Партнерство государства и общества—интеграция в будущее

23 Апреля 2009

21 апреля состоялось пленарное заседание Общественной палаты Челябинской области, обсудившее состояние гражданского общества в регионе

21 апреля состоялось пленарное заседание Общественной палаты Челябинской области, обсудившее состояние гражданского общества в регионе. Доклад был подготовлен в соответствии со статьей 18 Закона Челябинской области от 27 октября 2005 года № 412-ЗО «Об Общественной палате Челябинской области». На заседании были проанализированы новые механизмы взаимодействия гражданских институтов и органов власти, современные формы и методы деятельности Общественной палаты области с неправительственными организациями, правоохранительными органами, дана оценка законоприменительной практике по защите прав и интересов граждан. Публикуем основные тезисы доклада.

Нас объединяют дела и проблемы
Впервые в истории России слово «народ», чрезвычайно важное для национального менталитета, наполняется конкретным смыслом, становится работающим понятием нашей культуры и общественной жизни. Положение о том, что «народ является главным источником власти», дает нам шанс наполнить этот тезис практическим содержанием, сделать его работающим лозунгом, объединяющим и вдохновляющим людей. Потому что гражданское общество — это и есть организованный и действующий народ.
Было бы несправедливым, если не подчеркнуть ту особую роль в инициировании гражданской активности, которую играет Общественная палата России, созданная по инициативе Владимира Владимировича Путина, в том числе и Общественная палата Челябинской области, созданная с добрым участием губернатора нашей области Петра Ивановича Сумина. Палата стала своего рода катализатором развития гражданского общества. Давайте вспомним, какими скептическими, а порой и саркастическими комментариями сопровождалось ее создание. Но сегодня даже весьма радикальные критики действующей власти признают ее позитивную роль. Общественная палата не только защищает конкретных граждан от произвола чиновников всех уровней, но и вырабатывает системные подходы к решению наиболее болезненных проблем нашего общества, таких как дедовщина в армии, конфликты на национальной почве, нарушения прав участников долевого строительства, положение лиц в местах лишения свободы, преступления против детей, посягательства на права журналистов, и многих других.
Усилия членов Общественной палаты направлены на то, чтобы гражданское общество в нашей стране развивалось в рамках конституционного пространства.


В формировании активного и ответственного гражданского общества объективно должны быть заинтересованы все — и население, и власти. Правда, у власти иногда возникает соблазн отложить решение этой задачи, что называется, на потом. Нужно, однако, помнить, что в этом случае государство быстро теряет свою естественную опору, а качество его решений и действий неуклонно снижается. Гражданское общество — это неудобный партнер, где-то излишне требовательный, отказывающийся, что называется, входить в объективно складывающиеся обстоятельства. Где-то не стопроцентно адекватный, надоедливо требующий объяснений там, где специалисту-управленцу все давно понятно. Однако при взаимном уважении и определенном терпении партнеры преодолеют все барьеры и трудности. Если, конечно, они — партнеры и ни одна из сторон не пытается удовлетворять свои интересы в ущерб другой.

Рынок труда — барометр гражданского общества
Мировой кризис серьезно отразился на жизни южноуральцев. Ситуация в экономике и на рынке труда продолжает оставаться сложной. В январе—марте отмечено сокращение промышленного производства на 28,1 процента. Просроченная задолженность по заработной плате на 1 апреля 2009 года составила 77,1 миллиона рублей (снижение на 4,3 процента к 1 марта 2009 года). Численность безработных с октября 2008 года увеличилась в 3,6 раза и на 8 апреля 2009 года составила 65 898 человек, уровень безработицы вырос с 1 процента до 3,6 процента. Хотя темпы роста безработицы снижаются, но социальная напряженность в обществе остается на прежнем уровне.
Последствия экономического кризиса сильно отразились на жизни пенсионеров всех категорий. В Челябинской области свыше тысячи пенсионеров имеют пенсию ниже прожиточного минимума. Серьезно кризис затронул людей рабочих профессий. В настоящий момент у некоторых трудящихся настолько снизился оклад, что они оказались за чертой бедности. Тревожным сигналом стала ситуация на Златоустовском металлургическом заводе, где рабочие провели серию голодовок. Под прессом кризиса оказалась и молодежь. По ее мнению, сейчас необходимо открывать в вузах бизнес-инкубаторы для претворения их профессиональных знаний. В настоящее время прорабатываются вопросы по трудоустройству выпускников учебных заведений Челябинской области.
С целью снижения социальной напряженности с марта текущего года началась реализация мер областной целевой программы по стабилизации ситуации на рынке труда.


