Кухни, нары, драмтеатр
В 1910-х годах Народный дом утверждался в статусе культурного центра города — здесь выступают со спектаклями и концертами гастролирующие коллективы и солисты, собственная труппа Народного дома...
Челябинский Народный дом в своей истории видел многих и многое
В 1910-х годах Народный дом утверждался в статусе культурного центра города — здесь выступают со спектаклями и концертами гастролирующие коллективы и солисты, собственная труппа Народного дома, дает концерты Челябинский симфонический оркестр Г.Д. Моргулиса.
Продолжение. Начало в номере «ЮП» за 18 июля.
Но вскоре начался период больших потрясений для страны, которые неизбежно отразились на жизни провинциального города. В 1914 году началась 1-ая Мировая война — Российская империя воевала против Германии и Австро-Венгрии. Вступил в действие мобилизационный план, в Челябинске, как и в других местах империи, началось развертывание частей до полного состава военного времени. Иначе говоря, началась мобилизация и комплектация частей.
От войны до революции
Для размещения нижних чинов и офицеров использовались здания учебных заведений, гостиниц, частных домов. Не избежал этой участи и Народный дом. Здесь предполагалось разместить более 500 человек из 163 го запасного пехотного полка, офицерскую кухню, канцелярию, цейхгауз. В это время Народный дом не мог работать в нормальном режиме — это становится совершенно ясно, если посмотреть на план здания, снятый специально для определения того, где сколько бойцов будет размещено. В помещениях под №№ 4 и 5 предполагалось «поселить» больше 200 человек. А это как раз зрительный зал со сценой и вестибюль. Те помещения, которые остались свободны, отмечены на плане надписью «Не занято». Таких было немного.
На плане внутри комнат показаны прямоугольные конструкции с закругленными углами и обозначениями длины — «3.00» или «3.50» — это нары, спальные места. В небольших комнатах их устраивали вдоль стены, а в больших, таких, как зрительный зал, размещали в середине и делали двусторонними, чтобы люди могли спать в два ряда, головами друг к другу. Под размещение воинских частей Народный дом был занят, скорее всего, не очень долгий промежуток времени, но точной информации у меня нет.
В 1917 году происходят Февральская и Октябрьская революции. Митинги, шествия зачастую проходили на Южной площади, рядом с Народным домом, а сам дом стал местом размещения первого челябинского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, избранного в марте 1917 года. Фотограф запечатлел этот Совет на ступенях Народного дома.
В 1918 году началась Гражданская война, Челябинск оказывается на территории, контролируемой Белой армией. В это время Народный дом продолжает свою культурно-просветительскую деятельность — здесь работает библиотека-читальня, устраиваются благотворительные концерты. После разгрома белых и возвращения большевиков ситуация не очень изменилась. В 1921 году был создан Городской драматический театр, который и разместился в здании бывшего Народного дома.
Все дело в комбинации
В 1920-х — начале 1930-х годов театр проходил период становления. Ставилось огромное количество спектаклей: 30 – 60 в год. Я не специалист по истории театра, поэтому вдаваться в разбор собственно театральной жизни не буду, попытаюсь привести несколько характерных или малоизвестных моментов из жизни Челябинского государственного драматического театра.
В газете «Советская правда» 1923 года объявление: «Народный дом. Государственный драматический театр. Сегодня, 1 февраля, юбилей главного машиниста сцены Ивана Николаевича Черницина. Волшебная фантастическая сказка в 4-х действиях Лесные тайны. Пост. Реж. Вито Пиледжи». Если смотреть объявления в газете «Советская правда», то возникает ощущение, что драмтеатр не чурался и музыкальных постановок, и оперетт. В марте 1924 года «Драмтруппой П.И. Васильева» были представлены «Борис Годунов», «Чародейка», 4 марта — популярная еще с дореволюционных времен трагедия «Уриэль Акоста», где играли братья Адельгейм. В 1924 году зимний сезон открылся спектаклем по пьесе А.Луначарского «Медвежья свадьба», сопровождавшимся «специальной музыкой», а в спектакле было много танцев. Сообщалось, что постановка «стилизованно-коструктивная», автор постановки М.Ф. Добряков. Далее следовала «Царица ночи» (возможно, по мотивам «Волшебной флейты»), «Ордер на освобождение».
Осенью 1925 года «Советская правда» сообщила, что «с 20 октября начинает свои спектакли коллектив музыкальной комедии, или вернее оперетты», под руководством Л.Ю. Сагайдачного, а сам зимний сезон в Гортеатре был обозначен как «опереточный». В рецензии на первые спектакли сезона отмечалось, что «коллектив играет с двух репетиций». Только в ноябре челябинцы могли посмотреть следующие спектакли: «Певчие птички» Ж. Оффенбаха, «Ночной экспресс (автор не указан, видимо, Лео Фалль), «Дочь Сильвы» (в объявлении было указано, что это «продолжение «Сильвы»»), «Цыганский барон», «Жрица огня», «Катя танцовщица», «Коломбина», «Роза Стамбула» и др. В рецензиях в «Советской правде» 1925 года упоминается дирижер оркестра, сопровождавшего постановки — Павлов, причем характеризуется он весьма положительно.
Как видим, не было жесткого разделения по жанрам. Очевидно, это определялось временем и тем, что театр еще проходил стадию организации — оперные и собственно драматические спектакли ставились коллективом «Драмтрудтеатра». Хотя оперетта была выделена в отдельный «блок». Но уже зимой ситуация накалилась. Шестого января в газете вышла заметка, где говорилось о недостатках «комбинированного» характера театра. Судя по всему, Л.Ю. Сагайдачный предложил некий вариант создания отдельного оперного театра, но выдвинутые им условия сочли неприемлемыми. С этого дня объявлений о спектаклях музыкальной комедии в «Советской правде» не было. Сообщалось, что Союз работников искусства ведет переговоры с оперными коллективами из Центра и буквально вскоре должен приехать театр, который в тот момент работал в Перми, но никаких сообщений о его приезде до апреля не появилось…
Реклама на занавесе
Кстати, в сезон 1924–1925 годов было опробовано несколько новшеств, из которых к театру имеет отношение только одно — в ходе одного из спектаклей был использован «теневой театр», т. е. проекция теней актеров на экран. Возможно, этот экран служил фоном основного действия, происходившего на сцене. Еще одна новация касалась рекламных технологий — Гортеатр и газета «Советская правда» организовали размещение рекламы заинтересованных организаций на занавесе, закрывавшем сцену.
Ну и еще один момент имел отношение к качеству обслуживания — с 21 ноября 1925 года было введено такое новшество, как специальные автобусы, которые по окончании спектаклей развозили зрителей. Один маршрут - в Заречье, другой - до вокзала. Дело в том, что спектакли начинались в половине девятого вечера и, естественно, заканчивались уже к полуночи, так что добраться до дому для тех, кто жил далеко от Народного дома, было затруднительно. Правда, не могу сказать, как долго эта практика сохранялась.
А происходили все эти эксперименты с формой театра именно в Народном доме, хотя уже в 1925 году обычно в объявлениях указывали «Гортеатр им. Цвиллинга».
Продолжение следует
Бумажная версия данного материала появится 25.07.2013 г.
Те помещения, которые остались свободны, отмечены на плане надписью "Не занято". Таких было немного
Поделиться