Что за горизонтом. В каких условиях работают южноуральские шахтеры

28 Августа 2021 Автор: Александр Анурьев Фото: Олег Каргаполов («Вечерний Челябинск»)
Что за горизонтом. В каких условиях работают южноуральские шахтеры


Шахтер — профессия всем хорошо известная. В советские времена многотиражки пестрели громкими заголовками о соцсоревновании и трудовых подвигах работников этой тяжелой и уважаемой профессии. Минули годы, командная экономика ушла в прошлое, но работа под землей не угасла, а наоборот, эволюционировала, стала технологичной и эффективной. Что представляет собой работа на руднике и каков он, шахтер нашего времени.

На глубине 400 метров

Накануне Дня шахтера в Челябинской области состоялся необычный пресс-тур. Рано утром автобус с небольшой группой журналистов выехал в Верхнеуральский район на рудник «Чебачье». Это месторождение с историей: открыли его еще в 1944 году. Еще тогда исследователи поняли, что земля здесь богата медноколчеданной рудой. Спустя почти 70 лет рудник сдали в эксплуатацию и начали добычу. В итоге уже в 2016 году «Чебачье» вышел на проектную мощность: 800 тысяч тонн руды в год.

Сейчас основные добычные работы ведутся на горизонтах: 335, 365 и 400 метров. Отработка самого первого, 300-го горизонта уже завершена. В 2018 году началась подготовка к отработке самого нижнего, 5-го по счету горизонта, который будет располагаться на глубине 420 метров. До 2022 года будет вестись строительство пятого горизонта, в 2023 году на этом горизонте начнется добыча руды.

Цифры и перспективы очень радуют, но, к сожалению, не передают всей сути, так сказать, духа профессии. К счастью, представители Александринской горно-рудной компании (входит в Группу РМК) показали, как выглядит работа современных шахтеров, что называется, от и до. Но давайте по порядку.

рудник_Каргаполов_685A4656.jpg

Что главное при посещении производственных объектов повышенной опасности? Правильно: техника безопасности. Именно с этого и началось наше знакомство с рудником «Чебачье». Надо сказать, что ничего страшного нам не рассказали, но несколько раз обратили внимание: ребята, главное, не потеряйтесь! А потеряться в подземных коридорах можно на раз: тоннели только на одном горизонте (глубина, на которой добывается руда) тянутся на километры. Впрочем, каждому, кто спускается под землю, дают фонарик со специальной меткой. Все они отображаются в диспетчерской, так что в случае чего любителя поплутать все равно нашли бы. Кроме фонаря всем дают индивидуальный «спас-комплект» (профессиональное название «самоспасатель»), который позволяет дышать в непригодной для этого среде. Выглядит он как небольшой контейнер и весит около трех килограммов. Без него под землю не пускают никого, таковы правила.

Перед спуском в шахту всем выдали спецодежду. Комбинезончик, кстати, очень удобный и легкий. В комплекте кроме спецовочных штанов и куртки шли толстовка, подштанники, каска, перчатки и… портянки. Да-да, именно портянки, из материала, очень похожего на мягкий войлок. На вопрос, можно ли пойти в носках, провожающий сразу сказал, что лучше не отказываться и намотать «хорошую вещь». Мол, в шахте не жарко, всего градусов 14-16, и в резиновых сапогах может быть прохладно. В итоге через крещение портянками прошли все — самые ловкие намотали их всего-то с четвертого раза.

После облачения в шахтерскую сбрую вся компания отправилась к спуску под землю. Во время короткого перехода обсуждали, каково это — ехать в открытой клети на глубину четырехсот метров. Оказалось, ничего такого: каких-то две минуты, и вот мы уже в самой глубокой (на данный момент) точке рудника.

рудник_Каргаполов_685A4968.jpg

Технологии под землей

Главным проводником по тоннелям «Чебачьего» стал главный инженер рудника Алексей Печенкин. В профессии он уже более 20 лет. Говорит, за прошедшее время многое изменилось. К примеру, почти всю работу на руднике выполняют машинами, работы отбойными молотками уже история.

«Современная техника легка в управлении. Раньше были рычаги, а сейчас джойстики, гидравлика, электронные помощники. Да и работать на ней комфортно. Оператор сидит в кабине с климат-контролем, защищен от пыли, шума меньше. Раньше-то все кабины открытыми были, а сейчас она как капсула. В общем, для людей все сделано», — поделился своим мнением главный инженер.

