На Южном Урале инженеров будут учить со школы
Что говорят эксперты об открытии в регионе инженерных классов.
«Тема образования является ключевой для развития региона. Задача — удерживать талантливых ребят в регионе. Именно поэтому в этом учебном году будет реализована инициатива по созданию инженерных классов во взаимодействии с вузами и предприятиями по направлениям, которые мы будем развивать в новом челябинском межуниверситетском кампусе», — анонсировал проект глава региона.
Школьников ждут экскурсии в лаборатории и на производство, научные конференции, практические занятия и научные эксперименты. Позволит ли создание инженерных классов решить проблему кадрового дефицита, повысит ли интерес к инженерным профессиям? Это и стало темой обсуждения в «Экспертном клубе» Челябинской области.
— Ситуация «добывайте и продавайте нефть, а потом все купите» закончилась. Как показало время — не продадут, — заявил Игорь Панасюк, директор компании «ПСО-Проджект». — Теперь мы в новой реальности, где нужно по максимуму производить на нашей территории.
По словам эксперта, эпоха менеджеров, юристов и экономистов прошла, приходит время инженеров. Чтобы получить сотню талантов, нужно просеять тысячи, и лучшие из них будут двигать нашу экономику вперед.
— Системе образования сложно успевать за производителем. Часто сами предприятия ведут разработки технологий будущего, а вузам просто негде взять информацию о ноу-хау — это коммерческая тайна. Поэтому мы передаем учебным заведениям знания, связанные с нашей спецификой, — говорит Олег Беляев, директор «Композит Групп Челябинск».
Он привел в пример подготовку предприятия к участию в международном проекте по созданию новых национальных отраслевых стандартов для стран BRICS и учебных курсов для специалистов стран–участниц. Требования к кадрам растут, и уже со школьной скамьи надо прививать навыки инженерного мышления.
С этим согласен Евгений Илле, депутат Законодательного Собрания Челябинской области, председатель комитета по экономической политике и предпринимательству:
— Это своевременное решение, которое послужит развитию инновационных производств нашего региона, достижению технологического суверенитета страны, — считает он. — Инженерные классы дают возможность школьникам проявить талант в научно–исследовательской и проектной деятельности.
Как пояснил депутат, ученики смогут попробовать себя в инженерных специальностях, приобретая углубленные технические знания. К окончанию школы они смогут более осознанно выбирать инженерные специальности.
— Нам необходима трансформация образования, новые возможности для учеников по углубленному изучению предметов, — поделился Сергей Таскаев, ректор ЧелГУ. — Такая подготовка будет полезна самим ребятам: к выпускному классу они смогут выбрать и направление обучения, и вуз. В этом заинтересованы и сами вузы. Мы нуждаемся в абитуриентах с хорошей школьной подготовкой и готовы развивать их компетенции для дальнейшего трудоустройства.
По словам ректора, вуз готов принять участие в этом проекте. У него накоплен большой опыт работы университетских классов в ведущих школах города. В этом году открывают еще один — в обновленном формате на базе образовательного центра № 5. Планируют работать с учениками 7–11 классов, обучать физике и биологии, а затем и химии, сотрудничать с центрами дополнительного образования и предприятиями.
— Создание в регионе инженерных классов, в которых образовательный процесс будут вести во взаимодействии с местными вузами и предприятиями, вполне соответствует духу времени, — убежден Евгений Савченко, член Общественной палаты Челябинской области. — Мне по душе и тот факт, что ученикам профильных классов наряду с учебой предстоит решать прикладные задачи.
По мнению общественника, такие уроки должны вызвать интерес у школьников, и это будет отличной формой профориентации. Из них вырастят высококвалифицированных инженеров, которые обеспечат развитие региональной и общероссийской экономики.
Как считает эксперт, появление инженерных классов — отличная возможность для пополнения рабочего резерва, технологической преемственности и популяризации рабочих профессий среди молодежи.
— Наконец-то наши заводы вышли на свою проектную мощность, и это можно считать предпосылкой к открытию «инженерных классов», — отметил Владислав Халамов, директор регионального центра технического творчества. — А сколько лет отечественная система образования развивала в детях одаренность, креативность, лидерство, оттесняя техническое творчество на дальний план…
Эксперт предлагает вспомнить эпоху расцвета учебно–производственных комбинатов (УПК), когда выпускники школы овладевали каким–либо ремеслом, и возродить эту практику. Наряду с кванториумами, IT-кубами, «точками роста» и инженерными классами это, по его мнению, позволило бы создать единую систему подготовки инженерно–технических кадров.
Поделиться