Развитию рынка внутреннего туризма на Южном Урале мешает отсутствие инфраструктуры
Рекреационная отрасль в Челябинской области имеет приличный запас как для количественного, так и для качественного роста, уверяют эксперты. Правда, чтобы занять ту или иную нишу, игроки туристического рынка должны предлагать не просто койко-место и стандартный набор услуг. Даже от отдыха эконом-класса южноуральцы ожидают большего.
Рекреационная отрасль в Челябинской области имеет приличный запас как для количественного, так и для качественного роста, уверяют эксперты. Правда, чтобы занять ту или иную нишу, игроки туристического рынка должны предлагать не просто койко-место и стандартный набор услуг. Даже от отдыха эконом-класса южноуральцы ожидают большего.
Спрос растет с градусами
Туристический бизнес неоднороден и включает в себя как выездной и въездной, так и внутренний туризм. Причем, именно на долю последнего приходится большая часть рынка, ведь по статистике за рубеж ездят отдыхать всего около 15 % южноуральцев. Остальные же в силу разных причин предпочитают отдых в пределах страны и даже области. Тем не менее, этот сегмент в регионе развит слабо, считают эксперты. Количество баз отдыха в Челябинской области, где насчитывается почти четыре тысячи озер, составляет примерно 150 - 200. Точными цифрами ни Центр развития туризма Челябинской области, ни отдел туризма регионального минкульта не располагают: одни из них работают только с коммерческими клиентами, не рекламируя свои услуги, другие находятся на реконструкции, третьи — не светятся в официальном поле.
— База отдыха — понятие широкое и подразумевает собой как комфортабельные коттеджи, так и фанерные домики с удобствами на улице, построенные еще в советские времена, — комментирует «ЮП» Светлана Барменкова, директор Центра развития туризма Челябинской области. — Разумеется, находятся они в разном ценовом «весе», и аудитория у них совершенно разная.
Хотя зачастую четко разделить турбазы по ценовой категории бывает затруднительно: многие из них в целях повышения рентабельности пытаются охватить различные группы клиентов, и в результате на территории одной базы могут «уживаться» и современные апартаменты, и оставшиеся с советских времен хибарки или вагончики.
— Предложений много. Спрос, который существует, они в целом покрывают. Хотя, в пиковые дни, приходящиеся на выходные, мест все же недостаточно, — продолжает собеседница «ЮП». — И новые игроки, приходящие на рынок, по крайней мере, летом не останутся без прибыли.
Как «закопать» деньги
В последнее десятилетие после довольно долгого периода «затишья» новые базы и гостевые дома наконец-то начали появляться. Но их рентабельность не слишком высока. За исключением летнего сезона.
— Туристический бизнес перспективный, но не прибыльный. Чтобы заработать условно один миллион, нужно вложить 20. Если бы я знал это, то никогда не связался бы с базами. Есть масса других вариантов закопать деньги. Куда проще заниматься, например, торговлей, — рассуждает Андрей Шевьев, член Ассоциации туроператоров Саткинского района, владелец круглогодичной базы отдыха «Небесное озеро». — Если найдутся те, кто хочет попробовать себя в этом деле, я бы посоветовал им как следует подумать: трудностей гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Недостаточно построить коттеджи, нужно еще создать инфраструктуру. Но для этого нужны куда большие инвестиции. Собственно, базы отдыха у нас и бизнесом не назовешь. Челябинская область не южный берег Крыма. Лето у нас длится всего один месяц. Потом нужно как то выживать.
Как именно, каждый решает сам. Кто то в межсезонье сдает территорию под коммерческие лагеря, кто то проводит корпоративы или распродает «отдых» за бесценок на всевозможных сайтах скидок, чтобы хоть как то отбить затраты на содержание
По мнению саткинского предпринимателя, главная проблема заключается даже не в сезонности доходов, а в том, что, кроме самих собственников баз, кемпингов и гостевых домов, в туризм инвестировать никто не хочет и не будет, и программа развития внутреннего туризма, о которой столько говорится в последнее время, — это всего лишь красивые лозунги, которые не реализуются.
— Чтобы отрасль действительно была перспективной и интересной для частных инвесторов, нужна поддержка на государственном уровне. В идеале государство могло бы взять на себя строительство дорог и проведение электросетей, — рассуждает Андрей Шевьев, построивший свой первый кемпинг около 12 лет назад. — Взять, к примеру, Алтай. Так же, как у нас, в этом регионе есть реки, горы и озера. Но там местные власти основательно взялись за туристический сектор, и на Алтай едут туристы со всего мира. Челябинская область ничуть не хуже, и уникальных мест у нас много - за все лето не объедешь, но внутренний туризм у нас находится на незавидном уровне. Нет грамотного подхода, чтобы сделать этот сегмент туристического рынка привлекательным.