Все эти технические новшества не просто делают работу удобной и эффективной, но и способны в экстремальной ситуации спасти жизнь. Новые кабины с вероятностью 99 % способны защитить работника во время обрушения.

Сегодня парк подземной спецтехники рудника «Чебачье» насчитывает около трех десятков различных машин. В их числе буровые установки, погрузочно-доставочные машины (ПДМ) различной грузоподъемности, шахтные самосвалы, миксеры, подъемники и пр. Работают на них исключительно люди с опытом, так как работа в условиях рудника ответственная и сложная. Да и оборудование, мягко говоря, недешевое: стоит миллионы рублей.

рудник_Каргаполов_685A4960.jpg

«Среда работы в шахте уникальная: когда едешь по этим тоннелям со скоростью всего 10 километров, то кажется, что все 80 выжимаешь. Вообще, здесь максимальная скорость километров 15, все зависит от дороги», — рассказал машинист ПДМ Максим Васючков.

«Гоняет» по шахте он на самосвале Minetruck MT2200 производства компании EPIROC. Эта машина начала работать в руднике с января этого года.

«В любой сфере есть свои нюансы, но самое главное, чтобы работа эта тебе нравилась, чтобы ты чувствовал себя счастливым человеком», — добавил Максим.

Кстати, вся шахта, увешана различными знаками: есть тут и «главная дорога» и знак «стоп». Как шутят работники, та же автомагистраль, но без гаишников. При этом о ПДД и здесь забывать нельзя, чуть зазевался, и последствия могут быть очень серьезными.

По подземным дорогам вместе с самосвалами ходят различные погрузчики. Один из них — LH517, машина очень серьезная. Управляется она со специального пульта по принципу (простите за сравнение) игрушечной машинки.

рудник_Каргаполов_685A4889.jpg

«Машина удобная, комфортная. Не устаешь даже за много часов работы, — рассказывает машинист ПДМ Василий Шумилов. — Поначалу было страшновато в шахте, но за год-два освоился. Вот уже одиннадцатый год работаю».

Еще одна интересная машина в шахте — электрогидравлическая буровая установка Sandvik DD311-40, которая предназначена для быстрой и точной проходки горных выработок. Ее гидравлическая система управления обеспечивает отличную точность и производительность бурения, а компактное шасси позволяет осуществлять перемещение даже в небольшие выработки.

Праздник в спорте

Всего на руднике «Чебачье» трудятся 500 человек. Из них 380 работают в подземных условиях, а остальные 120 — на поверхности. В среднем в смену в туннелях рудника заняты 60 человек. И не надо думать, что целую смену они лазают по темным узким проходам. В шахте вообще довольно просторно, стандартная высота свода в среднем около 5 метров, а в некоторых местах она может достигать и 60.

Кстати, шахтеры, на удивление, вовсе не суровые работяги, а очень добродушные и веселые ребята. Коллектив на руднике дружный, без этого тут просто никак.

«День шахтера отметим в спортзале. Устроим соревнования, разыграем призы и подарки. Спортзал у нас новый, очень хороший. В общем, будет весело», — поделился напоследок главный инженер рудника Алексей Печенкин.

09.09.2021 | 09:39
Полмиллиарда в помощь. Аграриям Южного Урала возместят потери от засухи

Губернатор Челябинской области Алексей Текслер направит средства на поддержку аграриев, пострадавших от засухи. Глава региона принял решение о выделении 500 млн рублей из областного бюджета на компенсацию части их затрат по приобретению семян и кормов.

08.09.2021 | 13:55
В Челябинской области запустят программу подготовки экспортеров

В Челябинской области за последние два года количество экспортеров выросло на 500. Регион имеет хороший экспортный потенциал, однако бизнесу не хватает знаний в этой сфере, поэтому экономический блок областного правительства формирует систему подготовки кадров.

Вчера | 18:11
На Южном Урале подростки отобрали суши у курьера

Молодые люди заказали доставку, а после отняли пакет с продуктами.

Вчера | 17:00
Под Челябинском в ДТП погиб пожилой мужчина

Водитель не справился с управлением и влетел в бетонное ограждение.

Новости   
Спецпроекты