Черным цветом. В Челябинске представили лучшие гравюры Альбрехта Дюрера
Прекрасный музей на набережной Миасса. Уютный зал, мягкий свет, камерная обстановка. Звучит орган. Молодые люди встречают гостей в костюмах эпохи Возрождения.
Выставка «Альбрехт Дюрер. Избранные работы» — это второе появление в стенах Челябинского исторического музея творений самого яркого графика Северного Возрождения. Впервые южноуральские поклонники изобразительного искусства познакомились с репродукциями Дюрера в 2015 году на выставке «Под знаменем креста», посвященной христианству. 12+
— Возникло желание вернуться к этим работам еще раз, — рассказывает директор музея и автор проекта Владимир Богдановский. — В 2021 году весь мир отметил 550-летний юбилей знаменитого художника. Многие музеи тогда сделали такую экспозицию. Мы решили вернуться к теме сейчас и показать его лучшие гравюры.
Цифра в помощь
В экспозицию вошли самые известные работы художника философского и религиозного содержания. Прежде всего стоит назвать серию «Апокалипсис» из 15 листов, которые являются иллюстрациями к «Откровению апостола Иоанна Богослова». Есть некоторые работы циклов «Большие страсти Господни» и «Малые страсти Господни», три мастерские гравюры «Святой Иероним в келье», «Рыцарь, смерть и дьявол», «Меланхолия», а также копии рисунков «Руки молящегося» и «Ноги апостола». Экспонаты — высочайшего разрешения мастер-копии, предоставленные специально для челябинской экспозиции ведущими музеями России и зарубежья.
Надо отметить, что художник создавал гравюры небольших размеров, меньше стандартного листа формата А4. В музейных условиях разглядеть филигранные штрихи художника, прочитать символы или поразиться точности передачи изображений в таких размерах очень трудно. В нашем случае цифра сыграла мастеру хорошую службу. Экспонаты челябинской выставки увеличены в четыре раза, при этом качество изображений не пострадало совсем, в визуальном восприятии даже выиграло. Некоторые участники церемонии открытия экспозиции, которые когда-то видели оригинальные оттиски, заверяли, что такие репродукции в выставочном варианте смотрятся гораздо интереснее.
— Надо понимать, что это печатная графика, — говорит искусствовед музея Мария Аникина. — В современных музеях хранятся разные оттиски Альбрехта Дюрера разного времени. На выставке мы видим репродукции с этих оттисков. Изначально гравюра возникла в эпоху Возрождения, чтобы ее можно было тиражировать. Художник этим ремеслом прежде всего зарабатывал. В то время такие иллюстрации были мегапопулярными. Другое дело, что Дюрер, как мастер гравюры, своей ювелирной дотошностью довел это ремесло до совершенства и о ней заговорили как об отдельном виде изобразительного искусства.
Следующие шли за ним
— Дюрер брал не только религиозные, но и бытовые сюжеты, — продолжает Мария. — В экспозиции можно увидеть такие известные работы, как «Святой Антоний на фоне города» и «Портрет архитектора». Здесь два его автопортрета: один живописный, а напротив размещен тот самый «Автопортрет», который Дюрер создал, когда ему было всего 13 лет. Есть предположение ученых, что он его нарисовал как экзамен, чтобы отец разрешил ему заняться художеством, а не ювелирным делом. Нам очень важно было показать, что он первый из художников стал писать автопортреты. Первый, который добивался признания авторского права. Автопортрет интересен не только с художественной, но и с идеологической точки зрения, потому что он этим говорит: я художник, я имею право! Он первый открыл анималистику и мастерство изображения животных довел до идеала. Он первооткрыватель в очень многих вещах. Следующие художники, собственно, уже шли за ним.
— В Средневековье автопортрет мог проглядывать невзначай, прятаться в каком-нибудь образе. Тогда личность вливалась в общее, — соглашается с коллегой кандидат исторических наук Галина Трифонова, чья профессиональная деятельность началась с изучения творчества Альбрехта Дюрера. — А вот в эпоху Возрождения в Европе понятие «я» начинает развиваться очень активно. Конечно, открытие гравюры как вида искусства принадлежит именно Дюреру. Мы сегодня превозносим мировые шедевры таких гениев, как Леонардо да Винчи или Микеланджело. И Дюрер в мировой истории искусства стоит вровень с великими именами. Он находится среди этих вершин, потому что его произведения отразили и понимание человечества, и понимание христианства, и понимание природы и мира. Это такое объемное высказывание в краткой форме.
Господь не оставит
Надо отдать должное, работники музея, искусствоведы радуют южноуральцев просветительскими проектами. Они организуют увлекательные встречи с погружением в творчество художников. В таких проектах самое активное участие принимает и челябинская филармония. Специально для открытия выставки Альбрехта Дюрера в музей доставили передвижной орган, на котором прекрасно играла духовную музыку Баха известная челябинская пианистка Наталья Гущина.
— Я вижу соответствие тем и образов, которые создал Альбрехт Дюрер на гравюрах, той музыке, которую я сегодня играю, — говорит Наталья. — Хотя Иоганн Себастьян Бах писал гораздо позже, чем творил свои произведения Дюрер, но его музыка так же пронизана образами Христа, Девы Марии, Библией, Ветхим Заветом. Я с интересом откликаюсь на приглашения работать с нашими искусствоведами. Большое удовольствие играть для камерной публики. Здесь особая атмосфера синтеза искусств, близости и соединения музыки и слова. Я соглашусь, что работы таких художников, они не безмолвны. У каждого своя музыка. А здесь сегодня играет Бах.
— Это выставка, она не только об искусстве, — сказал почетный гость музея, митрополит Челябинский и Миасский Алексий. — Она о смыслах. До середины ХХ столетия мы знали Европу, которая жила христианским мировоззрением, где помнили предания рыцарства, где было благочестие. Сейчас европейцы идут по иному пути, но надеюсь, они этим переболеют. Потому что европейцы являются потомками творцов, создавших великолепные работы, которые являются произведениями мировой культуры. Я надеюсь, что Господь не оставит Европу без своего водительства. И мы будем вместе на основе христианских ценностей, нравственности и благочестия строить прекрасный Божий мир.
Справка «ЮП»
Альбрехт Дюрер (1471-1528) — немецкий художник Северного Возрождения, живописец, график, теоретик искусства. За всю свою творческую жизнь он создал 374 гравированных работы на дереве и 83 — на меди. Это иллюстрации к ветхозаветным преданиям и житиям святых, аллегорические изображения Смерти и Меланхолии, серии гравюр по мотивам Откровения Иоанна Богослова и библейских рассказов о жизни Девы Марии.
Электронные копии оригинальных работ Альбрехта Дюрера Государственному историческому музею Южного Урала представили Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Пушкинский музей, Государственный Эрмитаж, Художественный институт Чикаго, Музей истории искусств Вены, Смитсоновская национальная портретная галерея в Вашингтоне, Королевский музей изящных искусств Бельгии, Национальный музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде, Государственный музей Берлина, Музей Амстердама, Коллекция Фрика в Нью-Йорке, Центр Гетти в Лос-Анджелесе.
Поделиться