. Пусть каждый подрядчик доказывает, на что он способен в рамках четко сформулированного технического задания. Гражданские проекты оборонных предприятий позволяют вести такую работу», — резюмировал Дубровский.
Тема информационной открытости, казалось бы, среди предприятий ОПК вещь неприемлемая. Участники совещания уточнили, что речь не идет о разглашении госсекретов (не случайно журналистов попросили покинуть ситуационный центр, когда слово предоставили оборонщикам). «Очень часто одно предприятие, находящееся на территории области, не понимает возможности другого, — объяснял Рустам Мухаметшин, президент Ассоциации предприятий ОПК региона. — Есть технологии, а руководитель соседнего завода не знает об этом. Необходима информационная открытость, которая позволит стать участниками процесса не только «оборонщикам», но и другим предприятиям. Сфера ОПК не может жить «натуральным хозяйством», мы не покроем все потребности только своими силами. Поэтому задача производственников и бизнеса — стать более открытыми, а задача власти — формировать меры поддержки и стимулирования спроса для компаний, которые реализуют политику импортозамещения».
«Задачи, поставленные губернатором, непременно должны решаться. Обязательно нужен банк данных, в котором была бы собрана информация о том, что по силам тому или иному предприятию, — прокомментировал Виктор Маркин, генеральный директор ОАО «Радиозавод». — Еще раз повторюсь, чтобы это не осталось все словами. О банке данных предприятий региона, внутриобластной кооперации говорили еще лет пятнадцать назад. И результата не достигли. Сейчас, уверен, такого не будет. Раз в квартал оборонщики будут собираться у губернатора, который держит ситуацию на контроле».
В качестве успешного примера импортозамещения на своем предприятии гендиректор назвал открытие в первой декаде марта нового участка сборочного цеха. Здесь будут выпускаться изделия, предназначенные для военной авиации.
Не в бумажном формате
Прагматичный подход высказал Петр Вагин, генеральный директор Челябинского механического завода. По его мнению, полностью и достаточно быстро отказаться от импорта не получится. Он подчеркнул, что около половины комплектующих производится за рубежом. На своем предприятии они начали процесс импортозамещения еще в мае прошлого года, когда начались колебания курса валют. «Но не все так легко и радужно, потому что так быстро уйти с общепромышленной сборки на комплектации других производителей очень сложно. И продукции, соответствующей оценке «цена-качество», очень мало, — рассуждает Петр Юрьевич. — Германия поставляет лебедки и планетарные механизмы, гидравлика идет из Италии… Что то, конечно, мы заместить сможем. Но, повторюсь, это непростой процесс. Нам потребуется не меньше года, чтобы мы смогли выдать что то подобное.
Гендиректор объяснил, что часть производств возможно разместить у себя. Сможем сами делать лебедки, перейдем на отечественный металл, уже проговариваются варианты с ММК и комбинатом в Новолипецке. Но надо отдавать себе отчет, что ряд изделий на сегодня просто невозможно производить в том качестве и по приемлемой цене. Следует учитывать, что ту же гидроаппаратуру в настоящее время не производят ни в Челябинской области, ни в России. Предприятие сейчас ведет переговоры со своими зарубежными партнерами о создании совместных предприятий, чтобы выдать новый качественный продукт по достаточно взвешенной себестоимости. Это позволит заполнить рынок и в первую очередь собственные потребности.
Что касается информационной открытости и создания банка данных, то это, убежден Вагин, повторение пройденного. «К сожалению, приходится констатировать факт, что мы не умеем пользоваться имеющейся информацией. Все данные уже есть, просто кому то надо их обобщить», — отметил руководитель предприятия. В качестве примера он привел опыт работы в прежние годы министерства промышленности, когда в ведомстве держали руку на пульсе всей производственной сферы Южного Урала.
По всей видимости, эта практика сейчас и переживает второе рождение. Во всяком случае губернатор заявил, что региональное правительство готово выступить модератором в налаживании кооперационных связей. «В полную силу, а не в бумажном формате, должны заработать Региональный центр субконтрактации и Центр промышленных инноваций. Импортозамещение — питательная среда для таких организаций», — заявил губернатор.
О необходимости решения вопросов поддержки малого и среднего бизнеса и решения вопросов импортозамещения заявила Татьяна Кузнецова, министр экономического развития региона. «Пытаемся через биржи субконтрактации наладить связи между предприятиями, восстановить систему территориального заказа, и тем самым сформировать программу, которая будет представлена в июле этого года губернатору,» — добавила Татьяна Кузнецова. На предстоящей встрече с оборонщиками разговор должен пойти об исполнении данных поручений.
— Дубровский очень четко понимает все задачи и подталкивает к их решению, — подытожил Петр Вагин. — Если можно так сказать, то он берет большую палку и начинает мешать болото. Он умеет взбодрить. Мы сидели, что то там тихонько варились в своем бульоне, а он нас взбодрил. Главным посылом было: ребята, я знаю кто и на что способен, давайте без лишних разговоров решать проблему.
Санкции для развития
В том, что губернатору удалось достичь взаимопонимания в решении вопросов импортозамещения с предприятиями ОПК, уверен и Рустам Мухаметшин, директор завода «Прибор». «Было очень важно проговорить все вопросы вслух, обозначить не только болевые точки, но и поделиться своими успехами в том или ином направлении, — отметил Рустам Фаизович. — Произошел информационный обмен не только между предприятиями, но и министерством экономики, которое обобщит полученные данные. И главное, что было обозначено на встрече с губернатором, программа импортозамещения — это всерьез и надолго.
Экономические векторы развития страны уже не будут пересматриваться. Это не детская ссора в песочнице. Даже если будут отменены секторальные санкции, заграничные технологии и оборудование станет вновь доступным, то никто, и власть об этом прямо заявляет, возврата к прежней зависимости от импорта не будет. Санкции следует рассматривать как стимул для развития.
— В России есть компетенции, которые позволят не только развить отдельные направления, но и сделать прорывными, отвоевать место под солнцем в мировом разделении труда, — рассуждает Мухаметшин. — Скептиков, которые говорят, что наша страна безнадежно устарела по отдельным отраслям, я считаю врагами народа. У нас на самом деле очень хорошие компетенции, я говорю о многих промышленных предприятиях из ОПК. Во-первых, это двойные технологии, во-вторых, может происходить трансферт оборонных технологий в гражданскую тематику. Если, допустим, какое то предприятие занималось темами управления посадки или пилотирования воздушных кораблей, то ему не составит большого труда создать систему управления процессом прокатного стана или любого конвейера.
Решение вопроса импортозамещения с помощью предприятий ОПК, а учитывая военную терминологию и специфику производства, можно говорить об импорто… нападении. Участники совещания подчеркнули, что этот процесс при поддержке власти осуществим гораздо быстрее. И импорт будет наш. Оборонка готова возглавить этот процесс, потянув за собой машиностроение, станкостроение, где доля импорта приближается к 90 процентам.
Олег Гошев
Поделиться