Обитаемые острова. В Челябинске запустили первые фермерские уголки по программе господдержки

22 Июля 2021 Автор: Андрей Темников Фото: Людмила Ковалева
Обитаемые острова. В Челябинске запустили первые фермерские уголки по программе господдержки


Эксперимент проводит центр поддержки предпринимательства «Мой бизнес».

Эффект близости

С 1 июля два фермерских «островка» работают в торговом центре «КС»: в одном торгуют продовольственными товарами, в другом — продукцией легпрома и автозапчастями. Всего в «КС» разместились семь участников программы. В августе «Мой бизнес» планирует запустить аналогичные «островки» в «Горках» и попытается распространить эту практику за пределами областного центра — в Миассе и Кыштыме.

Об этом в среду, 21 июля, на пресс-конференции медиахолдинга «Гранада Пресс» сообщила контент-директор центра «Мой бизнес» Челябинской области Ольга Третьякова.

«Это полностью оборудованные места, мы берем на себя затраты по аренде и привлекаем предпринимателей, которым было бы интересно продвигать и продавать свой товар в торговых центрах, — уточнила она. — Попасть в программу могут действующие предприниматели или самозанятые, зарегистрированные в Челябинской области, имеющие свой продукт, то есть производители. Также они должны предоставить продавца на период действия программы».

215493135_сыры зреют.jpg
Фото Дмитрия Куткина, Вечерний Челябинск

Оператор проекта изначально ориентировался в большей степени именно на сельхозпроизводителя, поэтому за торговыми точками и закрепилось название «фермерские». Участники программы торгуют на «островках» в течение месяца, затем уступают очередь другим предпринимателям.

«Торговые центры предлагают разные свободные места, от чего мы и отталкиваемся. Если нам предлагают площадь рядом с сетями вроде «Ашана» или «Ленты», то интереснее разместить рядом «островок» по продаже продовольственных товаров. Если же речь идет о близости к магазину типа «Касторамы», тогда рассматриваем другую категорию товаров», — рассказала Ольга Третьякова.

По ее словам, в этом году «Мой бизнес» постарается как можно больше компаний поставить на фермерские «островки», чтобы просчитать эффективность этой меры господдержки и принять решение о дальнейшей реализации проекта. Впрочем, специалисты центра уже пришли к выводу, что «островки» помогают производителям расширить свою целевую аудиторию и увеличить интернет-продажи.

Свои каналы

«Островки» в торговых центрах представляются более практичным вариантом для мелких производителей, чем торговля на рынках или в магазинах крупных торговых сетей. По словам Третьяковой, челябинские рынки готовы работать с сельхозпроизводителями, но для самих фермеров во многих случаях это означает неподъемные затраты: надо ведь и бесперебойную торговлю обеспечить, и продавца ежедневно возить на торговую точку.

«Центральный, «Каширинский», «Грюнвальд» — мы с ними сотрудничаем, они предлагают нам завести туда предпринимателей, но есть сложности. Это, как я уже сказала, продавцы, и есть еще риск недобросовестности со стороны фермеров. Мы, например, договоримся с собственником рынка, а предприниматель по какой-то причине не сможет работать каждый день, и его место будет простаивать. Фермерам проще торговать по каким-то своим каналам. Поэтому мы еще и вовлекаем их в интернет-продажи, через соцсети и маркетплейсы».

А что касается торговых сетей, то далеко не каждый сельхозпроизводитель может обеспечить бесперебойные поставки и требуемые объемы продукции. «Нет такого, что торговые сети прямо-таки ставят железный занавес перед фермерами. Но из-за того, что предприниматели не готовы выполнять требования торговых сетей, магазины и не загружены их товарами», — поясняет Ольга Третьякова.

Мед_фото Ковалевой (3).jpg
Фото Людмилы Ковалевой

Виды на поддержку

По словам исполняющей обязанности гендиректора центра «Мой бизнес» и МФО Челябинской области Ирины Казанцевой, их центр является агрегатором всех существующих мер поддержки бизнеса, рассчитанных на различные виды деятельности и разные этапы развития предприятия.

