На углу Сибирской и Уфимской
Глядя на Концертный зал филармонии, что расположен у Кировского (Троицкого) моста, на углу улиц Кирова и Труда, большинство людей интуитивно отнесет время его постройки к послевоенному. Это не...
История города складывается из истории отдельных домов
Глядя на Концертный зал филармонии, что расположен у Кировского (Троицкого) моста, на углу улиц Кирова и Труда, большинство людей интуитивно отнесет время его постройки к послевоенному. Это не совсем так — история здания начинается гораздо раньше, еще в дореволюционное время.
О чем гласит табличка?
В 1860-х годах переехавший в Челябинск крестьянин Курской губернии Павел Сучкин покупает двор на углу Сибирской и Уфимской улиц, у моста через реку Миасс. В конце 1870-х — начале 1880-х годов, уже будучи челябинским мещанином, он строит вместо деревянного дома небольшой двухэтажный, по две комнаты на этаже. А кроме того, каменные лавки, которые, видимо, были обращены не на Сибирскую улицу (Труда), а на Уфимскую (Кирова). Под домом был подвал, возможно, что он был обустроен под домом и лавками, так как имел два выхода на улицу, то есть был довольно большим (иначе незачем делать два выхода).
В 1888 году двор у Павла Сучкина покупает Шакир Ахметович Ахметов и затем постепенно обустраивает свое приобретение.
К 1902 году он достраивает дом, в котором теперь было на каждом этаже по две комнаты и по торговому помещению, то есть магазину, а кроме того, магазины в подвале, откуда было два выхода на улицу. Шакир Ахметов, видимо, надстроил второй этаж над уже стоявшими каменными лавками. В 1911 году на втором этаже уже шесть комнат и торговое помещение, а нижний этаж и подвал полностью отданы под торговлю.
В 1916 году все здание было занято магазинами, а сам Шакир Ахметов, очевидно, жил в одном из купленных домов в стороне от делового центра города. Довольно странная деталь — ни в одном описании не упоминается мезонин дома Шакира Ахметова, который хорошо виден на фотографиях, — во всех документах здание обозначено просто как «двухэтажное».
В 1905 году двор, примыкавший к усадьбе Ахметова с востока, покупает у Беляевских купец Закир Галеев и сразу же строит двухэтажное каменное здание. Это здание сразу строилось как магазин, а жилой дом с флигелем Закира Галеева были на углу Уфимской и Исетской. Они и сегодня там находятся, это дома по улице Кирова под номерами 147 и 149. В угловом доме размещается джинсовый магазин. Табличка на доме гласит, что здание принадлежало Ульдану Ахметовичу Ахметову (младшему брату Шакира Ахметова).
Но в действительности дом Ульдана Ахметова стоял южнее по улице Уфимской (там сейчас здание Челябинск-Сити) и до наших дней не сохранился. Увы, подобного рода ошибки случаются, я сам лишь недавно более-менее разобрался с домами по улице Кирова. И опять же не могу гарантировать, что понял все…
От мыла до золота
Так вот, в начале XX века по улице Сибирской, рядом с мостом, практически встык стояли магазины Шакира Ахметова и Закира Галеева. Дальше к востоку размещались пассаж и жилой дом Яушевых, но о них будет отдельный рассказ. Немного о том, чем же торговали в магазинах этих двух татарских купцов, и о них самих.
В общем-то купить в их магазинах можно было практически все, кроме техники и инструментов. В магазине Ахметова продавали: дорожные вещи, детские игрушки, фрукты, шоколад, гастрономические, бакалейные и галантерейные товары, обувь, изделия из золота и серебра, платки, перчатки, музыкальные инструменты, мыло и парфюмерию. Сам хозяин был благотворителем, жертвовал на строительство мечети, был одним из организаторов «Челябинского благотворительного общества».
Менее широк был ассортимент товаров у Закира Галеева. Вообще, торговые помещения в Челябинске Галеев, видимо, сдавал в аренду, а сам занимался торговлей в уезде. Вполне возможно, что он сдавал и жилье, поскольку у него было в Челябинске четыре дома. Помимо собственной торговли, обороты которой достигали 400 тысяч рублей в год, Закир Галеевич был главным представителем Торгового дома «Братья Яушевы» в Челябинске. В качестве основной деятельности сам он указывал торговлю кожами, хлебом и прочими товарами.
Когда было принято решение о строительстве в Челябинске мечети, Закир Галеевич отдал для этой цели один из своих дворовых участков, по улице Азиатской. Впоследствии Галеев — один из основных жертвователей на нужды образования, инициатор открытия в Челябинске «новометодного» мектэбэ (школы), где учили не только религиозным, но и светским дисциплинам, организации мусульманской библиотеки.
И тот, и другой избирались гласными Городской думы, состояли в учетном комитете Челябинского отделения Русского торгово-промышленного коммерческого банка. В годы Первой мировой войны в домах Ахметова и Галеева размещались на постой солдаты и офицеры частей, готовившихся к отправке на фронт.
«Поломан частично»
После революции и Гражданской войны недвижимое имущество Шакира Ахметова и Закира Галеева было муниципализировано. Возможно, что Галеев в 1917–1919 годах продал свой магазин Ахметову, потому что в документах 1920-х годов бывший магазин Галеева не упоминается, а в описаниях недвижимости, конфискованной у Ахметова, слишком много построек, в сравнении с дореволюционными документами.
Магазин Ахметова сильно пострадал во время пожара 1921 года, прогорели межэтажные перекрытия, не было крыши. Но во дворе, очевидно, ближе к реке, помимо каменных магазинов были еще дом с мезонином, одноэтажный деревянный дом и надворные постройки. В доме с мезонином размещалось в 1923 году общежитие артели инвалидов «Красный боец».
В марте 1924 года техник Управления муниципальным имуществом составил акт осмотра этого дома, фрагменты которого я приведу: «поломан частично пол, выломаны решетки у 2 каминов, испорчены изразцы голландских печей… пол, двери и окна в подвальном и верхнем этажах каменой задней пристройки побиты, порезаны подоконные доски и косяки окон, оторваны оконные и дверные приборы». Подобные картины не были исключением — нередки были случаи, когда бывшие хозяева домов пытались обратить внимание управления муниципальным имуществом на то, что новые жильцы (обычно временные) фактически рушат жилье…
Выявился еще довольно любопытный факт. В декабре 1925 года некто Марк Федорович Лаптев взял в аренду на 2 года одноэтажный дом, один из стоявших на дворе Ахметова и Галеева. От аренды он отказался уже в марте 1926 года, и причина была довольно своеобразна. Оказалось, что в доме жили жена Шакира Ахметова и его дочь с семьей, которые упорно не пускали арендатора в дом. В конце концов они вынудили его уйти.
В договоре аренды, который Лаптев заключил с Управлением муниципализированным имуществом, был пункт: «Выселение всех лиц, проживающих в арендованном доме, может иметь место в порядке, установленном в законе (ст. 171 Гр. Код.)». Однако применять эту статью к семье Шакира Ахметова и его зятя Бастамова городские власти не особо спешили. Неизвестна дальнейшая судьба этих людей. А зданиям бывших магазинов Ахметова и Галеева вскоре предстояло преобразиться.
Продолжение следует.
Поделиться