Душа в лоскутах
Челябинка Татьяна Варенцова научилась «оживлять» обычную бязь
Челябинка Татьяна Варенцова научилась «оживлять» обычную бязь
Любое рукоделие помогает женщине быть женщиной, считает южноуральская рукодельница, чья работа была отмечена на традиционном IV Всероссийском конкурсе мастеров традиционных ремесел и народных художественных промыслов «Урал мастеровой».
Таня+Латуся
Когда мы встретились с Татьяной, она заканчивала для конкурса свою скатерть-самобранку. Отложив в сторону шитье и бережно погладив Латусю, так в прошлом банковская служащая любя называет свою «компаньонку», швейную машинку марки Elna Lotus, выигранную на одном из творческих конкурсов, она рассказала о своем увлечении.
— Несколько лет назад я случайно нашла в Интернете форум, где общались женщины, занимающиеся пэчворком. И я себя к нему буквально приучила. Дня не могла без него прожить: приходила после работы домой и быстрее за компьютер работы смотреть, — вспоминает Татьяна Васильевна. — Все думала: вот выйду на пенсию и буду заниматься лоскутным шитьем. Получилось, что ушла из банка раньше.
Готовить базу под рукоделие бывшая банковская служащая начала заранее, заказывая ткани из-за рубежа: чтобы заниматься лоскутным шитьем профессионально, нужны хорошие инструменты, маты, шаблоны, хорошие нитки, наполнители, добротные ткани.
— Раньше наш ситец был как марля. Сейчас шуйская бязь вроде тоже стала хорошего качества, но мы предпочитаем американские и иранские ткани. Они ярче, не выгорают и не садятся при стирке, лоскуты из них не двигаются, когда кроишь, — объясняет рукодельница и демонстрирует для сравнения разные образцы. — Если по-настоящему заниматься, лучше использовать специальные ткани.
Кстати, именно из-за некачественных тканей и неточности исполнения пэчворк у многих людей часто ассоциируется с деревенским бабушкиным одеялом.
— Если все сшито шовчик к шовчику, если лоскуты подобраны правильно по цвету и композиционно, если ткань качественная, то изделие получается красивое и выглядит, как произведение искусства. В противном случае вещь выглядит очень по-деревенски, — рассуждает мастер. — Еще я давно заметила, что многое зависит от человека. Если вкладываешь душу и любовь, то изделие получает совершенно другую энергетику. Оно становится живым, если так можно сказать.
Чтобы не продать
За два года Татьяна Варенцова освоила множество техник и приемов пэчворка, сшив сотни ковриков, игрушек, несколько одеял и панно. Ее лоскутное шитье привело в восторг даже иностранных спортсменов, которые приезжали в Челябинск на чемпионат мира по дзюдо. Самым ходовым товаром, рассказывает мастерица, работавшая всю неделю в Русском доме Парка дзюдо, стали тряпичные Жорики. Не успевала игрушка просохнуть, как ее покупали. Хорошо расходились и птичка счастья, и фигурки дзюдоистов в кимоно. Работать на чемпионате, откровенничает челябинка, было непросто. Смена продолжалась 12 часов — с девяти утра до девяти вечера. А ночью большинство мастериц отшивали заказы гостей чемпионата.
— Интересовались нашими изделиями немцы, уругвайцы. Но особенно японцы. У меня купили одно изделие, а вот у моей коллеги был настоящий аншлаг. Один японец сначала присмотрелся, все перетрогал, потом купил коврик, потом вернулся взял еще один и еще, и еще… Потом привел к ней целую делегацию, — вспоминает Татьяна Васильевна. — Все они знают толк в ручной работе. Я сама английским не владею, поэтому жестами объясняла, показывала, как игрушка сшита. Цену писала на бумажке. Вообще творчество не имеет границ и языка.
Отдавать некоторые из своих работ, признается женщина, жалко. Например, огромное лоскутное одеяло «Кривая деревенька Звездная». К слову, стоит полотно размером 185смх200 см из нескольких сотен лоскутов 10 тысяч рублей.
— Многие удивляются, спрашивают: «Почему так дорого?» Но ведь на него ушло около года. Сшито оно из мельчайших кусочков. Нужно было лоскуточки подобрать, потом сшить… — говорит Татьяна. — Есть у меня игрушка одна, самая первая, мишка Тедди. Я его часто беру на выставки и специально завышаю цену, чтобы только его не продать, настолько жалко.
Еще одно выставочное изделие, которое Татьяна никогда и никому не продаст, одеяло дружбы, сшитое из 720 лоскутов, присланных со всего мира в рамках проекта «Почтовая марка».
— В общей сложности в проекте приняли участие 43 участницы из США, Канады, Польши, Германии, Украины и других стран. Мы целый год менялись лоскутками. Я как ребенок радовалась, получая каждый конвертик, — смеется Татьяна Варенцова. — Потом встала труднейшая задача: превратить эту разноцветную мозаику в какой то дизайн. Я несколько раз собирала, раскладывала лоскуты — не нравилось. В итоге пришла к простому варианту — радужному.
И лечит, и учит…
Бывшая руководитель отдела маркетинга Сбербанка признается, теперь свой рабочий день она начинает и заканчивает улыбкой. И непременно лоскутками бязи, которых у нее сотни всех цветов радуги. Единственно, о чем жалеет Татьяна, так это о том, что слишком долго была деловой женщиной и поздно пришла к пэчворку.
— Мы занимаемся не тем: мы работаем в банках, конторах. Мы не живем — мы работаем. Но женщина создана не для этого, — рассуждает Татьяна Васильевна. — Навыки вышивания, шитья, вязания, к сожалению, теряются. А ведь это часть женского начала, которое не просто снимает стресс, но еще учит мудрости, помогает семью беречь. Многие женщины даже отмечают, что рукоделие их успокаивает, помогает сосредоточиться, собраться с мыслями. Но и тут велосипеда мы не изобретем. На кончиках пальцев находятся миллионы рецепторов, которые раздражаются при рукоделии, и это в свою очередь положительно влияет на те или иные системы организма и общее состояние в целом. Творчество не только дарит удовольствие от процесса, но и лечит.
фото Вячеслава Шишкоедова
Поделиться