Из купеческого роду-племени

6 Октября 2011
Из купеческого роду-племени

Ахматовы — одна из известных фамилий в судьбе нашего города

Ахматовы — одна из известных фамилий в судьбе нашего города

Правда, зачастую историю двух семей Ахматовых смешивают воедино и получается такой «общий портрет», который не совсем соответствует действительности. Попытаемся немного разобраться с ахматовской историей.

Чин от императора

Скорее всего, Ахматовы были родом из Тулы. Затем клан Ахматовых пожил на златоустовских заводах, где управляющим был один из их рода — Федот Иванович Ахматов. Но в конце XVIII века две семьи Ахматовых оказались в Челябинске.

Первым, в мае 1789 года, с женой и сыном Максимом, в челябинское купечество записался Сидор Иванович Ахматов, прибывший из Златоустовского завода. Через несколько лет, в 1793 году из московского купечества перевелся в челябинское Иван Евдокимович Ахматов. В ревизию (перепись) 1795 года он выступал доверенным лицом «от армии господина капитана Ивана Федотова, сына Ахматова», который оставил ему своих дворовых людей. Слишком много совпадений, чтобы считать две челябинские семьи Ахматовых, да и их златоустовскую родню просто однофамильцами.

Возраст у глав двух семей разнился довольно сильно — Сидор Иванович был на 24 года старше Ивана Евдокимовича и, судя по всему, приходился ему дядей. Поселились они в Челябинске в разных «районах». С.И. Ахматов скупил дворы у нескольких хозяев в одной из «непрестижных» частей города — у безымянного ручья (сегодня он известен под названием Игуменка, правда, забран в трубу).

Там традиционно селились казаки, солдаты, небогатые канцелярские служащие. Сидор Иванович, купив несколько дворов у ручья, вдоль Сибирской-Стеновой улицы (Свободы), создал свой небольшой «микрорайон». В общем, люди были с достатком и обустраивались с размахом.

Иван Евдокимович, по приезде, так же собрал себе изрядную усадьбу, приобретя несколько соседних дворов у прежних хозяев, но только в другом месте — по улице Сибирской (Труда), у моста через реку Миасс. Сегодня это участок между зданием бывшего геологического музея (Труда, 98) и Кировским (Троицким) мостом, где сейчас стоит памятник С.С. Прокофьеву.

Сначала об Иване Евдокимовиче Ахматове и его семье, поскольку рассказ о них будет покороче. Занимался он торговлей разными товарами, в том числе железом. Вообще железом торговали оба Ахматовых, поскольку имели возможность брать партии металла у родственника Федота, выражаясь современным языком, «под реализацию».  Точная дата смерти И.Е. Ахматова неизвестна, но в 1808 году во главе семьи стоял уже его сын Игнатий Иванович, в 16 лет записавшийся в купечество по 1-й гильдии.

С именем И.Е. Ахматова связан ряд событий, о которых можно сказать: «впервые в истории Челябинска». 16 ноября 1806 года ему был пожалован чин коммерции советника. Этот чин приравнивался к гражданским чинам VIII класса по Табели о рангах, действовавшей в России с петровского времени до 1917 года. Правда, коммерции советник не получал дворянства, как чиновники VIII класса, но имел право на обращение к нему с титулованием «Ваше высокоблагородие».

Чин этот был введен в 1800 году. До 1824 года присваивался лично императором за особые заслуги. К середине XIX века во всей России насчитывалось 258 человек, носивших это почетное звание. В 1832 году в Российской империи вводится институт «почетного гражданства». Очевидно, вскоре после этого Ульяна Афанасьевна Ахматова, как вдова коммерции советника, подала прошение о присвоении ее семье звания потомственного почетного гражданина. 27 мая 1836 года положительное решение Государственного совета было «Высочайше конфирмовано», то есть утверждено Николаем I.