Общественная палата организовала горячие точки по сбору информации от населения области по проблемам безработицы. Активизирована работа службой занятости по всей области: организованы горячие линии и консультационные пункты; продлено время их работы; установлены жесткие регламенты; введены и полностью оснащены оргтехникой дополнительные рабочие места; введен ежедневный обмен информацией о предстоящих увольнениях со всеми ответственными службами.
На заседании антикризисного штаба, в котором принимают участие представители Общественной палаты, заслушивается и обсуждается информация о мерах по стабилизации ситуации на рынке труда, сохранению рабочих мест, ликвидации задолженности по заработной плате, с целью преодоления негативного влияния финансово-экономического кризиса.
Антикризисным штабом созданы различные рабочие группы: по строительству и ипотечному кредитованию; по малому бизнесу и кредитным организациям; по сельскому хозяйству; по стабилизации ситуации на рынке труда и обеспечению занятости населения и другие.
На начало апреля 2009 года с предприятиями заключено 347 договоров на проведение общественных работ (создание 20,1 тысячи рабочих мест); опережающее профессиональное обучение 8,5 тысячи человек; 97 договоров с гражданами на оказание адресной поддержки в связи с переездом в другую местность; 97 договоров на организацию предпринимательской деятельности.
В результате снижена численность работников, находящихся в простое, с 20,3 до 11,6 тысячи человек; в отпусках без сохранения заработной платы — с 24,8 до 6,7 тысячи человек.
Несмотря на сокращение производства, рост безработицы, дефицит бюджета, федеральные и региональные органы власти продолжают следовать курсу социальной направленности, и финансирование этой сферы сохранено в полном объеме.
Мы уверены, преодолеть кризис можно, если для реализации разработанных антикризисных мер будут консолидированы все силы в обществе.

Новые технологии работают на результат
Практика работы Общественной палаты показала, что многие ее члены конструктивно взаимодействуют практически во всех структурных подразделениях исполнительных органов правительства области и Законодательного Собрания Челябинской области. В рамках деятельности Общественной палаты создаются временные рабочие группы для более детального изучения обсуждаемых проблем, выработки конкретных предложений и рекомендаций.
На рассмотрение членов палаты выносятся социально-экономические во-просы, доклады по различным сферам, проблемам или ситуациям. Многие вопросы касаются разработки и исполнения концепции социально-экономического развития области. Часть рассмотренных вопросов посвящена формированию и исполнению областного бюджета.
Палата в доступной форме обеспечивает прозрачность областного бюджета, принимая участие в общественных слушаниях по исполнению и принятию бюджета области совместно с Законодательным Собранием и структурами правительства области. Все заседания коллегий и совещания, проводимые министерством финансов области, проходят с участием представителей Общественной палаты Челябинской области.
Для улучшения качества и оперативности в работе имеется радиорелейная автоматическая связь рассылки информации. Палата может за секунды отправлять в сотни адресов полезную информацию, обмениваться мнениями. Но в связи с появлением в Интернете неконтролируемой, так называемой массовой рассылки автоматическая рассылка информации заменена постоянно пополняемой информационной базой сайта Общественной палаты — е-mail: op74.ru.


