Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Грозит ли Челябинску экологическая катастрофа?

25 Августа 2008

Город-миллионник ежегодно выпивает из Шершней около полумиллиарда кубометров воды. Утолит ли водохранилище жажду южноуральцев через десяток лет?.. Экологические вопросы для нас, жителей Южного Урала,— это всегда вопросы здоровья людей. Вдумаемся, только в Шершневском водоеме накопилось от полутора до четырех метров донных отложений при глубине водохранилища 12 метров. И это произошло вследствие бытовых и промышленных стоков.

ФЕДОР ДЕГТЯРЕВ,
первый заместитель председателя Общественной палаты Челябинской области,
президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты

Город-миллионник ежегодно выпивает из Шершней около полумиллиарда кубометров воды. Утолит ли водохранилище жажду южноуральцев через десяток лет?..
Экологические вопросы для нас, жителей Южного Урала,— это всегда вопросы здоровья людей.

Вдумаемся, только в Шершневском водоеме накопилось от полутора до четырех метров донных отложений при глубине водохранилища 12 метров. И это произошло вследствие бытовых и промышленных стоков.

Впервые о бессистемной застройке Шершневского водохранилища Общественная палата области заговорила два года назад. В региональную прокуратуру было направлено обращение с просьбой рассмотреть вопрос о правомерности заключения государственной экологической экспертизы на строительство жилого квартала «Западный-2» на берегу Шершневского водохранилища.Была создана межведомственная комиссия при губернаторе, которая безотлагательно занялась разработкой нового проекта охранной зоны Шершней в составе схемы территориального планирования. Сейчас создаются строгие правила землепользования и застройки, обустройства дорог и ливневых канализаций.

Но пока суд да дело, ученые бьют тревогу. Результаты анализа поверхностных проб воды, отбираемых в период наибольшего прогрева и цветения, показывают увеличение содержания органических соединений до 3,5 ПДК (предельно допустимой концентрации). Каждым летом в Шершнях снижается концентрация кислорода. А ведь Шершневское водохра-нилище является единственным безальтернативным источником питьевого водоснабжения для более половины жителей Челябинской области.

В соответствии с законами «Об Общественной палате Челябинской области» от 27 октября 2005 года № 412-ЗО (статьи 13-22), «Об Общественной палате РФ» Общественная палата Челябинской области на основании обращения граждан провела с привлечением ученых-экспертов проверки состояния зон санитарной охраны питьевых источников водоснабжения, водоемов, имеющих статус особо охраняемых территорий, и выработала необходимые рекомендации для властных структур, которые несут ответственность за чистоту питьевых источников водоснабжения Челябинской области.

Проверки показали, что на берегах водохранилищ, озер и рек, помимо упрощенной приватизации земельных участков, в настоящее время широко используется и такая схема: на берег привозятся сгоревшие вагончики, старые будки, создается имитация старых заборов, участки регистрируются. Затем эти участки продаются, регистрируются на добросовестного приобретателя, и далее строятся многочисленные неканализованные коттеджи, которым уже изначально уготована сложная юридическая судьба через многочисленные судебные процессы.

В настоящее время применяется еще более изощренная схема. По берегам реки Миасс, Шершневского водохранилища и других водоемов на обычные огороды, без построек, началось паломничество по оформлению земельных участков с последующей перепродажей и, конечно же, с дальнейшим строительством коттеджей, отходы и стоки от которых непосредственно попадают в питьевые водоемы.

Челябинским природоохранным прокурором, Росприроднадзором по Челябинской области направлен иск в Сосновский районный суд Челябинской области «Об отмене постановления главы администрации Кременкульского сельского совета № 60 от 31 августа 1993 года «О передаче земельных участков гражданам п. Западный во временное пользование».

Оспариваемые участки находятся в 50-метровой зоне Шершневского водохранилища в поселке Западном Сосновского района. При этом береговая вода Шершневского водохранилища в многоводные годы доходит до середины земельных участков от берега Шершневского водохранилища. Инерционность стекания потока воды на данных участках достигает скорости более одного метра в секунду, так как поселок Западный расположен на уклоне более 15 процентов. Урез воды имеет значительные колебания. К тому же для накопления резерва воды в водохранилище в период паводка и ожидания сухой погоды возникает необходимость подъема уровня водохранилища.

В данном постановлении нет описания границ участков, назначения использования земли, ограничений во время пользования и других необходимых сведений. Фотоматериалы (желающие могут ознакомиться с ними в Общественной палате области) подтверждают нарушения природоохранного законодательства при эксплуатации данных земельных участков, создание препятствий во время эксплуатации водохранилища.

