Синие глаза доброго сказочника
Персональную выставку для художника можно сравнить разве что с персональным делом члена КПСС в советские времена: чем оно, это дело кончится, неизвестно. Может понравится твое творчество коллегам и зрителям, а может вызвать равнодушие, а то и неприятие.
Выставка детской книжной графики Анатолия Гилева
Персональную выставку для художника можно сравнить разве что с персональным делом члена КПСС в советские времена: чем оно, это дело кончится, неизвестно. Может понравится твое творчество коллегам и зрителям, а может вызвать равнодушие, а то и неприятие.
Не частный случай
Художнику, которому предстоял вернисаж 1 июня сего года, девятый десяток лет пошел. Большая часть его творчества посвящена детям, вполне естественно, что и открытие выставки работ Анатолия Гилева было приурочено правлением областной организации Союза художников России ко Дню защиты детей.
Накануне художнику сообщили, что вернисаж состоится не во второй половине дня, как это обычно бывает, а в 12 часов. Он и его жена пришли в назначенное время и оказались в пустом зале одни. Их-то предупредили, а коллег по профессии и зрителей пригласить на новое время забыли.
Художнику поплохело. Жена стала приводить его в чувство коньячком, благо у них с собой было, готовились угостить товарищей после вернисажа...
Вот такая некрасивая история получилась...
Я Анатолия Васильевича Гилева (а именно на открытии его персональной выставки произошло это безобразие) знаю с начала шестидесятых годов, мы работали вместе в газете «Комсомолец». Газетной графикой он владел блестяще, но, кроме этого, был добрым и милым человеком, совершенно беззлобным.
Вот уж полвека с тех пор прошло, а Анатолий Гилев таким и остался, и когда был старшим редактором в Южно-Уральском книжном издательстве, и главным художником Челябинского творческо-производственного комбината Художественного фонда ВТОО «СРХ». Он вообще творчески и общественно активный, избирался членом правления Челябинской организации Союза художников, оставаясь при этом доброжелательным и порядочным человеком. Он и сейчас такой. Не частый случай.
Красочный мир фантазий
За годы творчества Анатолием Васильевичем сделано очень много. Гилев — график. У него три направления: карикатура, плакат (жанр ныне редкий, исчезающий, но явно ждущий своего часа, чтобы возродиться) и, главное, чему посвящена нынешняя выставка — детские книги.
Из-под пера и кисти Анатолия Гилева кто только ни возникал: его веселыми, не выцветшими с годами синими глазами несколько поколений детей видят персонажей Киплинга, Распэ, Алексея Толстого, Чуковского, Харриса, Ершова, Энн Хогарт, Юрия Подкорытова, Леонида Куликова и многих других.
Графика книг для детей имеет в нашей стране давние и славные традиции. Анатолия Гилева можно считать их достойным наследником и продолжателем. Его иллюстрации понятны детям, но не примитивны, они лукавы и добродушны, как сам художник, создающий вокруг себя красочный мир фантазий, как-то незаметно, но накрепко смыкающийся с реальной жизнью и украшающий ее.
Анатолий Васильевич — автор иллюстраций более чем к ста двадцати книгам, вышедшим в Москве, Челябинске, Риге, Екатеринбурге. Участник и дипломант более чем семидесяти международных выставок в республиках СССР, в Австралии, Аргентине, Болгарии, Бразилии, Бельгии, Иране, Испании, Ирландии, Италии, Канаде, Кубе, Польше, США, Турции, Франции, Югославии, Японии...
Нынешнюю выставку художник сознательно ограничил только детской тематикой. Это в общем-то главное в его творчестве, рассматривать героев детской литературы, увиденных им по-своему, но легко узнаваемых и любовно перенесенных на книжные страницы, большое удовольствие.
Анатолий Васильевич надеялся, что экспозиция откроется именно в День защиты детей. Не получилось. Почему, не ясно.
Хрупкая вещь
Обидный случай срыва вернисажа должен бы заставить задуматься правление Челябинской организации Союза художников России о его выставочной политике, если такая вообще есть.
Ну разве можно, например, очаровательно веселую выставку так безлико подать и назвать так шаблонно, без выдумки: «Художник — детям»? А то, что вовремя нет каталога? хотя он мог бы своей яркостью и узнаваемостью иллюстраций стать просто детской книжкой, ее, как мне кажется, охотно покупали бы. Если, конечно, залы выставочного не пустовали. Но для этого надо работать, привлекая публику не только на вернисажи. Судя по гулкой пустоте, этого нет.
Вернисаж у Гилева все же состоялся. Вчера. Художника, как известно, обидеть может каждый, но лучше бы этого не делать, поскольку творческий аппарат — вещь хрупкая.
А на выставку книжной графики Анатолия Гилева советую сходить обязательно. Если есть дети, лучше с ними.
Ирина Моргулес,
фото Вячеслава Шишкоедова
Поделиться