Трезвости ради
В этом году празднует довольно знаменательную, хоть и не окончательно круглую дату, наверное, самое представительное, самое «знаковое» здание дореволюционного Челябинска — Народный дом.
Этот дом был изначально построен как культурный центр
В этом году празднует довольно знаменательную, хоть и не окончательно круглую дату, наверное, самое представительное, самое «знаковое» здание дореволюционного Челябинска — Народный дом.
Если кто не знает, то здание это располагается на площади Революции — правда, официальный адрес — улица Кирова, 116, и «живет» там сегодня Молодежный театр, бывший Театр юного зрителя. Исполняется Народному дому 110 лет, и это здание практически все время своего существования выполняет ту миссию, ради которой и было построено — является культурным центром. А теперь об этом же более подробно.
На Южной площади
В конце XIX века в России начинают активно действовать просветительские общества и общества народной трезвости. Важными задачами были отвлечение жителей России от пристрастия к спиртным напиткам и развитие культурно-массовой работы. В сельской местности открывались чайные, где не продавали алкоголь, а посетители могли поиграть в настольные игры или почитать книги, а поскольку многие были неграмотны, то им могли почитать вслух.
В городах (а также в крупных поселениях) открывают Народные дома, но поскольку эти заведения планировались как многопрофильные культурные центры, то для них старались строить специально спроектированные здания. Идея постройки Народного дома в Челябинске зародилась, видимо, еще в начале 1890-х годов. Городской голова, который одновременно был местным попечителем народной трезвости, обратился к думе с предложением: «Предположено в г. Челябинске построить Народный дом, в котором будут помещаться чайная, библиотека-читальня и зало для народных публичных чтений и спектаклей. Проект такого здания разрабатывает безплатно архитектор господин Карвовский. Город со своей стороны не откажет отвести безплатно место для постройки этого здания».
В то же время Городская дума решает: «…относясь вполне сочувственно к тому что в Челябинске устраивается весьма симпатичное и желательное учреждение и принимая во внимание, что для такого учреждения как нельзя тому более будет отвечать участок на «Южной площади» во вновь нарезанном 94 квартале, под № 1244…».
Этот треугольный квартал, что расположен сегодня на «стрелке» улицы Воровского и площади Революции, был спроектирован в начале 1890-х годов, а архитектор Карвовский скончался в 1896 году. Я пишу об этом, чтобы пояснить, что решение принималось действительно в начале 1890-х годов (у документа, цитировавшегося выше, оборвана дата, а второй документ в архивном деле датирован уже 1902 годом, поэтому выяснить, когда же было принято решение об отводе земли Народному дому, мы можем только на основании косвенных свидетельств). Участок под строительство здания отвели, более того, зарезервировали соседний участок, на случай, если места окажется недостаточно.
Хотя еще в то время, когда решался вопрос об отводе земли для Народного дома, то есть в 1890-х годах, губернским комитетом попечения о народной трезвости было выделено 10 тысяч рублей, реально до постройки здания дело дошло только в самом начале XX века. В 1902 году приступили к строительству и осенью 1903 года в основном завершили. Потрачено было не менее 35 тысяч рублей. Основную сумму (24 тысячи рублей) пожертвовал известный челябинский купец и меценат А. А. Чикин.
Дом на углу
Народному дому были отданы оба участка, упоминавшиеся в решении думы начала 1890-х годов — № 1244 и 1245.
В 1904 году для нужд Народного дома отводят еще небольшой участок из смежного дворового места № 1249. Общее расположение участка, который был отведен Народному дому, показано на плане — это дворовые места № 1244 и 1245 и прилегающий угол места № 1249.
Здесь необходимо пояснение — по существовавшей до революции (как и некоторое время после нее) системе каждый квартал плановой разбивки города имел свой номер и в свою очередь делился на дворовые места. Нумерация дворовых мест была сквозной (общей) для всего города. В общем, Народному дому отвели весь северный угол квартала (поскольку квартал был треугольный, «заострявшийся» к северу). Само здание стояло в юго-западном углу этого участка, перед ним находилась небольшая предвходовая площадь треугольной конфигурации, а к востоку — двор и всяческие вспомогательные службы.
Чтобы было понятно, для чего такие сложности, напомню, что отопление в ту пору было печное, водопровода в Челябинске еще не было, канализации тоже. То есть необходимы были сараи (или навесы) для дров, колодец, выгребные ямы, кладовки, конюшня, сеновал и т. д.
Да, Народный дом был одним из первых зданий в городе, куда все же была проведена вода еще до постройки городского водопровода. Дело в том, что для нужд железнодорожной станции Челябинск был организован водозабор из реки Миасс в районе нынешней автомобильной развязки Кашириных-Свободы, а от него протянут водопровод до станции. Первым подключился к станционной трубе Одигитриевский женский монастырь, а в 1904 году воду провели в Народный дом.
С юга к Народному дому примыкали «обывательские строения». Это соседство хорошо видно на фотографии, на которой, очевидно, запечатлен Народный дом в период окончания его постройки. По правую сторону от здания пусто, а слева, то есть сразу за зданием, стояли постройки Андрея Максимовича Батракова, за ними двор Карла Ивановича Венцеля.
Южная площадь начала XX века была действительно окраиной города. С восточной ее стороны располагалось Казанско-Богородицкое кладбище, с западной — стояли жилые и общественные здания. На самой площади стояли торговые лавки, деревянное здание цирка. А на краю площади, на углу Уфимского тракта (Воровского) и улицы Болгарской (Ленина) возвышалось впечатляющее здание в стиле неоклассицизма — Народный дом.
Детсад, театр, Комиссаржевская
Практически сразу после открытия Народный дом становится одним из главных культурных центров Челябинска. Здесь проводятся праздничные мероприятия, работает библиотека, чайная. Здесь был организован первый в Челябинске детский сад.
На сцене ставятся любительские спектакли, в Народном доме формируется своя труппа (о которой, увы, мы ничего не знаем, кроме того, что она была). Выступают с гастролями как театральные коллективы, так и отдельные артисты с сольными программами. Здесь выступали А. А. Яблочкина, братья Адельгейм, Передвижной театр, В. Ф. Комиссаржевская. О Вере Федоровне и ее выступлениях в Челябинске есть хороший очерк В. С. Боже, информацию из которого я и использую. В нашем городе В. Ф. Комиссаржевская со своим театром оказалась в ходе большой гастрольной поездки по Российской империи. В Народном доме челябинцы увидели Комиссаржевскую в «Кукольном доме» Ибсена, а 3 июня — в пьесе Зудермана «Огни Ивановой ночи». В газете «Голос Приуралья» был опубликован восторженный отзыв об игре Веры Федоровны в «Кукольном доме»… Последним городом в гастрольной программе театра был Ташкент, где В. Ф. Комиссаржевская заболела черной оспой и скончалась. Пьеса «Кукольный дом» и сегодня есть в репертуаре Молодежного театра. Можно добавить, что это последний спектакль, поставленный известным челябинским режиссером Наумом Орловым…
Продолжение следует.
Поделиться