Южноуральские дизайнеры готовы заменить ушедший масс-маркет
В последние годы на Южном Урале активно развивается индустрия моды. Десятки местных дизайнеров ежегодно заявляют о себе на различных фэшн-показах, а товары некоторых раскрученных брендов не просто наравне с известными марками продаются на маркетплейсах, но даже подделываются китайскими производителями.
За образом сурового промышленного мегаполиса скрывается город с огромным потенциалом в сфере креативных индустрий, в частности моды. Мало кто знает, но в советские годы именно в Челябинске располагался НИИ «Уралшвейпром», который управлял швейными фабриками шести регионов, а по объему выпуска продукции был вторым в Советском Союзе после Москвы. В годы перестройки легкая промышленность просела, а в последующие 90-е и 2000-е рынок наводнили сначала товары Made in China, а потом дешевый масс-маркет из Европы и Азии. Однако кадровый резерв конструкторов одежды не был утерян, он переформатировался во множество локальных брендов одежды.
– Эти глубинные корни и неутомимый уральский характер привели нас к тому, что на сегодняшний день на Южном Урале более 60 брендов одежды, которые известны за пределами региона. И я при этом не говорю про крупные предприятия легпрома вроде «Пеплоса» или «Юничела», — рассуждает Иван Куцевляк, заместитель губернатора Челябинской области, курирующий развитие и продвижение креативных индустрий в регионе. — Фирменные магазины самых разных южноуральских брендов открыты в Челябинске, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других крупных городах. Многие бренды представлены на маркетплейсах. Да, бренды локальные, но бизнес уже не локальный, а выходящий на российскую арену.
Шить по любви
Долгое время южноуральские дизайнеры работали довольно обособленно, и прибыльность их бизнеса была минимальной. Собственно, и сейчас многие жалуются на то, что им не хватает компетенций для продвижения и продаж. Сами челябинские кутюрье признаются: 80% дизайнеров приходят из разных сфер. Юристы, экономисты, нотариусы и даже патологоанатомы — всех их привлекает красивая и вдохновляющая, но в то же время сложная индустрия моды.
— Приходят по любви и начинают создавать бренды. Но не знают, как двигаться в правильном направлении. У них нет никакого специального образования и знаний. Если эти знания не появятся, то за полгода-год все ресурсы истощатся, бренд, извините, сдохнет, — говорит Анна Глазкова, фэшн-аналитик. — Отшить коллекцию — 50% успеха, а еще 50% — это маркетинг.
Собственно, и сами дизайнеры признаются, что продавать себя не умеют. И формулу успеха видят иначе: 10% — творчество, 90% — продвижение и продажи.
— Дизайнеры в большинстве своем люди творческие, и в том, что касается ведения бизнеса, им есть чему учиться. Творчество — это прекрасно, но бренд не может держаться на одном человеке, иначе очень быстро наступит выгорание. Надо объединить творчество с предпринимательством, — считает Мария Чубаева, челябинский дизайнер. — Отшить несколько вещей своими силами — совсем не то же самое, что создать бренд. Нужно учиться работать в команде и, конечно, учиться считать, работать с 1С и другими программами. Возможностей учиться море, нужно, чтобы у человека было желание встать с дивана и начать работать.
Фото Людмилы Ковалевой
От креатива до «бизнесовости»
Чтобы помочь локальным дизайнерам, в Челябинской области разработали целый ряд мер поддержки. На сегодня индустрию моды поддерживают такие структуры регионального минэкономразвития, как Агентство международного сотрудничества Челябинской области и центр «Мой бизнес». Задача первого — продвижение южноуральских дизайнеров и брендов через участие в различных мероприятиях. Второй помогает с выводом и продвижением бренда на маркетплейсах, разработкой и упаковкой фирменного стиля, сертификацией продукции, участием в выставках.
— Представители модной индустрии должны быть не только творческими, но еще и «бизнесовыми». Для этого нужно уметь считать, понимать, какой нужен ассортимент, уметь планировать и прогнозировать, — поясняет Ольга Третьякова, исполнительный директор центра «Мой бизнес». — Мы можем в этом помочь. У предпринимателей на эти истории не хватает ни сил, ни времени. Нам интересно, чтобы челябинские дизайнеры были представлены на федеральном уровне. Поэтому мы готовы включаться и рассказывать, чтобы был не просто локальный бренд, а бренд, который можно успешно продвигать на российском уровне. Наша задача — довести дизайнеров до цели, чтобы Челябинская область развивалась, чтобы челябинский бизнес был представлен не только на полках местных магазинов, но и в других городах и даже за рубежом.
ДНК южноуральской моды
Кстати, модные аналитики считают: региону есть что представить российскому потребителю, и даже вывели некую формулу, или ДНК, южноуральских брендов. По мнению большинства, она заключается в функциональности, практичности и разнообразии. А еще в том, что в Челябинске создают особенно яркую на фоне других городов одежду. Так считает дизайнер Ирина Лещенко.
Правда, не все с этим соглашаются. Дизайнер Мария Чубаева не первый год пытается для себя понять, в чем же заключается идентичность южноуральских брендов.
— От самих дизайнеров ничего, кроме ассоциаций «женственность» и «сексуальность», я не слышала, — замечает челябинка.
Но как ни крути, уникальность отдельных челябинских брендов отрицать нельзя. Некоторых из них полюбили звезды российского шоу-бизнеса. А еще известный китайский маркетплейс запустил в продажу одежду, скопированную с челябинских коллекций.
— К нам на фэшн-дни приезжают со всей страны и даже из-за границы и удивляются масштабу мероприятий. Знаете, я часто слышу от гостей наших показов фразу: «Меня жизнь не готовила к тому, что я приеду в Челябинск за модой». Конечно, мне это греет душу, — признается Анна Глазкова, фэшн-аналитик. — Недавно я была на шопинге с клиентом в Париже. В итоге мы купили аксессуарную группу и в Париже заказывали одежду из России, в том числе у челябинских дизайнеров. Мне клиенты часто говорят, что наши вещи интереснее, лучше и качественнее. Для меня это история про мой патриотизм. Но мы все-таки рассчитываем, что когда-нибудь мы будем максимально большими, у нас будут партнеры, у нас будет российское признание.
Made in Южный Урал
Ближайшие месяцы будут насыщены фэшн-мероприятиями: в апреле в южноуральской столице открылась выставка, посвященная истории моды в Челябинской области, в конце месяца пройдет форум «Российская креативная неделя — Урал», одной из тем которого будет уральская мода, а в мае запланирована поездка представителей индустрии в Казахстан на Sisters Fashion Weekend.
— Мы видим большим потенциал, который уже реализуется, но поскольку с уходом западных производителей освободилась целая ниша, наша задача — форсировать развитие модного бизнеса в регионе, чтобы занять эту самую освободившуюся нишу, — поясняет Иван Куцевляк. — Мы в этом заинтересованы, предприниматели в этом заинтересованы. Поэтому я уверен, что все получится. Есть примеры географических брендов, глядя на которые, понимаешь: эта вещь из Италии, а эта из Швейцарии. Я надеюсь, что мы выйдем на тот уровень, когда будет понятно, что бренд не просто из России, а из Челябинской области.
Поделиться