Орган в цифрах. Челябинскому королю музыкальных инструментов 35 лет

31 Июля 2022 Автор: Светлана Демцура Фото: Людмила Ковалева
Орган в цифрах. Челябинскому королю музыкальных инструментов 35 лет


Челябинский орган имеет свое запоминающееся «лицо», располагает возможностями для исполнения самой разнообразной музыки, находится в отличном состоянии, несмотря на приличный срок службы (монтаж был осуществлен в 1987 году).

У челябинского короля музыкальных инструментов в этом году юбилей — 35 лет. Ровно столько же в филармонии работает органист и органный мастер, народный артист России Владимир Хомяков. Как звучит орган, знают многие, а вот как он работает — далеко не все. Мы решили расспросить Владимира Викторовича о музыкальном инструменте, его конструкции и особенностях устройства.

535-й — самый удачный

— Владимир Викторович, расскажите о челябинском органе и истории его появления в городе.

— Орган построен немецкой фирмой Hermann Eule Orgelbau Bautzen из Саксонии (город Бауцен), основанной в 1872 году. Кстати, в 2022-м Hermann Eule отмечает свое 150-летие. Фирма занимается искусством строительства органов уже в четвертом поколении. Челябинский орган является 535-м по счету и одним из самых удачных, по мнению его создателей.

Следует сказать, в конце пятидесятых годов двадцатого века в СССР началась большая плановая кампания строительства органов в крупных городах страны. Были подписаны контракты с зарубежными производителями — тремя фирмами из Восточной Германии и одной из Чехословакии.

Первая работа Hermann Eule в Советском Союзе — восстановление органа в рижском Домском соборе после войны в 1961-1962 гг. С этой почетной задачей немецкие специалисты великолепно справились. Благодаря им, начиная с 1962 года активно заработал Домский концертный зал, а к концу семидесятых практически половина жителей Советского Союза побывала на органных концертах в Риге.

орган_Ковалева_2494.jpg

— Фирма Hermann Eule не только восстанавливала органы в СССР. Верно?

— Конечно. Первый орган, который был изготовлен Hermann Eule специально для нашей страны, это инструмент, располагающийся в консерватории Баку. Затем Hermann Eule сделали небольшой орган для консерватории в Казани, потом для филармонического зала в Ульяновске и для консерватории Ташкента. Далее была небольшая пауза в 6-8 лет. И в 1987 году зазвучал наш инструмент. Признаюсь, он просто прекрасен! Я каждый раз убеждаюсь в этом.

— Это последний орган, изготовленный Hermann Eule в России?

— Нет, ну что вы! После челябинского органа специалисты Hermann Eule построили инструмент для Петербургской консерватории, затем очень хорошо отреставрировали орган Капеллы в Петербурге и изготовили орган для филармонии в Белгороде.

Воздух в 2504 трубы

— Расскажите о конструкции короля музыкальных инструментов.

— Как вы понимаете, это духовой инструмент. Воздух попадает благодаря бесшумному вентилятору, который стоит здесь за стенкой. До того, как изобрели электромотор, органист не мог самостоятельно играть на органе, ему обязательно помогали один или несколько калькантов (качальщиков мехов).

Принцип звучания органа не изменился за последние две тысячи лет: воздух нагнетается в магазинный мех (коробка приличного размера с двигающейся верхней крышкой), из которого он под рабочим давлением поступает в специальные ящики (виндлады) под трубами. В какую трубу будет поступать воздух, решает органист, ведь именно он нажимает клавиши. Благодаря этому открываются определенные клапаны, сжатый воздух попадает в трубы, и возникает звук.

орган_Ковалева_2550.jpg

— А сколько труб в челябинском органе?

— В нашем органе 2504 трубы. То, что вы видите, — музыкант показывает на фасад органа, — безусловно, не все трубы, а лишь незначительная часть. Они разные: деревянные и металлические, огромные, большие, маленькие, крошечные. К примеру, самую низкую ноту челябинского органа выдает «труба-свисток» высотой 5 метров, которая находится у задней стенки инструмента.

37 регистров

— Помимо труб, в челябинском органе есть клавиши.