«Сладкая» выручка
Не инфраструктура, государственная политика и сезонность, а отсутствие рабочих кадров, чтобы построить добротные гостевые дома и обустроить территорию — главная проблема в сфере оказания туристических услуг, считает Геннадий Костровцев, совладелец крестьянско-фермерского хозяйства «Куказарское», которое специализируется на агро- и экотуризме. Свое детище вместе с партнером Александром Сокольских, опытный пасечник начал отстраивать весной прошлого года, а уже в начале лета в гостевые домики заехали первые туристы.
— Заполонивший рынок китайский мед поставил под угрозу наш основной бизнес, и мы решили попробовать себя в таком направлении как эко- и агротуризм, — рассказывает бизнесмен. — Кто то держит кроликов, кто то — коз. Мы же решили сыграть на том, что знаем и умеем — на пчеловодстве.
Приехав в «Куказарское», все желающие могут не просто полакомиться медом и продуктами пчеловодства, но еще и почувствовать себя настоящими пасечниками: облачиться в костюм пчеловода, заглянуть в ульи или даже попробовать качать мед.
— У каждого продукта, в том числе и туристического, есть свой покупатель. Мы его нашли, — считает Геннадий Костровцев. — К нам приезжают те, кто устал от цивилизации и хочет уединенного отдыха на дикой природе.
По мнению куказарских фермеров, через несколько лет поток туристов, интересующихся агро- и экотуризмом, увеличится6 южноуральцы уже наелись Турцией и Европой и стали интересоваться родным краем. Поэтому в дополнение к сельской «компоненте» совладельцы хозяйства разработали несколько экскурсионных маршрутов. Благо, интересных мест в округе много.
Главное — «Мэ» и «Жо»
Рынок рекреационных услуг разного направления в Челябинской области может и должен расти, считают практики и теоретики туристической отрасли. Правда, для того чтобы «задержаться» на нем, новым базам отдыха нужно не просто предлагать койко-места, а «цеплять» туристов сервисом или некими «изюминками».
— Корпоративные программы, прокат лодок, спортивного инвентаря и рыболовных снастей, различные развлекательные программы, экскурсии — все это можно считать конкурентными преимуществами баз отдыха, и именно они могут привлечь дополнительных туристов, а значит, и дополнительные прибыли, — рассуждает Светлана Барменкова, директор центра развития туризма Челябинской области. — Тем более что на турбазы летом приезжают не только те южноуральцы, которые в силу финансовых возможностей не могут выехать за границу, но и довольно обеспеченные люди, искушенные и требовательные в плане отдыха.
Еще одно нишевое направление внутреннего туризма, пока что недооцененное, но, по мнению экспертов, довольно перспективное, - это кемпинги, сочетающие в себе бюджетность и столь популярный сегодня активный отдых: сплавы, восхождения на горные вершины, велопрогулки. В Европе этот формат отдыха давно и прочно занял свое место под солнцем.
Главным врагом и одновременно союзником внутреннего туризма, независимо от того, идет ли речь о базах отдыха или о кемпингах, собеседники «ЮП» называют инфраструктуру, которая не просто оставляет желать лучшего, а зачастую отсутствует.
— Бич туристического бизнеса — отсутствие инфраструктуры. В том же Аркаиме, простите, нормальный, туалет сделали только недавно. А ведь элементарными удобствами должны располагать и базы эконом-класса в том числе. Туалетная бумага, мыло, горячая вода — этот «набор путешественника» должен быть везде. Мы же живем в XXI веке, а не в XIX, — считает Татьяна Третьякова, заведующая кафедрой туризма и социально-культурного сервиса ИСТиС ЮУрГУ, профессор, академик Международной академии дополнительного образования и Российской академии туризма. — Да, летом на всех базах отдыха аншлаги. Но это все от безвыходности — в жаркие выходные люди рады крыше над головой и даже минимальному набору удобств.
Кроме того, по мнению Татьяны Третьяковой, на любой базе отдыха должны быть оборудованы торговые точки, где можно было бы купить не только продукты питания и полуфабрикаты, но и вещи для отдыха или, например, сувениры. И если первые на некоторых турбазах все же можно приобрести, то сувенирная продукция, связанная именно с Южным Уралом, есть далеко не в каждом приличном санатории или доме отдыха, не говоря уже о турбазах.
— К сожалению, у нас отсутствует бизнес-культура, — сетует профессор. — Многие предприниматели возведут домики-скворечники и ждут от них быстрых прибылей, совершено не заботясь о том, чтобы обеспечить отдыхающих всем необходимым. Хотя исходить и ориентироваться в туристическом бизнесе нужно от людей и их потребностей.
фото Вячеслава Шишкоедова
Поделиться