Общественная палата Челябинской области принимает решение по Посланию Президента России

8 Ноября 2008

Послание президента страны Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации и встреча президента в День народного единства с представителями мировых общественных сообществ — это события одного государственного звучания. Потому что они подчеркнули огромную силу единения россиян. Этот принцип заложен и в основу взаимоотношений гражданских институтов Южного Урала, в частности Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области и областной Общественной палаты.

Послание президента страны Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации и встреча президента в День народного единства с представителями мировых общественных сообществ — это события одного государственного звучания. Потому что они подчеркнули огромную силу единения россиян. Этот принцип заложен и в основу взаимоотношений гражданских институтов Южного Урала, в частности Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области и областной Общественной палаты.

Начало пути

Как сказал Дмитрий Медведев в своем послании, «свободное развитие людей и их социальная защита всегда будут приоритетом государственной политики в России. Заявленные Конституцией цели, ценности и механизмы их достижения доказали свою состоятельность, помогли нашему обществу преодолеть трудности и выйти на путь устойчивого развития».

Союз промышленников и предпринимателей Челябинской области с первых дней своего образования, с 1993 года, стал реальной консолидированной общественной организацией, реально защищающей интересы экономики области. Союзом создан и постоянно совершенствуется механизм взаимодействия промышленников и предпринимателей с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными и политическими организациями.
В 1994 году Союз промышленников и предпринимателей успешно сформировал областную думу первого созыва. СПП сумел предложить единый список кандидатов, который поддержали другие общественно-политические движения и партии. И с этого времени промышленники объединились во имя будущего отечественной экономики и заняли активную позицию в выдвижении кандидатов в Государственную Думу, Совет Федерации, Законодательное Собрание области, местные органы самоуправления.

Каждый член СПП получал конкретное поручение от правления союза. Очередным поручением правления СПП стало создание системы социальной поддержки населению области. В 2001 году с помощью СПП организована деятельность Челябинского областного отделения Российского детского фонда, которое зарекомендовало себя образцовым на территории Российской Федерации.

11 апреля 2006 года при активном участии СПП была создана одна из первых в России Общественная палата Челябинской области. Перед новым гражданским институтом была поставлена цель: развитие гражданского самосознания, демократических принципов функционирования органов государственной власти Челябинской области. И что самое главное — развитие взаимодействия граждан и их объединений с органами государственной власти Челябинской области для достижения согласованных решений по наиболее важным для населения области вопросам экономического и социального развития, защиты основных прав и свобод человека и граждан, которые особо подчеркнул в своем послании глава государства Дмитрий Медведев.

В состав Общественной палаты входят 57 человек. К тому же привлекаются эксперты и представители общественных организаций по различным направлениям для проведения экспертизы нормативно-правовых актов Челябинской области.

Конечно, результаты работы Общественной палаты будут заметны со временем. Проведено семнадцать заседаний Общественной палаты по жизненно важным вопросам Челябинской области. Серьезно начали заниматься улучшением качества предоставления государственных услуг. Создаются новые технологии взаимодействия органов власти и общественных организаций. Общественные организации Челябинской области при поддержке палаты получили признание президента России, и 34 организации выиграли президентские гранты на сумму более 38 миллионов рублей.

Областная палата тесно сотрудничает с Общественной палатой Российской Федерации, постоянно получает методический материал и решения российской палаты. Актив области выступает перед молодежными аудиториями, населением, способствует повышению активности гражданского общества. Работа с правительством Челябинской области и его структурными подразделениями начала выстраиваться в плановом порядке.
Члены Общественной палаты привлекаются для участия в работе практически всех комиссий и тематических рабочих групп Законодательного Собрания.

Члены палаты принимают участие в коллегиях прокуратуры, УВД, управления по контролю за незаконным оборотом наркотиков. Правоохранительные структуры области проявили инициативу создания общественных советов по проблемам профилактики правонарушений, и эта работа получила развитие. В охрану правопорядка стало вовлекаться само население через учреждения образования, трудовые коллективы.

Палата дает заключения о состоянии гражданского общества, оценивает качество исполнения областного бюджета, проводит общественные экспертизы законопроектов и программ, вырабатывает рекомендации органам власти и принимает активное участие во многих областных и территориальных мероприятиях.

Только по подтвержденным источникам, общественные организации совместно с бизнесом выполнили дополнительно к бюджету общественно значимых работ за послед-ние два года на сумму 1 миллиард 880 миллионов рублей.
Палата включилась в реализацию реформы местного самоуправления. Налаживается взаимодействие с общественными объединениями в городах и районах, оказывается информационная и методическая помощь. Работа палаты способствует утверждению принципов взаимоуважения, веротерпимости, мира и согласия между нациями и конфессиями. В этой работе члены палаты проявляют умение конструктивно сотрудничать и находить взаимное понимание.

Большую поддержку начинаний Общественной палаты, в том числе материальную, оказывает Союз промышленников и предпринимателей Челябинской области.
Члены палаты совместно с членами СПП находят большое поле для деятельности, становятся проводниками лучших человеческих традиций и начинаний, при этом получают ощутимые результаты.

Новые времена — новые задачи

Наши нравственные ориентиры и ценности, наши устои — это то, подчеркнул в послании Дмитрий Медведев, от чего мы никогда не откажемся. Это справедливость, это свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, жизнь человека, его благосостояние и достоинство.

В январе 2008 года под эгидой Общественной палаты Российской Федерации состоялся второй общероссийский гражданский форум, на котором президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев отметил: «Наше гражданское общество рождалось в противоречивых болезненных событиях по-следних двух десятилетий. Сегодня оно является важным элементом политической жизни… Структурированное гражданское общество уже существует, и в дальнейшем оно должно стать итогом стабильного цивилизованного развития».

Если в начале 90-х годов, в условиях тяжелой, нестабильной ситуации в стране, гражданское общество характеризовалось с позиции его противостояния государству — как сила, призванная защищать от государства, то в современных условиях эти воззрения значительно трансформировались. На первый план выдвинулись идеи партнерства, эффективно выстроенных моделей взаимодействия общества и государства.
Современная ситуация в России характерна тем, что впервые после сложных 90-х годов и восстановительного периода последних лет в стране предложена программа долгосрочного стратегического развития до 2020 года. Четкая ориентация на инновационный путь развития позволит нам за короткий срок войти в число стран с конкурентоспособной экономикой и высокими стандартами уровня и качества жизни наших граждан. Инновационная экономика должна опираться на безусловную поддержку всего общества, всех граждан. Это возможно только при условии последовательного роста уровня и качества здравоохранения, образования, культуры, роста уровня реальных доходов населения.

В стратегической программе институты гражданского общества названы субъектом инновационного развития России.
Советом Гражданского форума Уральского федерального округа перед общественными палатами регионов поставлена задача активизации участия институтов гражданского общества в формировании национальной инновационной системы, в поддержке инноваций по всем направлениям.

В частности, предусматривается участие нашей области в разработке и реализации программы «Политика безопасного труда».
 В настоящее время Союзом промышленников и предпринимателей совместно с правительством области разработаны антикризисные меры, главной целью которых является сохранение кадров на предприятиях. Каждый руководитель предприятия должен сделать все, чтобы не унижать человеческое достоинство, не принимать скоропалительных решений, помочь людям пережить трудности планетарного кризиса.

Самое прямое отношение к деятельности Общественной палаты области имеет раздел «Основные направления и формы поддержки деятельности общественных организаций и иных НКО со стороны органов государственной власти». Он ориентирует на обновление законодательных правовых актов в регионах по вопросам регулирования деятельности общественных организаций, их финансовой поддержки.

Совет Общественной палаты, правление Союза промышленников и предпринимателей, Ассоциации промышленных предприятий и банков Челябинской области «ПромАсс» и других общественных организаций принимают меры для всестороннего обсуждения, рекомендации которого должны стать планом совместной работы по вопросам дальнейшего развития дееспособного гражданского общества в регионе, использованию его ресурса в интересах всех жителей области.

Как показывает анализ, главные цели большинства общественных организаций состоят в решении социальных задач, защите прав и интересов той или иной группы граждан и юридических лиц, активном вовлечении их в общественную жизнь.

По оценке Совета Гражданского форума УрФО, в нашем регионе значительное количество общественных объединений, в том числе Общественная палата области, уделяют внимание в своей деятельности развитию культуры и образования. Ветеранские и молодежные организации региона стали активнее заниматься вопросами патриотического воспитания. Женские организации показали свою дееспособность не только в вопросах отстаивания интересов семьи, защиты детства, но и в развитии женского предпринимательства.

Организации инвалидов много внимания уделяют вопросам медико-социальной и профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Профсоюзные организации продолжают стоять на страже интересов человека труда.

Религиозные организации конкретно и настойчиво занимаются вопросами духовно-нравственного оздоровления общества. Национально-культурные объединения многое делают для создания в регионе атмосферы межнационального и межконфессионального согласия. Свою нишу в системе институтов гражданского общества региона заняли объединения промышленников и предпринимателей. Союз промышленников и предпринимателей Челябинской области, другие объединения последовательно решают вопросы эффективного взаимодействия бизнеса и власти, что очень важно для развития экономики региона и страны.

Совет Общественной палаты, правление СПП, «ПромАсс», комиссия по вопросам экономического развития и предпринимательства проводят информационно-консультативные встречи с представителями малого и среднего бизнеса, помогают сплочению местного сообщества предпринимателей.

В условиях перехода России на инновационный путь развития большего внимания властных структур и будущего состава Общественной палаты потребуют научные объединения, советы молодых ученых и специалистов. Предлагается инициировать формирование подобных институтов гражданского общества. Они могли бы стать конструктивными участниками в работе структурных подразделений правительства области в решении важнейших экономических проблем и задач инновационного развития Челябинской области.

При согласии и единстве

Сегодня есть серьезные нерешенные проблемы развития гражданского общества в Челябинской области.
Первая проблема — недостаточное законодательное обеспечение развития гражданского общества, особенно на региональном уровне. Сегодня на федеральном уровне принято около 50 законов, регулирующих сферу гражданского общества. Однако на региональном уровне законодательная база начинает отставать. Необходимо принять соответствующие меры для преодоления такого разрыва.

Прежде всего, на наш взгляд, следует принять законы и другие нормативно-правовые акты о взаимодействии с общественными и иными негосударственными некоммерческими организациями, о государственной поддержке общественных объединений, о социальном заказе общества органам власти.

Отмечая положительную динамику в развитии нормативной базы, Совет Гражданского форума УрФО указал на имеющиеся диспропорции в этой сфере. Во-первых, это различный уровень поддержки разных направлений деятельности некоммерческих организаций. Высоким уровнем поддержки характеризуются молодежные, детские, ветеранские организации, общественные организации инвалидов. И это, конечно, хорошо. Но некоммерческие организации других направлений деятельности имеют низкий уровень поддержки.

Вторая проблема, тормозящая процесс становления современного гражданского общества, — слабое материально-техническое и финансовое обеспечение общественных организаций. Изменения в Бюджетном кодексе РФ, вступившем в силу с 1 января 2008 года, не позволяют предоставлять субсидии физическим и юридическим лицам без определенной законодательно-правовой базы субъекта Федерации. В этой ситуации мы обращаемся к правительству области и Законодательному Собранию Челябинской области с настоятельной просьбой сделать все необходимое для того, чтобы в самые короткие сроки принять региональный нормативно-правовой акт, который бы обеспечил возможность проводить конкурсы социально значимых проектов для финансовой поддержки инициатив граждан и некоммерческих организаций.

Совет Общественной палаты считает, что организованные в рамках областных гражданских форумов выставки — творческие отчеты общественных организаций, получивших гранты из средств федерального бюджета, — убедительно показали немалый потенциал третьего сектора в решении социально значимых задач.

В настоящее время Общественной палатой ведется работа по созданию разветвленной инфраструктуры взаимодействия органов власти с общественным сектором. Она включает в себя наряду с государственными и негосударственные учреждения: Общество «знание», Дом ученых, Центры социального партнерства, Дом дружбы народов, Центры духовного наследия и другие. В ближайшие годы, с учетом ограниченных возможностей областного бюджета, инфраструктура гражданского общества региона может развиваться в основном с привлечением внебюджетных источников финансирования.

Перед Общественной палатой, Союзом промышленников и предпринимателей, Ассоциацией промышленных предприятий и банков Челябинской области «ПромАсс» стоит задача создания общественного информационно-консультационного центра по взаимодействию органов власти с негосударственными некоммерческими организациями. Не менее важно провести работу по систематизации данных, отражающих динамику и состояние общественного сектора. Решение этих первоочередных задач будет способствовать дальнейшему становлению дееспособного гражданского общества как ресурса развития нашего региона.