Меркантильный меценат

Сидор Иванович Ахматов скончался между 1795 и 1800 годами и главой семейства стал его сын — Максим Сидорович. Фигура заметная, в Челябинске первой половины XIX века более чем известная. Перечислять все дома, которыми владел Максим Сидорович в разное время, смысла нет. Основной оставалась усадьба,
обустроенная отцом, Сидором Ивановичем, по улице Сибирской-Стеновой, которая к концу XVIII века получила название Ключевской, сегодня мы знаем ее как улица Свободы.

Кроме основной усадьбы, М.С. Ахматов владел в разное время разными домами в городе, лавками в Гостином дворе, кожевней и двумя ветряными мельницами для толчения дубовой коры за городом. «Лишние» дома Максим Сидорович сдавал внаем.

Человеком Максим Сидорович был весьма не бедным и часть своих доходов пускал на богоугодные и общественно-полезные дела — его, пожалуй, можно назвать первым челябинским меценатом.

В 1823 году возникла необходимость купить дом под размещение лазарета. В те времена существовала такая «повинность» (натуральный налог), как «воинский постой». Временно расквартированные части или проходящие через город с остановкой не имели своих казарм. Рядовых и офицеров размещали в домах обывателей. Представьте себе удовольствие хозяев, если две комнаты из четырех в их доме занимает лазарет!

М.С. Ахматов пожертвовал городу 800 рублей на покупку дома для лазарета. Тем самым он избавил земляков от одного из самых мучительных видов воинского постоя. Горожане на общем собрании постановили за этот поступок дом Максима Сидоровича Ахматова освободить «на вечное время от постоя». В этом случае меркантильный интерес Ахматова прослеживается — как один из самых крупных владельцев жилой недвижимости в городе он больше других страдал от постоя.

Дела богоугодные

В 1796 году в Заречье, рядом со старой деревянной Свято-Троицкой церковью заложили новое каменное здание. Но строительство затянулось. Процитирую любопытный документ: «Челябинский купец Максим Ахматов в присланном к его Преосвященству Аркадию, Архиепископу Оренбургскому и Уфимскому от 25 сентября 1830 года письме написал: что в течение прошедших 1828 и 1829 годов коштом и усердием своим достроил он каменную церковь во именование Живоначальныя Троицы в городе Челябе, которая с лишком 30 лет строилась, состоящую с приделом Знамения Божьей Матери, в коем иконостас уже поставлен, положил он намерение и в настоящую церковь Животворящей Троицы своим коштом построить, который уже и подрядил, новый иконостас с присовокуплением к его пожертвованию из вкладовой церковной суммы по согласию Священноцерковнослужителей тысячи рублей».

Третье крупное пожертвование Максима Сидоровича было направлено на очередное богоугодное дело — организацию богадельни. В это время вдова и сын покойного И.Е. Ахматова, очевидно уже решившись на переезд в Шадринск, продавали свою усадьбу у моста — каменный дом с мезонином и всеми постройками, за 4500 рублей. Максим Сидорович сначала выделил 100 рублей, что уже было немалым вложением. 19 августа 1932 года «коллежский советник и кавалер Василий Григорьевич Жуковский в общественном собрании объявил, что сдешний 2-й гильдии купец Максим Ахматов, находящийся в болезни, сверх прежних ста рублей пожертвовал на сей предмет еще 1900 рублей». Так пересеклись две семьи Ахматовых — одни продавали городу дом под богадельню, а другой помогал городу этот дом купить.

Улица на память

На общественном поприще М.С. Ахматов тоже послужил — был бургомистром, городским головой. Очевидно, так же, как и брат, получил звание почетного гражданина. Горожане нашли способ увековечить память об одном из щедрых земляков. В 1853 году был составлен план города с новыми названиями улиц. Именем Ахматова назвали ту самую улицу, на которой и располагалась его усадьба, бывшую Ключевскую. В 1881 году название Ахматовская осталось только за отрезком улицы от улицы Сибирской (Труда) на север, то есть собственно за той частью улицы, где и стоял дом Ахматовых.

После смерти Ахматова остались наследники, самый известный из которых (и главный наследник) — Феоктист Ахматов. Но это уже отдельная тема, отдельный рассказ.

Гаяз Самигулов

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты