В Челябинске обсудят развитие инклюзивного образования
В областной центр съедутся 5 тысяч экспертов из России, Ирана, Белоруссии, Казахстана, Италии и Германии. Южный Урал не случайно выбран площадкой для проведения масштабного мероприятия – по развитию инклюзивного образования он входит в число лидеров стране.
- Какие условия создают на Южном Урале для особенных детей
- Ученик инклюзивный. В Челябинской области откроются новые ресурсные классы
В Южно-Уральском гуманитарно-педагогическом университете 17 ноября пройдет международная научно-практическая конференция, посвященная инклюзивному образованию. На ней презентуют научные исследования и технологии по работе с детьми-инвалидами и по реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, разработанные в регионе и на базе профильного факультета ЮУрГППУ.
«Конференция станет платформой для обсуждения проблемы с представителями власти, органами местного самоуправления, общественными и образовательными организациями, социальными службами. Цель – познакомиться с передовым опытом по внедрению инновационных технологий инклюзивного образования, которые разработаны не только в Челябинской области и других регионах РФ. В конференции примут участие эксперты со всей России – от Калининграда до Камчатки, но также из других стран – Белоруссии, Казахстана, Италии, Германии, Ирана. Нам важно систематизировать знания и обменяться опытом. Для специалистов это мероприятие станет возможностью повысить свой профессиональный уровень. Конференция будет проходить как в очном, так и в онлайн-формате. В ней примут участие более 5 тысяч экспертов», – рассказала декан факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ Виктория Васильева на пресс-конференции в медиахолдинге «Гранада Пресс».
Сам факультет был создан в Челябинской области в 2016 году, объединив в себе факультет коррекционной педагогики и социальной работы, которые действовали более 20 лет. За это время было подготовлено более 5 тысяч учителей-логопедов, дефектологов, тифлопедагогов сурдопедагогов, в которых остро нуждается система инклюзивного образования. Сегодня потребность в таких специалистах все еще не закрыта, свободными остаются порядка 1000 ставок. Это связано с тем, что с каждым годом увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья. В то же время растет доступность образования для ребятишек с тяжелыми и множественными нарушениями психофизического развития. К каждому нужно выстроить свой подход.
Есть результаты
Сегодня практики инклюзивного образования успешно реализуются с 1994 года на базе челябинской школы № 73. По словам доцента кафедры специальной педагогики ЮУрГГПУ Елены Резниковой, здесь научно доказана технология интегрированного обучения детей с особенностями развития в общеобразовательном классе при внутренней дифференциации. В данном учебном заведении обучается 1700 учеников, из которых 10,5 % имеют ограничения по здоровью, такие как нарушения речи, задержка психического развития, сенсорные нарушения и другие.
«В школе № 73 психолого-педагогический консилиум работает совместно с родителями и администрацией школы. Здесь имеется большой штат узких специалистов: логопеды, дефектологи, социальные педагоги. Они выстраивают сопровождение особого ребенка на протяжении всего учебно-воспитательного процесса. В школе выстроена система гибких классов. Для каждого ученика выстраивается индивидуальный маршрут, режимы, программы. Результативность такой технологии довольно высока: при прохождении психолого-педагогической комиссии ежегодно снимают с заключения после выпуска из четвертых классов 30-35 % детей с особенностями. С 1999 года 400 учеников с особенностями развития окончили девять классов», – рассказала Елена Резникова.
Специалист из Самары, доцент кафедры логопедии и специальной педагогики Самарского государственного социально-педагогического университета Лариса Ремезова, отмечает, что если в школах система инклюзивного образования постепенно выстраивается, то в дошкольном образовании с этим серьезные проблемы.
«Большую часть времени с ребенком в детсаду работают воспитатели. Большинство из них не имеют базовой дефектологической подготовки. Кроме того, предметно-образовательная среда в дошкольных учреждениях не отвечает современным требованиям. Пособия и игрушки хотя и называются развивающими, но не способствуют развитию особенных детей, – подчеркивает Лариса Ремезова. – Еще одной из самых актуальных проблем является отсутствие оценок программ обучения особенных детей».
Возможности углубиться в тему инклюзии ждут не только эксперты, но и родители. Председатель Челябинского отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Наталья Кутепова сама является мамой особого ребенка.
«Родительское сообщество хочет получить ответы на ряд вопросов. Как сделать инклюзию неформальной, взаимной и уважительной, чтобы и к ребенку было внимание, и атмосфера в ученическом коллективе сохранялась комфортная? Когда начинать инклюзивно, а когда заканчивать? Кто такие тьюторы, и какова их роль в жизни ребенка? Может ли быть инклюзия в ссузах и вузах? Кстати, у нас в этом плане есть чем гордиться. Такой опыт имеется в педуниверситете, где мой ребенок обучается в инклюзивном порядке», – рассказала Наталья Кутепова.
Всего, по ее словам, в Челябинской области насчитывается почти 17 тысяч детей с особенностями здоровья. По данному показателю наш регион входит в пятерку по России. Именно поэтому в Челябинской области такая разветвленная сеть коррекционных учреждений. Также в регионе работает девять ресурсных классов, где особые дети обучаются вместе с обычными учениками. Южный Урал считается одним из ведущих субъектов в плане развития инклюзии. Не случайно международная конференция на данную тему проходит именно здесь.
Поделиться