Освоена новая техника для создания видеофильмов и печатания методической литературы. Создаются фильмы и радиопередачи о деятельности Общественной палаты. Южноуральцы уже смогли увидеть по областному телевидению 32 документальных фильма о деятельности Общественной палаты под рубрикой «Общественный контроль». Созданы и показаны на областном канале телевидения 42 документальных фильма «Спешите делать добро». Еженедельно по четвергам проводятся плановые утренние радиопередачи по областному радио. В них приняли участие многие члены Общественной палаты и 49 представителей общественных организаций. Все материалы решений палаты печатаются в газетах. Всего опубликовано 129 статей по разным направлениям деятельности палаты.
Проведено 45 заседаний Общественной палаты и ее совета по жизненно важным вопросам Челябинской области, практикуется заочная форма проведения рассмотрения вопросов. Проведен IV Гражданский форум Челябинской области.
С участием общественных организаций и представителей гражданского общества проведено более 320 круглых столов, конференций, заседаний комиссий Общественной палаты, рабочих групп, секций Гражданского форума. Члены Общественной палаты принимали участие в подготовке и проведении различных областных мероприятий, публичных слушаний, проводимых муниципальными органами власти. Проводились совместные выставки лучших социальных проектов некоммерческих организаций.


Совместно с Законодательным Собранием области организованы семь публичных слушаний «О роли институтов гражданского общества в реализации приоритетных национальных проектов в Челябинской области». В них приняли участие более 1800 человек.
С 2007 года по инициативе депутата Госдумы, президента ассоциации «ПромАсс» Валерия Викторовича Панова в практику работы Общественной палаты вошли конструктивные встречи с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания. На встречах детально отрабатываются наказы депутатам от граждан, проживающих на территории Челябинской области, принимается план их реализации.
Законодательным Собранием, правительством Челябинской области совместно с Общественной палатой разработано Положение об условиях и порядке проведения областного конкурса социальных достижений «Меняющие мир». Положение о конкурсе утверждено Законом Челябинской области. Конкурс проводится ежегодно в целях привлечения внимания к решению социальных вопросов и пропаганды достижений организаций и индивидуальных предпринимателей в социальной сфере.

О путях развития некоммерческих сообществ
Из многих приоритетных задач палаты одна из важнейших заключается в создании благоприятной среды для существования общественных организаций. Речь идет о создании эффективного механизма финансирования таких организаций. Наше законодательство не создает никаких условий для того, чтобы предпринимателям было интересно вкладывать деньги в общественные структуры. В Бюджетном кодексе РФ запрещено выделять средства любого уровня бюджета для организации работы общественных организаций. Другими словами, механизм возникновения гражданских институтов у нас фактически отсутствует. Следовательно, нам необходимо и с правительством, и с парламентом создавать определенную систему, при которой общественные организации смогут стабильно развиваться. Нам необходимо создать все условия для эффективного использования интеллектуального потенциала общественных организаций.
В Челябинской области, как и во всей России, есть значительный социальный слой людей, которые занимаются умственным трудом. Это около 9 процентов населения. Эти граждане еще слабо объединены. Да, у нас в области существуют разнообразные научно-технические общества, союзы творческой интеллигенции, но эти организации практически не развиваются, об их работе население не знает. Нам необходимо более активно помогать возрождению этих союзов и созданию новых. Необходимо рассказывать об эффективности их работы. Мнение представителей интеллигенции должно учитываться властью, а без мощных общественных организаций это невозможно.
Палата должна продолжать также деятельность по воспитанию духа свободного предпринимательства в нашем обществе. Нужно создавать общественные структуры, которые будут заниматься организацией образовательных и культурных программ для школьников и молодежи, будут обучать их основам предпринимательства, заниматься просветительской деятельностью. Парламент не имеет возможности решать подобные задачи. Эти задачи должна брать на себя Общественная палата.