Например, до настоящего времени на расстоянии 70 метров от берега Шершневского водохранилища проживают граждане по адресу: поселок Западный, улица Набережная, 11 — в ветхо-аварийном строении со сбросом фекальных, твердых бытовых отходов, в нескольких метрах от уреза воды. Барак бесхозный, ранее был списан с баланса бывшим совхозом «Митрофановский». Территория вокруг барака превратилась в зону свалки мусора. В целях сноса барака практически каждая семья данного барака ранее получала земельные участки. Но из барака некоторые граждане до сих пор не выписались.

Вокруг барака земельные участки в 50-метровой зоне от Шершневского водохранилища ежегодно распахиваются под посадку картофеля. В отдельные многоводные годы участки наполовину затапливаются. Опыт эксплуатации водоемов говорит о том, что предупредительные меры по предотвращению последствий застройки, например Кременкульского водохранилища, результатов не дали. В настоящее время несколько десятков жилых зданий ежегодно подвергаются затоплению. Аналогичная ситуация с участками вокруг озера Смолино. Жители требуют от власти принятия мер по ликвидации последствий затопления. Власть начинает тратить бюджетные средства для откачки озер Смолино, Кременкульского и других. К сожалению, таких примеров по области немало.

Историю Шершневского водохранилища и берегов реки Миасс сегодня подтверждают, к сожалению, такие факты. Так, в 2008 году гражданка Родина Татьяна Андреевна вспомнила, что есть возможность получить доход от продажи очередного земельного участка, который когда-то, в 1993 году, администрацией Кременкульского сельского совета был безграмотно вписан в упомянутое постановление. В постановлении не прописаны необходимые условия пользования участками. Даже суммарная площадь предоставляемых участков не соответствует действительности, не говоря о границах питьевого водоема. В 1993 году было жесткое законодательство о недопущении даже распашки земли и выпаса скота на расстоянии не менее 500 метров от питьевого водоема. Данное требование законодательства сохранилось в отношении Шершневского водохранилища по настоящее время.

Кременкульским сельским советом взамен земельного участка, расположенного в прибрежной территории питьевого Шершневского водохранилища, Родиной Татьяне Андреевне был выделен под строительство дома земельный участок, на котором построен жилой дом, где она и проживает с детьми по настоящее время.

Прокуратура Челябинской области совместно с Общественной палатой и Росприроднадзором взяла на контроль механизм исполнения упрощенной схемы приватизации земельных участков, которые недобросовестные граждане используют для оформления сделок с недвижимостью — с последующей перепродажей земельных участков с целью сокрытия недобросовестных сделок по перепродаже и дальнейшей застройке в природоохранных местах без возможности централизованного канализования.

Нарушения законодательства начинают тиражироваться. Много примеров, когда в зоне санитарной охраны второго пояса Шершневского водохранилища земельный участок передается во временное пользование и затем строятся коттеджи без возможности централизованного канализования. Так, гражданка Еремина получила от Главного управления лесами Челябинской области на пять лет участок в аренду вместе с сосновым бором в поселке Западном. В настоящее время этот участок окольцован неприступной крепостью забора, с расположенными на нем дворцом, плавательным бассейном и, конечно же, сосновым бором, который в 80-е годы посадили и ухаживали за ним жители поселке Западного!

Наблюдения также показывают, что грунт во время строительства из вырытых котлованов домов вместе с мусором беспорядочно сваливается на всем побережье питьевого водоема. При этом в местах свалки обнаружены кости из скотомогильников, ядовитые вещества с мешками хлорки и дуста. Убедительный пример из практики Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры: недалеко в котловане строящегося дома обнаружена сибирская язва. В нашем случае никто не знает, какие захоронения были на землях бывших сельхозугодий рядом с питьевым водохранилищем, из которого употребляет воду половина жителей области. Нет информации, какие вещества будут извлечены из земли и вымыты в результате бурения и промывки сотен глубинных скважин.

Жители наблюдают, как во время паводков и дождей по склонам течет грязь в питьевой водоем. Из многочисленных неканализованных коттеджей отходы жизнедеятельности в питьевой водоем попадают через дренаж, в том числе отходы сливаются шлангами по ночам, в дождь, в паводок — в конечном итоге в водоем. Имеются факты сливания отходов в первый водоносный слой.

