От гайки до ракеты. В Челябинске обсудили путь к технологическому суверенитету
Южный Урал стал площадкой всероссийского форума.
«Нам предстоит решить непростую задачу по обретению технологического суверенитета. Урал и Западная Сибирь исторически славятся своими учеными, промышленниками, изобретателями. Наши предприятия и научное сообщество вносят весомый вклад в дело импортозамещения», — подчеркнул полномочный представитель главы государства.
![форум_Ковалева_DSC_2176.jpg Якушев_главное_Ковалева_DSC_2176.jpg](/upload/medialibrary/779/7794d366ccc2551521c8e14413412833.jpg)
Все эти тезисы наглядно подтвердили участники форума, представившие свою продукцию на стендах перед Центром международной торговли. Однако отечественная промышленность пока находится лишь в начале пути к технологическому суверенитету. По итогам 2022 года объем импорта в УрФО составил 12 млрд долларов, при этом половина такой продукции приходится на машины, оборудование и транспортные средства.
«Мы должны честно признать, что впереди громадный и титанический труд. Нам необходимо выстроить слаженное взаимодействие образования, науки и бизнеса. Для этого в том числе на территории УрФО создано два научно-образовательных центра, а также принято решение о строительстве трех межуниверситетских кампусов. Это хорошее подспорье для развития науки, — добавил Владимир Якушев. — Решать задачи импортозамещения в прежнем режиме нельзя, нужен мобилизационный рывок. Оборонно-промышленный комплекс, по понятным причинам, уже перешел на совершенно иной режим работы. Благодаря своему профессионализму и трудолюбию, сотрудники предприятий ОПК обеспечивают обороноспособность и независимость нашей страны».
![форум.jpg photo_2023-06-09_10-44-41 (2).jpg](/upload/medialibrary/8b5/8b5ed6829f81b791a08001499375fd22.jpg)
Для технологического развития особенно важно развитие кадрового потенциала в образовании, в научной сфере, создание возможностей для перспективных специалистов реализовать себя.
«Кампус и интегрированный в его инфраструктуру Уральский НОЦ станет ядром процесса обеспечения технологического суверенитета в Челябинской области, центром развития науки и образования, точкой притяжения талантливых ученых и студентов со всей страны, площадкой для привлечения частных инвестиций со стороны бизнеса, увеличения количества рабочих мест для высококвалифицированных кадров», — отметил Алексей Текслер.
Тесная связка науки, бизнеса и власти поможет выполнить все задачи, связанные с ускорением технологического развития России. В этом направлении ключевую роль играют развитие собственной научной, кадровой и технологической базы в части критических и сквозных технологий, создание комфортной регуляторной среды (как для ведения разработок, так и для их внедрения в производство), а также развитие производств высокотехнологичной продукции.
![форум_Ковалева_DSC_0260(1).jpg Якушев_Ковалева_DSC_0260(1).jpg](/upload/medialibrary/f22/f22516c0c71ed62ab84996bb8a0ac84b.jpg)
«Челябинскую область, как и весь Урал, не зря называют опорным краем державы. Историю демидовских заводов, строителей Магнитки, создателей легендарного Танкограда сегодня продолжает новое поколение профессионалов, специалистов, промышленников и научных сотрудников. Мы производим практически все — от гайки до ракеты. Южноуральскую технику можно встретить по всему земному шару: и в пустынях Африки, и в заснеженной Арктике», — подчеркнул губернатор.
Именно «от гайки до ракеты», так как в вопросе технологического суверенитета важны не только готовые изделия, но и детали к ним. Челябинская область в этом секторе уже добилась конкретных результатов. Прежде всего речь идет о транспортном машиностроении, которое находится в безусловном приоритете. Яркий пример такой продукции — арктический автобус. Транспортное средство предназначено для перевозки пассажиров по временным дорогам, так называемым зимникам, в районах Крайнего Севера при температурах до минус 50°С. Инновационной разработкой этой машины занимался автозавод «Урал» совместно с Южно-Уральским государственным университетом и Московским государственным техническим университетом им. Н.Э. Баумана.
![форум_Ковалева_DSC_2307.jpg Якушев_Ковалева_DSC_2307.jpg](/upload/medialibrary/222/22245458300ed674481fd7a78f92c371.jpg)
Есть на Южном Урале и другие проекты технологического суверенитета, которые должны получить поддержку через все инструменты федерального и регионального уровня. К примеру, производство новых троллейбусов и сверхбольших стеклопакетов до 12 метров, репродуктор по воспроизводству нового отечественного кросса кур, андроидная и робототехника и т.д.
При создании новых проектов и производств финансы играют не последнюю роль, но, как ни странно, на первый план в этом вопросе выходят совсем не деньги, а менталитет. Русский человек по своей натуре спринтер: пробежал стометровку — и победа. Однако если дистанция чуть больше, то появляется отдышка и желание все бросить. С освоением передовых технологий происходит то же самое.
![photo_2023-06-09_12-00-46.jpg photo_2023-06-09_12-00-46.jpg](/upload/medialibrary/cde/cde07781c3e605e25ede601d7b1cab57.jpg)
«Мало-мальская технология — это пять лет. Мы начали чем-то заниматься: год делаем, два делаем, три делаем и на четвертый бросаем. Поэтому, если говорить о технологическом суверенитете, это, в первую очередь, терпение. Процессы, которые необходимо пройти для получения новых технологий и последующего серийного производства, занимают немало времени», — подчеркнул полпред Владимир Якушев.
Все эти моменты стали темой дискуссий, которые прошли в рамках форума. Впрочем, участники не только общались. В ходе бизнес-встреч были заключены десятки контрактов, сумма которых исчисляется миллиардами рублей. Кроме того, были наработаны предложения по уточнению и изменению нормативной базы, которая позволяет ускорить процесс импортозамещения и всего того, что связано с технологическим суверенитетом.
Поделиться