— Да, это органная консоль, или игральный стол. Клавиатур, как мы видим, четыре. Три — для рук, это мануалы. А четвертая — для ног, педальная. Замечательная штука, органисты ее очень ценят по причине того, что, если бы не было педальной клавиатуры, любой пианист мог бы считать себя органистом. Я сейчас шучу. Да вот незадача: чтобы справиться с педальной клавиатурой, пианистам следует изрядно потрудиться, ведь она очень важна. Обычно педальная партия пишется на отдельном нотном стане, и ей поручается басовый голос. Также в хоральных обработках встречается высокий сольный голос, исполняемый ногами.

— Как красиво выглядит органная консоль!

— После переноса органа в зал камерной и органной музыки «Родина» игральный стол был сделан заново. Клавиши теперь не пластиковые, они отделаны костью и черным деревом.

— А как называются эти круглые штуковины?

— Эти красивые ручки с надписями, расположенные с двух сторон от клавиатуры, называются регистровыми цугами, или просто регистрами. Если они не включены, то ничего не звучит. Я могу сколько угодно нажимать на клавиши, звука не будет.

орган_Ковалева_2548.jpg

— А сколько регистров в челябинском органе?

— В нашем органе 37 регистров. Кроме того, есть два регистра не трубные, а перкуссионные, то есть ударные. Один из них — ксилофон, в нем молоточки ударяют по деревянным планкам. Второй — челеста, здесь металлические планки.

Когда выдвигается ручка регистра, происходит следующее действие: в той сложной конструкции (ящике), где находятся трубы, есть сдвигающиеся линеечки с дырочками, при вытягивании регистрового цуга происходит смещение, отверстия совпадают, освобождается дорога воздуху и появляется звук. Если этого не сделать, ничего не зазвучит..

— Действительно, тишина…

— Стоит мне выдвинуть ручку регистра, к примеру, лабиальный регистр, называющийся «принципал 8 футов» (трубы находятся прямо над головой), сразу возникает звук.

Июльская импровизация

— Знаменитое произведение «Июльская импровизация» — ваше творение. Оно каждый раз звучит по-разному. Вы его играли на награждении в Кафедральном соборе Калининграда (премия «Органист года»), играете в рамках «Часа органной музыки».

— «Июльская импровизация» — это мое «древнее» сочинение, ему много лет. Придумал я его лет тридцать назад и с тех пор периодически исполняю. «Импровизация» имеет некую конструкцию: определенное начало, середину, конец. Безусловно, какие-то элементы рождаются здесь и сейчас, какие-то повторяются. Однако они могут зазвучать раньше или позже, громче или тише. Бывает, что возникают дополнения и ответвления.

орган_Ковалева_2545.jpg

— В «Июльской импровизации» меняется количество капелек дождя в начале…

— Да, меняется количество капелек…

— Чем вы вдохновляетесь, когда импровизируете?

— Сложный вопрос. Возникают сиюминутные импульсы, благодаря которым рождается музыка. «Июльская импровизация» зависит, безусловно, от конкретного инструмента (все органы разные), а также от моего настроения и атмосферы в зале. Здесь всегда нужно держать ушки на макушке: не просто слушать, а вслушиваться в то, что получается. И, конечно, лучше заранее представлять, что дальше будет, а не просто возить пальцами по клавиатуре, то есть иметь в голове определенную идею. Тогда импровизация будет выглядеть логичной и цельной.

Поделиться

28.10.2024 | 14:47
Лилии для Маты Хари. Новая версия истории танцовщицы-шпионки

Исполнительница ведущих партий балетной труппы челябинского театра, заслуженная артистка Челябинской области Екатерина Хомкина-Сафронова дебютировала в партии Маты Хари.

27.10.2024 | 11:29
Удачи, Марк! Кому достались призы фестиваля кукольных спектаклей для взрослых

Восьмой фестиваль кукольных спектаклей для взрослого зрителя «Соломенный жаворонок» завершился в Челябинске. Фестиваль проводится в формате биеннале.

30.09.2023 | 15:48
Пульсация PULSE. Пять дней фестиваля современного искусства

Пять дней пульсации, пять дней экспериментальных, иммерсивных спектаклей, перформансов, эскизов в режиме нон-стоп. В Челябинске завершился третий фестиваль современного искусства PULSE.

06.09.2023 | 15:29
«Сливки» экспериментов. В Челябинске покажут необычные спектакли

В Челябинск приедут театральные коллективы из Тюмени, Новосибирска, Санкт-Петербурга, чтобы показать перформансы, необычные спектакли, эскизы в рамках третьего фестиваля-лаборатории современного искусства PULSE.

Новости   
Спецпроекты