Как складывался архитектурный комплекс старого центра города
Завершая цикл статей о площади Ярославского, стоит остановиться на формировании ее облика в 1940—1950-х годах.
Завершая цикл статей о площади Ярославского, стоит остановиться на формировании ее облика в 1940—1950-х годах.
Театральный «калибр»
Площадь, что сложилась в начале XX века, начала понемногу «уходить» после Гражданской войны. Сначала снесли деревянные лавки. Затем, в начале 1930-х, разрушили здание собора. В 1937 году в южной части площади было начато строительство здания театра оперы и балета. До сих пор широко бытует мнение, что театр построен на месте снесенного собора, в частности, именно такая версия озвучена в статье о челябинскомтТеатре оперы и балета в «Википедии».
Это совершенно неверно — собор располагался в западной части площади, если объяснять просто, место расположения собора приходится на участок между памятником М. И. Глинки и улицей Цвиллинга. Театр был построен в другой стороне, не затронув фундамента собора. Территория кладбища XVIII века также осталась за пределами участка, занятого зданием оперного театра. Так что оперный театр не стоит ни на остатках собора, ни на костях первопоселенцев Челябинска.
Предполагалось открыть новый театр осенью 1941 года, к годовщине Октябрьской революции, но начавшаяся в июне 1941 года война не дала завершить строительство. Почти завершенное здание передали под размещение завода «Калибр», который производил боеприпасы. По окончании войны, в 1949 году, оборудование завода демонтировали, но здание надо было практически перестраивать, если не полностью, то в значительной степени. Стены были пропитаны машинным маслом, перекрытия между вторым и первым этажами частично разрушены и т. д. Естественно, пострадало и наружное оформление здания.
Военная арматура
В 1950-х годах была проведена реконструкция здания, в ходе которой его облик заметно изменился. Как оно первоначально выглядело, можно представить, посмотрев на проектный рисунок 1947 года «Перспектива центрального ансамбля Челябинска». Как отметила Е. В. Конышева, в первом варианте видно влияние конструктивизма. В 1950-х годах здание обрело черты характерные, скорее, для ампира. Это подчеркивает барельеф над портиком фасада, где изображен герб СССР в обрамлении знамен и атрибутов искусства — музыкальных инструментов, нотной книги и т. д.
Барельеф представляет собой вариацию на тему «военной арматуры» (от латинского «арматура» — вооружение), изображения знамен и «знаков воинской доблести», то есть холодного и огнестрельного оружия, барабанов. А использование «арматуры» в архитектуре было особенно популярно в России в период ампира, завершающего этапа классицизма, в первой половине XIX века. В случае с барельефом оперного театра вместо оружия изображены гораздо более мирные символы, связанные с искусством…
Улицу под снос
Здание оперного театра должно было стать одним из ключевых элементов ансамбля центральной части города. На рисунке показано, как представляли себе развитие центра Челябинска архитекторы. Этот вариант был разработан в 1947 году, но общее направление развития было задано еще Генпланом 1935–1936 годов. Предполагалось снести всю старую застройку в центре города и сформировать новые кварталы.
Площадь Ярославского проектировалась как открытая в сторону реки (здания по улице Труда также предполагалось снести), а на другом берегу в контрапункт зданию оперного театра было задумано большое здание подковообразное в плане, также открытое в сторону реки. Перед этим зданием изображена ростральная колонна, подобная тем, что стоят на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге.
Этим обширным планам несуждено было воплотиться в жизнь, за исключением той части, что касалась театра оперы и балета и прилегающей к нему площади Ярославского. Здания по северной стороне улицы Труда остались в целости, а вот каменные магазины, что стояли на площади вдоль улицы Труда, снесли.
Проект оформления площади, видимо, претерпел изменения в сравнении с вариантом 1947 года, но общая идея оставалась все той же. Территория площади была подсыпана привозным грунтом, таким образом, ее уровень был поднят относительно окружающей местности. На самой площади были разбиты скверы и газоны, а по краю ее оконтуривал парапет из полированного гранита.
Проем с колоннами
И то, и другое в значительной степени сохранилось и сегодня, но утрачена одна очень характерная деталь. Возможно, читатели помнят, что с северной стороны площади, к улице Труда, был широкий проем, своего рода выход с площади. Только был этот проем весьма широк, и по краям его стояли две колонны из полированного гранита. Не ростральные, конечно, но вполне солидные и симпатичные.
Только вот непонятно было, зачем это было сделано, поскольку визуально этот широкий выход «упирался» в здания на той стороне улицы Труда. То есть проем не соответствовал пространству улицы. А колонны несколько терялись на фоне застройки. Но если мы вспомним, что по проекту 1947 года предполагалось все здания по улице Труда снести, а площадь сделать открытой в сторону реки, то все становится понятно — этот проем, обрамленный колоннами, делался из расчета, что дальше к северу будет пустое пространство берега, река и за рекой некие постройки, гармонирующие с ансамблем площади Ярославского. В этой ситуации все было бы соразмерно.
Но воплотить удалось лишь фрагмент проекта, и до недавнего времени эти колонны стояли напоминанием о том, что могло бы быть (хотя и чисто гипотетически). К сожалению, эти колонны были разобраны при расширении улицы Труда и выносе трамвайных путей на северный край площади Ярославского. Так что сегодня мы можем только вспоминать об этом осколке не такого уж далекого прошлого.
Ярославскую площадь Челябинска историки предлагали выделить в отдельный памятник
Поделиться