Среди форм неэкономического взаимодействия органов власти с негосударственными некоммерческими организациями особое место занимает информационная поддержка. Такое взаимодействие продиктовано необходимостью информировать население о целевых социальных программах, о деятельности негосударственных некоммерческих организаций, расположенных на конкретной территории. Кроме того, в условиях становления гражданского общества информированность населения способствует активизации различных групп населения, их востребованности, а в конечном итоге развитию гражданских инициатив.
Думаю, настала пора информировать не только о принятых решениях, но и о процессе их принятия с той целью, чтобы итоговые документы можно было проконтролировать. Сила такого открытого партнерства в том, что взгляд гражданского общества острее, энергичнее и мнение палаты — это консолидированное мнение южноуральцев.
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 26 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» Общественная палата совместно с правительством области организовала комиссию по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти Челябинской области. Предстоит большая работа по организации деятельности данной комиссии.
Нам необходимо добиться изменений в Законе Челябинской области «Об Общественной палате Челябинской области» и привести его в соответствие с российским законодательством. Эти изменения должны дать более конкретный статус Общественной палате и прописать более конкретно механизмы взаимодействия с органами власти, касающиеся принятия нормативных актов Челябинской области. Срок полномочий палаты два года, из которых много времени уходит на избирательные и организационные процессы. Необходимо увеличить срок полномочий палаты до 4—5 лет, предусмотрев вариант системной ротации членов Общественной палаты.

Предложения, поступившие от населения и общественных объединений по совершенствованию деятельности Общественной палаты Челябинской области
Активнее привлекать к работе в Общественной палате людей, не прошедших в нее в результате рейтинговых голосований. Это хороший кадровый потенциал, и его надо использовать на практике.
Помимо обязательных по закону форм общения с гражданами, необходим день общественного приема, чтобы каждый желающий мог прийти на встречу и общаться с руководителями области и города, членами Общественной палаты.
В городах и районах области работают приемные губернатора области, в которых регулярно проводится прием либо самим губернатором, либо его представителями-кураторами данных территорий. Необходимо отработать механизм взаимодействия с данной опытной общественной структурой.
Подготовить и провести заседания Общественной палаты, комиссий, рабочих групп по вопросам, поднимаемым населением, органами местного самоуправления:

 

  • «О реализации федерального закона № 122 в Челябинской области»;
  • «О реализации права жителей Челябинской области на участие в мест-ном самоуправлении»;
  • «О качестве оказания социально-медицинских услуг всем категориям населения в лечебных учреждениях Челябинской области»;
  • «О проблемах реформирования ЖКХ и системы управления жилищным фондом»;
  • «Роль общественности в реализации национального проекта «Образование» в Челябинской области»;
  • «Роль общественности в решении экологических проблем в Челябинской области»;
  • «О состоянии готовности муниципальных образований и граждан к переходу на новые формы управления жилым фондом»;
  • «О региональной государственной антикоррупционной политике»;
  • «Организация защиты прав потребителя на рынке пищевых и промышленных товаров»;
  • «О мерах по преодолению бедности в Челябинской области»;
  • «О взаимодействии Общественной палаты и Законодательного Собрания области»;
  • «Общественная экспертиза как инструмент участия общественности в законотворческой деятельности»;
  • «Об участии общественности в реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию».


Раз в полгода проводить областные информационные дни. Предложить губернатору, его заместителям, руководителям областных органов исполнительной власти, федеральных служб в течение одного дня проводить встречи в трудовых коллективах, на сходах граждан, разъясняя позицию власти по интересующим население вопросам.


Ежегодно в режиме диалога формировать трехсторонние соглашения между органами государственного управления, работодателями и профсоюзами, в которых согласуются собственные интересы сторон. К этой работе привлечь Общественную палату Челябинской области.
В Челябинской области — одной из первых среди других субъектов Российской Федерации — была введена система общественных публичных слушаний по бюджету области и важных для ее развития законодательных актов. Необходимо продолжить совершенствовать механизм публичных слушаний, обеспечивая их трансляцию в сети Интернет.
…Письма с предложениями и инициативами продолжают поступать в Общественную палату. Сейчас их около трех тысяч.


ВЯЧЕСЛАВ СКВОРЦОВ,
председатель Общественной палаты
Челябинской области


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты