Едем без бензина. Челябинский инновационный общественный транспорт будет переведен на газовое топливо

5 Июля 2018 Автор: Олег Гошев Фото: Вячеслав Шишкоедов
Едем без бензина. Челябинский инновационный общественный транспорт будет переведен на газовое топливо


Несколько сотен заправок в стране сегодня специализированы на газовое топливо, тысячи автомобилей оснащены необходимым оборудованием. Газовики считают, что соотношение должно быть несравнимо больше: тысячи заправочных станций и миллионы автомобилей.

Только в этом случае можно будет констатировать экономический и экологический эффект от применения газомоторного топлива в масштабах страны. О перспективах и прогнозах использования газового топлива рассуждали в частности на встрече с журналистами по итогам общего собрания акционеров «Газпрома», на которой присутствовал и корреспондент «ЮП». Автомобильный вопрос стал первым, адресованный Виктору Зубков-Виктор-председатель-совета-директоров-компании-«Газпром».jpgЗубкову, председателю совета директоров компании. Он в свою очередь сделал особый акцент именно на экологичности масштабного проекта. Одновременно посетовав, что его коллеги и журналисты плохо занимаются популяризацией нового топлива.

Когда кончится нефть

Впрочем, судя по прогнозам газовиков, мы просто обречены на применение газомоторного топлива. К счастью, в данном контексте слово «обречены» имеет положительный смысл. И экономические, и экологические расчеты говорят в его пользу. А что касается нефти и бензина…

— Запасы нефти будут сходить на нет. А лет через 28-30, как дают прогноз эксперты, она может вообще закончиться, — заметил Виктор Алексеевич. — Такие сроки называют, исходя из нынешних темпов добычи нефти. И что дальше?

Вопрос был риторическим. В числе альтернативных называют и электроэнергию, а с недавних пор и газомоторное топливо. По словам Виктора Зубкова, еще четыре года назад компания создала новое подразделение, ориентированное именно на создание самых современных автозаправок. На этом моменте спикер сделал особый акцент, отметив, что практически вся техническая начинка  отечественного производства.

Следующий акцент был уже политического характера. Зубков напомнил, что инициатива перевода транспорта на газомоторное топливо принадлежит президенту Владимиру Путину. И вновь назвал те же аргументы: природный газ является наиболее экологически чистым, экономичным и безопасным топливом. Его применение позволяет снизить выбросы вредных веществ, а также сократить стоимость пассажирских и грузовых перевозок. Для Челябинска и то и другое актуально. Причем, как добавил Зубков, это не нужно объяснять и доказывать частному бизнесу, связанному с перевозками пассажиров и грузов. Они уже посчитали свою выгоду.

Но в такой ситуации не уйти от государственных субсидий или стимулирующих налоговых преференций. Таковыми могут быть и льготы, а то и освобождение от транспортного налога. В настоящее время на метане больше всего ездит общественный транспорт, но, учитывая скрывающиеся нефтяные горизонты, вполне осязаем тот момент, когда газомоторное топливо станет востребованным и автолюбителями.

И третий акцент, наравне с экономичностью и экологичностью метана, который всегда волнует владельцев транспорта, это безопасность. В отличие от классической пропан-бутановой смеси, требования к технике безопасности при работе с метаном строже, поскольку этот газ находится в баллонах под большим давлением. Виктор Зубков также акцентировал внимание на этом вопросе, подчеркнув, что применение современных композитных материалов при изготовлении баллонов оставили проблему в прошлом.

Километр за рубль

— Это самый экономичный вид топлива, — резюмировал председатель совета директоров. — Ту же электроэнергию, чтобы зарядить автомобиль, надо сначала произвести. Что‑то сжечь. Будь‑то уголь или тот же газ. А мы говорим о метане, сжиженном природном газе, средняя цена которого на заправках 14 рублей.

