В губернии о начале боевых действий узнали из царского Манифеста
Объявленная Австро-Венгрией война Сербии 28 июля 1914 года и затянувшаяся на 1568 дней первоначально именовалась «Великой» и лишь в 1939 году получила нынешнее название — «Первая мировая».
Объявленная Австро-Венгрией война Сербии 28 июля 1914 года и затянувшаяся на 1568 дней первоначально именовалась «Великой» и лишь в 1939 году получила нынешнее название — «Первая мировая».
В России, вспоминая войну с Наполеоном, ее называли «Великой Отечественной» или просто «германской», а в советское время — «первой германской» или «империалистической». Революция и гражданская война, последовавшие в нашем Отечестве к концу этой войны, как то заслонили от нас ее глобальные последствия — социально-политические потрясения, повлекшие гибель четырех империй, веками игравших ведущие роли в Старом Свете — Австро-Венгерской, Германской, Российской и Османской. Причем в этих странах сменились не только элиты, ведущие социальные силы, но и идеологии, что, в конечном счете, привело ко Второй мировой войне.
На юбилей Романовых
Накануне, да и в начале войны в нашем Отечестве никто и представить не мог масштабы будущих бедствий. Последний мирный год, к тому же признанный советской исторической наукой самым успешным для дореволюционной России по экономическим показателям, прошел в праздничном угаре. 300-летие царствующего дома Романовых, отмечавшееся в течение всего года, описывалось как праздник, который встречается «торжественно и всенародно», а сам 1913 год — как «вершина процветания империи и год великого юбилея».
По всем городам России в храмах служили благодарственные молебны, проходили войсковые парады, давались торжественные балы, обеды и приемы губернаторами и градоначальниками, устраивались исторические выставки и народные гуляния. Витрины многих домов и магазинов были украшены флагами и портретами царя Михаила Романова и правящего императора Николая II. Программа юбилейных торжеств была обширной, празднование началось в феврале и продолжалось до осени 1913 года. Кстати, по некоторым данным, для участия в юбилейных мероприятиях, в Москву выезжала и делегация учащихся троицкой мужской гимназии.
Разрешение на отпуск
К 1914 году в Троицке проживало около 37 тысяч человек, в том числе 2306 школьников в возрасте до 11 лет. Особенно стремительно развивалось женское образование. Свидетельством этого является то, что летом 1913 года женская гимназия въехала в новое, построенное на средства Госказначейства, здание по улице Гимназической (ныне — улица им. Гагарина, 13). Современники отмечали, что оно отличается большими размерами и производит приятное впечатление чистотой, обилием воздуха, света и считается лучшим в городе среди учебных заведений.
Стараниями начальницы гимназии М. В. Каменской перед войной было создано женское «Общество помощи получения высшего образования». Фонд общества пополнялся взносами членов, сборами со спектаклей и лотерей. На собранные средства для детей из малоимущих семей было устроено общежитие, покупались книги, вносилась плата за обучение. За достигнутые успехи Мария Васильевна 17 апреля 1914 года распоряжением министра народного просвещения за № 5884, вместе с 30-ю педагогами уральских гимназий получила разрешение на двухмесячный, с 1 июня, отпуск за границей. Другая учительница гимназии, М. М. Популовская, для повышения квалификации во время каникул дважды ездила в Германию.
В память о сыне
О достоинствах здания гимназии говорит и то, что оно до сих пор служит делу просвещения — в нем расположен учебный корпус старейшего вуза области — Уральской ветакадемии. Надо отметить, что в советское время Троицк славился своими учебными заведениями, готовившими специалистов для сельского хозяйства. Предтечей их явились Низшие земледельческие курсы, открытые накануне I Мировой войны. Произошло это благодаря купцу 1-й гильдии Г. А. Башкирову, выделившему значительные денежные средства.
Как писал журнал: «Причиной этого крупного пожертвования послужила несчастная смерть его единственного сына. И вот, чтобы оставить память о сыне, он пожертвовал 50 тыс. на постройку означенных курсов и в разных школах назначил стипендии имени сына».
Интерес Башкирова к развитию сельского хозяйства подтверждает заметка, опубликованная в губернской газете через три года: «Чрезвычайное губернское земское собрание одним из 4-х представителей от Оренбургского земства во Всероссийскую с/х палату избрал Г. А. Башкирова». Благодаря Гавриилу Алексеевичу в Троицке появились: гостиница европейского уровня, электростанция, домовое и уличное электроосвещение, а следом и телефонная сеть (1912 год).
Вышли из тупика
23 июня 1912 года акционерное общество Троицкой железной дороги получило разрешение продлить ее до Кустаная. В декабре 1913 года, с вводом в строй этой ж.-д. линии, Троицк перестал быть тупиковой станцией. В 1914 году началось строительство пути уже до Орска (с прицелом на Оренбург), приостановившееся из-за начавшейся войны. Из-за нее же, по мнению некоторых исследователей, не удалось достроить грандиозное здание Народного дома, осуществлявшееся уездным комитетом попечительства о народной трезвости на средства Министерства финансов. Сейчас в этом здании (угол улиц Советской и Пионерской) располагается 2-й корпус УГАВМ. Для покрытия расходов на сооружение Орской линии в 1913 году был выпущен облигационный займ.
Проведение железной дороги от Челябинска до Кустаная через Троицк и от последней ветки на Орск способствовало дальнейшему развитию в крае торговли, особенно хлебной, и переработки сельскохозяйственного сырья. Не сбавлял обороты и ярмарочный торг на троицком Меновом дворе, достигавший ежегодного оборота в 2,5 миллиона рублей. Бурно развивающуюся экономику города обслуживали, помимо Городского общественного банка, отделения Русского Торгово-промышленного и Сибирского Торгового банков. Кроме того, в Троицке располагались агенты «Петроградского Торгового Банка», «Коммерческого Банка И. В. Юнкер и Ко» и «Донского Земельного». В городе действовали и многочисленные учреждения мелкого кредита, которые осуществляли кредитование сельского хозяйства. В июле 1914 года образованная часть троицкого общества, кроме цен на троицкой ярмарке и видами на новый урожай, была увлечена еще одним, новым делом — в 1913 году в Оренбургской губернии согласно закону от 9 июня 1912 года началось формирование земских органов местного самоуправления.
Всеобщая мобилизация
И вот посреди этой рутины обыденных дел, душным вечером 17 июля телеграф принес в Троицк весть об объявлении всеобщей мобилизации. Наутро этот указ можно было прочитать во всех местных газетах. Но первые подготовительные мероприятия к ней в губернии начались еще 15 июля, когда армейские части были приведены в боевую готовность, а воинские караулы взяли под охрану железнодорожные мосты и важнейшие транспортные объекты. После получения телеграммы от начальника штаба Казанского военного округа об ожидаемой мобилизации начались поиск и подготовка помещений для будущих солдат.
Последовавшее тут же германское требование об отмене мобилизации царским правительством было проигнорировано. 19 июля по старому стилю или 1 августа по-новому, Германия объявила России войну. Через три дня троичане прочитали царский Манифест о вступлении страны в войну. В течение недели, по мере вступления в нее других европейских держав, эта война стала общеевропейской, а затем и мировой, охватив 38 стран с населением 1,5 миллиарда человек.
Рауф Гизатуллин
Поделиться