Исходя из Послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Советом Общественной палаты и правлением Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области выработаны рекомендации по созданию условий для обеспечения разностороннего участия общественных объединений области в реализации социально значимых региональных программах, расширению и укреплению эффективного сотрудничества и партнерских отношений органов власти, местного самоуправления, бизнеса и общественных организаций, а именно:

1. Советом Общественной палаты Челябинской области готовятся предложения в Правительство и Законодательное Собрание Челябинской области по внесению изменений в Закон Челябинской области «Об Общественной палате» в соответствии с изменениями в Законе «Об Общественной палате Российской Федерации».

2. Правительством Челябинской области:
2.1. Принят комплекс антикризисных мероприятий, предложенных Союзом промышленников и предпринимателей области.
2.2. По предложениям Общественной палаты необходимо принять и утвердить план мероприятий развития институтов гражданского общества. Ускорить выработку механизма государственной под- держки общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций, сформировать региональную нормативно-правовую базу для реализации этого механизма. Предусмотреть выделение субсидий на проведение областных конкурсов социальных проектов общественных организаций и инициатив граждан, внедрение практики социального заказа.

3. Главному управлению по делам печати и массовых коммуникаций Правительства Челябинской области совместно с Общественной палатой продолжить работу по созданию в области разветвленной инфраструктуры взаимодействия с институтами гражданского общества: общественных советов, центров правовой культуры, центров по связям с общественными организациями и других.
3.1. Сосредоточить усилия на решении первоочередных задач:
— формирование базы данных общественных и некоммерческих организаций области, проведение мониторинга их деятельности, социологические исследования общественных процессов;
— методическая, консультативная и просветительская работа с общественными объединениями, создание ресурсного центра, методической библиотеки, обучение лидеров и актива общественных организаций;
— проведение конкурсов общественно значимых проектов, поддержка инициатив граждан и НКО;
— развитие единого информационного поля общественного сектора области с использованием Интернета, СМИ. Ведение областного портала «Общественный сектор области».
3.2. Подготовить проект постановления Правительства Челябинской области «О Реестре негосударственных некоммерческих организаций, взаимодействующих с органами исполнительной власти области». Разработать положение, устанавливающее порядок формирования, ведения Реестра НКО, являющихся участниками реализации областных целевых программ, исполнителями социального заказа или получателями субсидий на реализацию социально значимых проектов.

4. Органам местного самоуправления продолжить практику создания в территориях области общественных консультативных советов, центров поддержки некоммерческих организаций и гражданских инициатив для конструктивного взаимодействия власти, предпринимателей, общественности и населения.

5. Общественной палате совместно с Союзом промышленников и предпринимателей Челябинской области организовать движение за присоединение промышленных предприятий, коммерческих структур и предпринимателей к добровольной социальной миссии.

6. Совету и комиссиям Общественной палаты:
6.1. Продолжить работу по созданию Банка народных инициатив. Провести инвентаризацию социально значимых проектов, осуществляемых за счет привлечения внебюджетных средств. Содействовать выпуску на областном и местном уровне соответствующих каталогов, буклетов о социальных проектах общественных организаций.
6.2. В целях обеспечения преемственности в работе Общественной палаты по консолидации граждан-ского общества продолжить работу по интерактивной связи с общественностью, используя в общении с населением горячие линии, пресс-конференции, публичные слушания, общественные дискуссии, Дни Общественной палаты, информационные встречи в муниципальных образованиях.
6.3. Совместно с Законодательным Собранием области системно внедрять разработанные механизмы, побуждающие социально ответственный бизнес к благотворительности, меценатству и поддержке общественных инициатив.
Общественная палата принимает предложения от граждан по разработке и внедрению мер по уменьшению дефицита доступа к государственным и муниципальным услугам, устранению причин и условий для возникновения коррупции, включению гражданских инициатив в их ликвидации, созданию стимулов к антикоррупционному поведению.

Просим присылать предложения на е-mail: vn@dfr.ru или по адресу: 454089, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 27, Общественная палата. Интересные предложения будут размещаться на сайте Общественной палаты www.op74.ru.
   
ВЯЧЕСЛАВ СКВОРЦОВ, председатель Общественной палаты Челябинской области


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты