Дома без хозяев старятся
В центре Челябинска стоят два дома, очень разные, но объединенные общей историей. Один из них тот, что расположен по улице Цвиллинга, 8 (он же Карла Маркса, 36), деревянный одноэтажный, обшитый досками...
Купеческие особняки в центре города оказались «ничьими»
В центре Челябинска стоят два дома, очень разные, но объединенные общей историей. Один из них тот, что расположен по улице Цвиллинга, 8 (он же Карла Маркса, 36), деревянный одноэтажный, обшитый досками, с резными наличниками, карнизом и резным оформлением пилястр. Этот дом, возможно, был построен еще в середине XIX века чиновником А. Агровым.
Серебро за усердие
О нем известно не очень много — имел образование землемера-таксатора, составил один из проектных планов Челябинска (в 1864 году), двадцать лет проработал в городской управе и, очевидно, хорошо работал, поскольку в 1894 году управа обсуждала вопрос о его награждении. Кроме того, получил звание потомственного почетного гражданина.
Впоследствии жена Агрова и его сын продали дом купцу А. Бреслину, а тот И. П. Кузнецову. Иван Петрович был одним из преуспевающих челябинских купцов, торговал мукой, крупами, держал паровую мельницу и маслобойку. Избирался гласным (депутатом) Городской думы, состоял в Водопроводной комиссии (занималась вопросами постройки водопровода в городе), в учетно-ссудном комитете Русского торгово-промышленного банка.
В 1913 году был награжден серебряной медалью «За усердие» на Владимирской ленте и бронзовой медалью в память трехсотлетия дома Романовых. Помогал отцу Владимир Иванович Кузнецов, которого Иван Петрович указывал в качестве распорядителя своих дел в заявках на получение гильдейского купечества (он состоял во 2-й гильдии).
На имя Владимира Ивановича был куплен участок на углу улицы Большой и Соборной площади (сегодня угол Цвиллинга и площади Е. Ярославского). На купленном месте построили двухэтажный кирпичный дом, который и сегодня стоит под номером «2» по улице Цвиллинга.
Ратуша в складчину
Здание расположено на одном из немногих мест города, историю которого можно проследить если и не с начала существования Челябинска, то лишь немногим позже. Здесь построил один из первых (если не первый) двухэтажных домов Челябинска секретарь Исетской провинциальной канцелярии Михайло Черемисинов.
В 1753 году еще немногочисленное «городское общество», то есть купцы и цеховые, сложившись, купили дом у Черемисинова для размещения городской ратуши — органа самоуправления городских сословий.
Ратуша была обустроена в полном соответствии с петровским указом о создании в городах ратуш. Первый этаж дома был отдан под торговые лавки, а на втором этаже разместилась собственно ратуша, которая ведала сбором налогов с городских сословий, выполняла функции низшего суда для тех же сословий. После 1781 года, когда Челябинск из провинциального города стал уездным, ратуша была преобразована в магистрат, который оставался в этом же здании. В 1790 году городское общество купило у купца Ефима Сапожникова один из первых каменных домов в городе, куда и переехали магистрат и шестигласная дума.
Кино с банками
Старый дом в 1802 году продали на слом, а освободившийся участок в 1816 году купил мещанин Николай Бороздин. Затем двор приобрел один из представителей крупнейшего купеческого клана Челябинска середины XIX века — Алексей Андреевич Мотовилов (в середине этого века у Мотовиловых было пять или шесть домов только по Христорождественской улице).
От Мотовиловых двор перешел к надворной советнице Чупиной, а от нее к Владимиру Ивановичу Кузнецову. Сам Владимир Иванович, помимо торговли, занимался общественной деятельностью: состоял в Обществе воспомоществования нуждающимся учащимся в средних учебных заведениях Челябинска, в комиссии по заведыванию детским приютом, входил в Биржевой комитет и Арбитражную комиссию.
Это чуть ли не единственное из дореволюционных челябинских зданий, момент строительства которого запечатлен на дошедшей до наших дней фотографии. В этом здании размещались разные учреждения — отделение Московского, позже Соединенного банка, магазины, в советское время — больница. А в деревянном доме Ивана Петровича Кузнецова до революции размещался один из первых в городе кинотеатров. До недавнего времени дом занимало Общество рыболовов и охотников, но где?то в 2010 году дом опустел.
Памятники, чьи будете?
С одной стороны, два дома с историей, крепкие (по крайней мере, внешне), хорошо выглядящие, сохранились до наших дней. С другой стороны, глядя на них, сразу возникает ощущение покинутости. Общество рыболовов и охотников покинуло дом по Цвиллинга, 8 три года назад. За первый год «добрые люди» выбили все окна, выломали решетки, раскурочили электропроводку… Сегодня здание стоит с заколоченными окнами, то есть формально вроде как прикрыли…
Но сколько времени простоит старое деревянное здание без отопления, без ухода? Известно, что дома без хозяев очень быстро «старятся»… Кирпичный двухэтажный дом выглядит получше — он же из кирпича, да и «помоложе» деревянного будет, но выглядит ничьим. Я не знаю, кому принадлежит каменный дом, а вот деревянный был в муниципальной собственности. Это, как видим, его не спасает, хотя вроде как памятник истории и культуры…
Поделиться