От звонка до звонка. Как проходят будни современного учителя
Какие профессии издавна считались одними из самых важных и нужных? Врачи и учителя. Но врачом я уже стать пыталась, поэтому сегодня пробую второй вариант.
- Снять всё. Можно ли заработать на жизнь фотографиями
- Едет скорая на вызов. Как работают фельдшеры неотложки
Распорядок дня
Обычно рабочий день учителя начинается в 8:30, а в школе Екатерины в 8:00, но мы встретились с девушкой далеко за полдень, так как она приходит именно во второй половине дня, ведь днем еще сама учится: Катя — студентка на очном. Совмещать учебу и работу трудно, но девушка старается все успеть. Не только учеников ругают за опоздания на урок, но и учителей.
Охрана школы была предупреждена заранее, поэтому меня без проблем пропустили. Сегодня у меня важная миссия: я гость на уроке литературы. «Ты не переживай, дети у меня смирные. Бывает, конечно, устраивают балаган, особенно перед выходными. Да и сразу после них, — смеtтся Катя. — Но сегодня среда, так что, считай, тебе повезло. Кстати, я сказала, что к нам самый настоящий журналист придет, ничего же страшного? Тем более мы сегодня Достоевского начинаем, а он был и журналистом, и редактором, и даже издателем собственного журнала. Так что ты будешь живым примером детям».
Казусы на уроках
Учитель в шутку сказала, что мне надо быть поосторожней, ведь передо мной сидят любители побезобразничать, да и в целом весь класс довольно активный. По словам Екатерины, ее шестиклассники — настоящие мастера устраивать сюрпризы. «То в спортивной форме на урок придут, забыв переодеться после физкультуры, то танцевать под музыку на перемене начнут. Сейчас у них еще пошла мода на игры для телефона, в которых животные разговаривают. Вроде как нужно задать какой-то вопрос, и тебе ответит кот или собака. Так они это приложение на уроке включили, когда я опрос делала. Как думаешь, кто вступил со мной в диалог? А еще был случай, когда один мальчик пронес в своем рюкзаке домашнюю крысу. Благо я всех животных люблю, а вот девочки визжали, когда эта крыса с парты на парту перебегала. А другой мальчик, это еще в начале сентября было, так торопился на урок, что пришел в домашних тапочках, отчего надолго стал объектом шуток», — Катя с таким энтузиазмом рассказывала о своих детях, что не заметила, как те начали входить в класс. Ребята были самые разные, как внешне, так и по характеру, но каждый из них заходил с готовностью учиться, что было видно по их лицам.
Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)
Понятное дело, мое присутствие у многих вызвало удивление. Самые смелые даже подходили знакомиться, а потом рассказывали своим одноклассникам, кто я такая. Я даже услышала, как меня назвали Достоевской. И кем только не приходится становиться учителю!
Русский язык пролетел незаметно. Дети активно работали и буквально выпрыгивали из штанов, лишь бы выйти к доске. Меня это удивило, ведь в свои школьные годы мы отвечали только если на математике. Девушка потом мне объяснила, что буквально учила ребят говорить на публике, ведь, по ее словам, в сентябре они были молчунами, что для учителя очень тяжело. Ей же важно слушать мнение детей, понимать, как они мыслят, что им понятно, а что нет. Именно диалог Катя называет основой учебного процесса. Необычно было также и то, что на перемене ребята тесно общались с Екатериной, что-то показывали в телефоне, делились новостями и спрашивали совета. Не берусь утверждать за всех учителей, но отношения между Катей и ее учениками показались мне по-настоящему доверительными.
Живой пример
Первый урок пролетел незаметно, и вот я уже стою около доски будто школьник, а на меня смотрит пара дюжин заинтересованных глаз. Пришла пора заражать детей литературой! Сначала было трудно, я переживала, что ребята меня не поймут, но все оказалось куда лучше, чем я ожидала. Рассказав о работе журналиста сегодня, я связала эту деятельность с личностью Достоевского, сделав того еще более интересным для учеников. Я так втянулась в роль учителя, что даже расстроилась, когда прозвенел звонок. Хотелось и дальше отвечать на вопросы ребят, делиться чем-то новым для них. «Ты молодец, хорошо держалась. Они так на тебя накинулись из-за интереса, а это хорошо. Гораздо хуже, если бы им было все равно и они бы сидели в телефонах. Из тебя бы получился хороший учитель!»
Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)
Тяготы жизни
На этом уроки у Екатерины закончились, но девушка осталась, чтобы проверить тетради и заодно продолжить рассказывать о жизни учителя. «Вторая смена заканчивается в 19:00, так что продолжительность рабочего дня может быть целых 11 часов, один из которых дается на обед во время пересменки. Но так много никакой учитель на себя не возьмет, уж очень тяжело, да и проверку тетрадей никто не отменял. Это хорошо физрукам: побегал, попрыгал и домой пошел. А учителя русского и математики страдают больше всех». Катя рассказала и о других сложностях профессии, например, еженедельных совещаниях вместо обеда между сменами, регулярном заполнении «Сетевого города» и работе летом. «Ученики думают, что раз они на каникулах, то и мы тоже, но это не так. Конечно же, уроков нет, но есть другие обязанности. Например, на ОГЭ и ЕГЭ наблюдателями сидим. Хотя отпуск у нас один из самых больших — целых 56 дней!».
Екатерина рассказала и об еще одной стороне профессии — общении с родителями учеников. Бывает, что чьи-нибудь мама или папа зайдут после уроков узнать про свое чадо, а могут и написать личное сообщение в том же «Сетевом городе». И ведь каждому нужно ответить, к каждому найти подход! «Профессия учителя больше других подразумевает коммуникацию, и к этому еще нужно приспособиться. Нужно уметь общаться как внутри школы, так и вне ее стен», — считает молодой специалист.
Девушка рассказала не только о трудностях, но и том, как решилась пойти работать в школу, еще будучи студенткой. Оказывается, она вообще не знала, что так повернется ее жизнь. «Помню как сейчас. Был конец августа. Моей маме стали поступать звонки с разных номеров с просьбой со мной связаться. Как оказалось, звонила администрация школы, которую я много лет назад окончила. Им срочно нужен был учитель, а я вроде как учусь в педагогическом. Я согласилась помочь и помогаю до сих пор, о чем нисколько не жалею».
Фото Людмилы Ковалевой
Советы учителям
Напоследок Екатерина дала совет будущим учителям: при знакомстве с детьми очень важно первое впечатление. Как себя поведешь в самый первый день, так они и будут к тебе относиться все оставшееся время. Поэтому девушка показала себя как опытный педагог, весьма серьезный, несмотря на возраст. Отчего, по ее мнению, и удалось установить хорошие взаимоотношения. «Говорят же, что школа — второй дом, так и учитель должен стать ребенку вторым родителем, где-то строгим, но при этом справедливым. И еще другом. Если вы подружитесь с детьми, то у вас точно все получится».
Екатерина обещает после выпуска остаться работать в школе, хочет взять новый 5-й класс и быть у них классным руководителем. Но и будущих семиклассников бросать не думает. Видимо, девушка нашла себя в своей профессии. Я же продолжаю пробовать себя дальше.
Поделиться