Что касается упреков в малой информатизации проекта, то Зубков привел пример, когда они открывали новую автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию (АГНКС) «Газпрома» в Ростовской области, в городе Аксае. Это одна из заправочных станций, которая обеспечивает заправку природным газом транспорт для перевозки участников и гостей мундиаля. К слову сказать, к чемпионату мира во всех одиннадцати городах, где проходят футбольные матчи, «Газпром» задействовал 47 газозаправочных станций. Некоторые были реконструированы, другие построены заново.

Лучшей аргументацией, по мнению Зубкова, стал его разговор с водителем автобуса. Тот признался, что сейчас он тратит на километр пути рубль. Раньше, заправляясь бензином, километр пробега обходился в пять раз дороже. В России к 2020 году должно появиться порядка 500 газовых заправок только сети «Газпром». Но, как посетовал Зубков, пока еще недостаточно потребителей нового топлива. «К сожалению, сегодня этой темой кроме «Газпрома» никто не занимается, — резюмировал он. — Есть регионы, где присутствуют другие компании и им тоже следует активнее развивать и популяризировать газомоторное топливо. Чтобы было не 500 заправок, а тысячи. Тогда и потребителям будет выгоднее и удобнее».

В качестве одного из экспериментальных решений газовики предложили передвижной заправочный комплекс. Он стоит порядка 20-25 миллионов рублей, нет необходимости согласования и выделения земельного участка под строительство стационарного объекта. Он подключается к газовой магистрали. Проект уже опробовали на нескольких сельских хозяйствах, и экономический эффект уже оценили цифрой с восемью нулями.

Заправка на маршруте

К слову сказать, в Челябинске на маршрутах работает 35 автобусов, оборудованных для использования газомоторного топлива. На сегодня дальнейшее технологическое обновление автопарка сдерживается только небольшим количеством газозаправочных станций. В Челябинске их всего три!

— В идеале, если такие заправки будут в каждом районе Челябинска и одна на территории нашего предприятия, — сказал Дмитрий Холод, директор предприятия «Общественный городской транспорт». — Газомоторное топливо доказало свою экономичность. Мы работаем по тарифам, утвержденным городской думой, и когда дорожает ГСМ, мы не можем корректировать цены на билет, а значит несем убытки.

По словам Дмитрия Витальевича, метан экономичен не только в цене, но и позволяет увеличивать пробег пассажирского транспорта. А в случае роста количества заправочных станций, что вполне реально, на новое топливо будут переходить и владельцы частного транспорта. И подобная тенденция уже наблюдается.

Напомним, что к 2020 году общественный транспорт Челябинска должен в полном объеме перейти на использование газомоторного топлива. Об этом заявил губернатор Борис Дубровский нынешней весной на Петербургском международном экономическом форуме.

Означенный год для Челябинска — это время проведения саммитов ШОС и БРИКС. И одна из задач подготовки к форуму — улучшение экологии мегаполиса. По мнению экспертов, треть всех выбросов в атмосферу в Челябинске дает именно автомобильный транспорт. Наш регион может стать одним из первых в России, где общественный транспорт будет полностью переведен на газомоторное топливо.

19.11.2019 | 12:58
«Маски-шоу» в офисе. Семь лайфхаков от челябинского адвоката

В Челябинске на базе Южно-Уральской торгово-промышленной палаты прошел бесплатный семинар для предпринимателей «Полиция в офисе. Что делать?»

06.11.2019 | 17:23
Представители Группы ЧТПЗ приняли участие в телемосте с президентом РФ

Президент России Владимир Путин пообщался с участниками движения WorldSkills.

24.10.2018 | 13:01
Поймать осетра. В Челябинской области обсудили состояние рыбохозяйственной отрасли

Напомним, что стратегия развития отрасли региона предусматривает к 2020 году увеличение объемов производства товарной рыбы до 7 тыс. тонн.

27.09.2018 | 16:49
Отпуск на медосмотр. На диспансеризацию южноуральцам дадут два оплачиваемых дня

Думские депутаты сегодня, 27 сентября, одобрили в третьем чтении законопроект, согласно которому работникам предпенсионного возраста, а также работающим пенсионерам должны предоставлять раз в год два оплачиваемых дня на прохождение диспансеризации.

Новости   
Спецпроекты