Ирина Казанцева представила ряд самых востребованных финансовых мер поддержки. Во-первых, выдача микрозаймов от 100 тысяч до 5 млн рублей на двухлетний срок. На них могут претендовать предприятия с пропиской в Челябинской области, отработавшие не менее полугода.

«Мой бизнес» аккумулирует несколько программ выдачи микрозаймов, которые рассчитаны на разные категории заемщиков.

«Есть специализированные программы, например, ориентированные исключительно на производственные предприятия, — говорит Ирина Казанцева. — Так, большой популярностью пользуется программа «Старт»: предприятия, отработавшие от шести месяцев до года, могут получить от 100 тысяч до 3 млн рублей на два года. Ставки по программам разные, в зависимости от наличия или отсутствия залогового обеспечения. Максимальная — 8,5 % годовых. И особые условия действуют для предприятий, расположенных в моногородах».

За 2020 и 2021 годы региональная МФО выдала около трехсот микрозаймов на 800 млн рублей, в половине сделок получателями стали малые производственные компании.

Также Ирина Казанцева выделяет поручительства по банковским гарантиям, то есть «Мой бизнес» берет на себя ответственность по чужому долгу. Потенциальными заемщиками здесь могут быть предприятия, у которых не хватает залогового обеспечения.

«Мы можем поручиться на сумму не более 70 % от суммы кредита и не более 25 млн рублей. Плата за пользование поручительством варьируется от 0,5 до 1,5 %. Это, отмечу, не дополнительный процент по кредиту, это единоразовая плата. За полтора года выдано 150 поручительств на миллиард рублей, что позволило сформировать кредитный портфель для предприятий региона в размере больше 2,5 млрд. Из этих предприятий тоже практически половина — производственные».

рабочий_Каргаполов.jpg
Фото Олега Каргаполова, Вечерний Челябинск

Далее — льготный лизинг, который ориентирован исключительно на производственный бизнес. Эта программа дает возможность приобретения промышленного и инновационного оборудования на льготных условиях.

«На импортное оборудование действует ставка 8 % годовых, на отечественное — 6 %. Максимальная сумма льготного лизинга составляет 50 млн рублей на срок до семи лет. В 2020 году этим продуктом воспользовались шесть предприятий региона на сумму более 200 млн рублей», — отметила Казанцева.

Инжиниринговые услуги спикер называет «кладезью научной мысли». Этот вид поддержки предусматривает финансирование до 80 % стоимости инжиниринга (конструкторские и технологическое разработки, производство и испытания промышленных образцов, сертификация продукции, написание бизнес-планов, программ развития и т.д.).

По словам руководителя центра, в 2020 году получателями этой услуги стали 100 производственных предприятий региона на сумму более 33 млн рублей. «В 2021 году уже приняли заявки от 93 компаний, продолжаем с ними работать», — добавила Казанцева.

Поделиться

06.03.2024 | 09:03
Челябинской молодежи рассказали, как начинать бизнес без ошибок

Со школьниками и студентами пообщался Александр Калинин, президент «Опоры России».

04.03.2024 | 16:42
Какие задачи стоят перед южноуральским бизнесом

Промышленники и предприниматели Челябинской области встретились на заседании областного СПП, которое традиционно проходит в начале каждого года. На встрече топ-менеджеров крупнейших компаний региона побывал губернатор Алексей Текслер.

15.03.2024 | 09:31
В Челябинске ищут подрядчика для ремонта трех важных дорог

Улицы в Курчатовском и Металлургическом районах областного центра будут отремонтированы за счет регионального бюджета.

14.03.2024 | 11:17
Южный Урал стал лидером в УрФО по развитию внутреннего туризма

Челябинская область возглавила топ-3 регионов УрФО по развитию внутреннего и въездного туризма в группе «Лидеры» национального туристического рейтинга.

Новости   
Спецпроекты