Общественная палата Челябинской области считает необходимым поддержать иск Челябинского природоохранного прокурора, Рос-природнадзора в суд Сосновского района Челябинской области «Об отмене постановления главы администрации Кременкульского сельского совета № 60 от 31 августа 1993 года «О передаче земельных участков гражданам п. Западный во временное пользование».

Основаниями для отмены постановления являются:

Постановление Совета Министров РСФСР от 17 марта 1989 года № 91 «Об утверждении Положения о водоохранных зонах (полосах) рек, озер и водохранилищ в Российской Федерации» действовало в 1993 году и запрещало пунктом 6 указанного положения распашку и выпас скота на расстоянии не менее 100 метров от водохранилища в пределах прибрежной полосы. Земельным кодексом РФ, действовавшим в 1993 году, указывался срок действия до трех лет временных разрешений на пользование земельными участками. Современное российское законодательство для питьевых источников имеет аналогичные требования и ограничения.

Участки находятся в 50-метровой зоне Шершневского водохранилища в поселке Западном Сосновского района, при этом береговая вода Шершневского водохранилища в многоводные годы доходит до середины земельных участков от берега Шершневского водохранилища. Для накопления резерва воды в водохранилище в период паводка и ожидания сухой погоды возникает необходимость подъема уровня водохранилища.

В кадастровом плане указана высота Шершневского водохранилища, которая составляет 225,2 метра над уровнем моря. Уровень поверхности земельных участков составляет всего на 0,5 метра выше уровня водохранилища и достигает в нижней половине участков только 225,7 метра. Такой низкий перепад не защищает оспариваемые участки земли от затопления при подъеме воды в водохранилище во время паводка и ливневых дождей. Накопление воды особенно необходимо перед засушливой погодой.

Участки находятся непосредственно напротив водозабора во втором поясе зоны санитарной охраны питьевого водоема, в непосредственной близости с первым поясом водоема.

Фотоматериалы подтверждают нарушения природоохранного законодательства при эксплуатации данных земельных участков, создание препятствий во время эксплуатации водохранилища.

Общественная палата Челябинской области решает:

1. В соответствии со статьями 15–20 Закона Челябинской области от 27 октября 2005 года № 412-ЗО «Об Общественной палате Челябинской области» и Закона РФ «Об Общественной палате Российской Федерации» Общественная палата Челябинской области считает необходимым апеллировать к гражданской совести Сосновского районного суда и поддержать иск Челябинского природоохранного прокурора, Росприроднадзора по Челябинской области по отмене постановления главы администрации Кременкульского сельского совета № 60 от 31 августа 1993 года «О передаче земельных участков гражданам п. Западный во временное пользование», что обеспечит недопущение нового строительства без соблюдения норм федерального законодательства, в том числе распашки земли на указанных в иске земельных участках.

2. Поручить комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и взаимодействию с судебными органами (Г. Н. Ямщиков) согласовать с челябинским природоохранным прокурором процедурный механизм защиты интересов граждан Челябинска, использующих воду из питьевого Шершневского водохранилища. При необходимости подготовить иски и обжалования на любой уровень суда «Об отмене постановления главы администрации Кременкульского сельского совета № 60 от 31.08.1993 года «О передаче земельных участков гражданам п. Западный во временное пользование».

3. Принять предложение председателя комиссии Общественной палаты по экологической безопасности и охране окружающей среды, члена совета Общественной палаты Челябинской области, руководителя общественной организации ЧОО «Российский Зеленый Крест», председателя правления общественной организации «Женская сеть на Урале» М. Я. Соболь в случае необходимости выступить от имени «Российского Зеленого Креста» истцом на любой уровень суда «Об отмене постановления главы администрации Кременкульского сельского совета № 60 от 31.08.1993 года «О передаче земельных участков гражданам п. Западный во временное пользование».

4. В качестве меры, направленной на выявление фактов приобретения гражданами в судебном порядке прав на земельные участки, находящиеся в пределах территорий, которые примыкают к береговой линии озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности (водоохранные зоны), и обеспечение соблюдения водоохранного законодательства, считаем нужным обратить внимание судебных органов на необходимость привлечения к участию в таких делах органов, осуществляющих контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов (Рос-природнадзор, Роспотребнадзор).

5. Пресс-службе Общественной палаты (А. Картушев) обеспечить всестороннее сопровождение судебного процесса, включив данный вопрос в мониторинг качества принимаемых решений «от имени государства». Подготовить многотиражный сборник для органов государственной власти, юридических факультетов вузов с процедурными материалами и итогами государственных решений по обсуждаемому вопросу.

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты