РЕКОМЕНДАЦИИ публичных слушаний по проекту закона Челябинской области

13 Ноября 2010

«Об областном бюджете на 2011 год»

 

РЕКОМЕНДАЦИИ публичных слушаний по проекту закона Челябинской области
«Об областном бюджете на 2011 год»
Участники публичных слушаний, рассмотрев проект закона Челябинской области «Об областном бюджете на 2011 год», отмечают следующее.
Формирование проекта бюджета осуществлялось с учетом положений Бюджетного послания Президента России и Программы повышения эффективности бюджетных расходов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р.
Доходы областного бюджета в 2011 году запланированы в сумме 77 503 млн рублей с приростом к первоначальному плану 2010 года на 27 %.
Расходы бюджета рассчитаны в сумме 83 млрд 688,1 млн рублей, или на 16 % больше первоначального объема на текущий год.
Дефицит бюджета планируется в сумме 6 млрд 185,1 млн рублей и уменьшится по отношению к уровню текущего года на 43 %. Превышение расходов над доходами планируется покрыть частично за счет остатков бюджетных средств на 1 января 2011 года, частично за счет привлечения кредитов.
В основу расчетов доходной базы областного бюджета приняты показатели умеренного варианта прогноза социально-экономического развития Челябинской области на 2011 год, которые предусматривают рост к уровню текущего года:
l валового регионального продукта — на 4,3 %;
l прибыли прибыльных предприятий — на 8,6 %;
l фонда оплаты труда — на 8,2 %;
l среднегодовой стоимости имущества — на 10 %.
На 82 % доходы областного бюджета на 2011 год будут сформированы за счет собственных (налоговых и неналоговых) поступлений.
Структура собственных доходов в 2011 году практически вернется к докризисному состоянию. Основными доходными источниками будут: налог на прибыль организаций — 36 % в объеме собственных доходов, налог на доходы физических лиц — 32 %, налог на имущество организаций — 14 %, акцизы — 13 %.
Планируемый объем поступлений из федерального бюджета составит 13 537,5 млн. рублей с приростом на 11 % к первоначальному бюджету текущего года.
Расходы областного бюджета на 2011 год сформированы исходя из расширения программно-целевых методов их осуществления в целях повышения эффективности и результативности бюджетной системы, перехода на новые механизмы финансирования бюджетных учреждений для повышения качества и доступности бюджетных услуг и последовательного сокращения дефицита.
При сохранении социальной составляющей областного бюджета значительно усиливается инвестиционная направленность расходов с целью повышения роли бюджета в стимулировании экономического роста.
Средства на оказание социальной поддержки населения, предоставление льгот и выплат предусмотрены в полном объеме и учитывают изменение численности получателей указанных мер, рост цен и тарифов.
Расходы на финансирование областных бюджетных учреждений предусмотрены с учетом индексации затрат на их бесперебойное функционирование, включая коммунальные услуги, связь, медикаменты и питание.
Фонд оплаты труда работников областных бюджетных учреждений определен исходя из его увеличения с 1 сентября текущего года на 10 %. С учетом предполагаемого на федеральном уровне повышения заработной платы в бюджетной сфере с 1 июня 2011 года на 6,5 % в областном бюджете предусмотрен резерв на реализацию аналогичных решений Губернатора Челябинской области и Правительства Челябинской области.
В соответствии с решениями федеральных органов власти будет произведена индексация окладов сотрудников милиции общественной безопасности с 1 апреля 2011 года на 6,5 %.
Расходы на выплату стипендий учащимся запланированы с повышением с 1 сентября 2011 года также на 6,5 %.
Около 70 % бюджета составят расходы на социально ориентированные отрасли: образование, здравоохранение, социальную политику, спорт, культуру. Финансирование по разделу «Социальная политика» по сравнению с текущим годом увеличивается на 14 %, по разделам «Образование» и «Здравоохранение» — на 17 % и 20 % соответственно, расходы в сфере культуры вырастут на 50 %, а спортивной отрасли — на 43 %.
В значительной степени увеличивается объем расходов инвестиционного характера, включая строительство и ремонт дорог, строительство социальных инфраструктурных объектов. С 15 % до 20 % увеличена доля средств, направляемых на поддержку отраслей экономики, которая в 2011 году составит 17 млрд 377,1 млн рублей. В результате выделения областных и федеральных средств объем расходов на дорожное хозяйство увеличен в 2,7 раза и составит 7 млрд 808,5 млн рублей. Финансирование сельского хозяйства составит 2 млрд 175,7 млн рублей с приростом на 64 %, включая дополнительные средства на развитие животноводства, растениеводства и приобретение сельхозтехники. Финансирование сферы жилищно-коммунального хозяйства запланировано с приростом на 22 % с учетом дополнительно выделенных средств на модернизацию и техническое переоснащение объектов инженерной инфраструктуры.
Усиление мер государственной поддержки субъектов инвестиционной и инновационной деятельности предусматривается также за счет предоставления областных государственных гарантий. Реализация при поддержке Правительства Челябинской области инвестиционных проектов на создание производственных мощностей по выпуску продукции животноводства и птицеводства будет способствовать дальнейшему наращиванию собственной доходной базы.
В целях повышения результативности бюджетной системы в 2011 году будет обеспечена реализация 32 областных целевых программ, утвержденных Правительством Челябинской области, с объемом финансирования 6,8 млрд рублей.
Среди новых направлений программных расходов — модернизация здравоохранения, повышение энергетической эффективности экономики Челябинской области, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, развитие информационного общества и формирование электронного Правительства, допризывная подготовка молодежи и противодействие коррупции.
Финансовые взаимоотношения областного и местных бюджетов на 2011 год сформированы с учетом необходимости: повышения заинтересованности муниципальных образований в увеличении собственных доходов местных бюджетов и соответственно обеспечения их финансовой устойчивости, а также стимулирования повышения качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях.
Сохранены эффективные механизмы финансовой поддержки муниципальных образований. Бoльшая часть средств — это целевые перечисления на реализацию государственных полномочий и решение вопросов местного значения; увеличена сумма дотации на сбалансированность местных бюджетов. При этом распределенная в проекте бюджета часть этой дотации по сравнению с текущим годом будет увеличена в два раза.
Сохранится механизм кредитования муниципальных образований, для чего в областном бюджете предусмотрено 500 млн рублей.
Для улучшения ситуации по наполняемости доходной части областного бюджета, обеспечения своевременного и эффективного расходования бюджетных средств, дальнейшего совершенствования законодательства Челябинской области с целью достижения конечного результата — повышения уровня жизни населения Челябинской области — участники публичных слушаний рекомендуют:
Законодательному Собранию Челябинской области:
1) рассмотреть проект закона Челябинской области «Об областном бюджете на 2011 год» и принять указанный законопроект;
2) продолжить работу по совершенствованию бюджетного и налогового законодательства Челябинской области, анализу обоснованности применения льгот по региональным налогам.
Правительству Челябинской области:
1) активизировать работу по организации обеспечения полноты и своевременности поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет Челябинской области в рамках деятельности рабочей группы, созданной распоряжением Губернатора Челябинской области от 13 августа 2010 года № 377-р;
2) при появлении финансовой возможности рассмотреть вопрос повышения оплаты труда работников областных учреждений;
3) совершенствовать систему финансового обеспечения выполнения государственных заданий областными бюджетными учреждениями, направленную на повышение уровня оказываемых ими услуг;
4) при подготовке проекта областного бюджета на 2012 год учитывать необходимость формирования максимального объема расходов областного бюджета в разрезе областных государственных программ.
Главным администраторам доходов (органам исполнительной власти Челябинской области и территориальным органам федеральных органов исполнительной власти):
1) повысить уровень собираемости платежей в бюджет и продолжить работу по привлечению резервов увеличения поступлений по администрируемым доходам;
2) продолжить работу по совершенствованию законодательства Челябинской области о налогах и сборах и внесению соответствующих предложений в Законодательное Собрание Челябинской области.
Главным распорядителям средств областного бюджета:
1) обеспечить:
создание эффективной системы внутриведомственного контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств и имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, а также за использованием муниципальными образованиями межбюджетных трансфертов, выделяемых из областного бюджета, и своевременным возвратом неиспользованных средств в областной бюджет;
в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», начиная с 2010 года, снижение в течение пяти лет объема потребляемых коммунальных услуг не менее чем на 15 процентов от потребленного в 2009 году, не менее трех процентов ежегодно;
выполнение утвержденных Губернатором Челябинской области мероприятий по реализации положений Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
надлежащий контроль за достоверностью предоставляемых муниципальными образованиями исходных данных, используемых в расчетах размеров выделяемых межбюджетных трансфертов, с целью исключения фактов их перечисления в объемах, превышающих потребность;
2) в рамках поэтапного перехода к утверждению «программного» бюджета организовать разработку проектов областных государственных программ.
Министерству промышленности и природных ресурсов Челябинской области с целью пополнения доходной части областного бюджета принять согласованные с муниципалитетами городских округов меры по сокращению задолженности по арендной плате за земли, собственность на которые не разграничена.
Органам местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области:
1) активизировать работу по реализации мероприятий по укреплению доходной базы местных бюджетов и использованию резервов увеличения доходов;
2) продолжить работу по:
сокращению задолженности по налогам и другим закрепленным доходным источникам в рамках деятельности рабочих групп, созданных при администрациях городских округов и муниципальных районов;
анализу обоснованности действующих налоговых льгот и льгот по неналоговым доходам и принятию мер по их оптимизации;
контролю за обеспечением регистрации физическими лицами возведенных и эксплуатируемых ими строений и сооружений, а также земельных участков, на которых они возведены, и уплаты причитающихся налогов по данным объектам недвижимости;
повышению эффективности управления муниципальным имуществом и контролю за своевременным и полным поступлением платежей от аренды указанного имущества;
3) привести нормативные правовые акты, регулирующие местные налоги, в части установления сроков уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц в соответствие с налоговым законодательством Российской Федерации;
4) обеспечить:
реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года;
переход муниципальных бюджетных учреждений с 1 января 2011 года на новую систему оплаты труда;
недопущение образования кредиторской задолженности местных бюджетов по принятым бюджетным обязательствам, в первую очередь по заработной плате, социальным выплатам и оплате топливно-энергетических ресурсов, а также роста дебиторской задолженности бюджетных учреждений;
эффективное использование финансовой помощи из областного бюджета, прежде всего в сферах строительства и капитального ремонта объектов;
5) принять меры по оптимизации расходов и эффективности использования бюджетных средств, включая реструктуризацию сети бюджетных учреждений при условии сохранения качества и объемов муниципальных услуг;
6) завершить работу по разработке и принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок формирования и финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг;
7) разработать и утвердить планы мероприятий по реализации положений Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Управлению Федеральной налоговой службы по Челябинской области продолжить работу по проведению комплексных мероприятий по легализации налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций.
Управлению Федеральной налоговой службы по Челябинской области, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области и Челябинскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации активизировать работу по реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по взысканию имеющейся задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, являющимся налогоплательщиками на территории Челябинской области, обеспечивать своевременное и полное перечисление текущих платежей, а также погашение имеющейся задолженности по платежам, зачисляемым в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Приняты 9 ноября 2010 года.


«Об областном бюджете на 2011 год»

Участники публичных слушаний, рассмотрев проект закона Челябинской области «Об областном бюджете на 2011 год», отмечают следующее.

Формирование проекта бюджета осуществлялось с учетом положений Бюджетного послания Президента России и Программы повышения эффективности бюджетных расходов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р.Доходы областного бюджета в 2011 году запланированы в сумме 77 503 млн рублей с приростом к первоначальному плану 2010 года на 27 %.

Расходы бюджета рассчитаны в сумме 83 млрд 688,1 млн рублей, или на 16 % больше первоначального объема на текущий год.Дефицит бюджета планируется в сумме 6 млрд 185,1 млн рублей и уменьшится по отношению к уровню текущего года на 43 %. Превышение расходов над доходами планируется покрыть частично за счет остатков бюджетных средств на 1 января 2011 года, частично за счет привлечения кредитов.

В основу расчетов доходной базы областного бюджета приняты показатели умеренного варианта прогноза социально-экономического развития Челябинской области на 2011 год, которые предусматривают рост к уровню текущего года:
l валового регионального продукта — на 4,3 %;
l прибыли прибыльных предприятий — на 8,6 %;
l фонда оплаты труда — на 8,2 %;
l среднегодовой стоимости имущества — на 10 %.

На 82 % доходы областного бюджета на 2011 год будут сформированы за счет собственных (налоговых и неналоговых) поступлений.

Структура собственных доходов в 2011 году практически вернется к докризисному состоянию. Основными доходными источниками будут: налог на прибыль организаций — 36 % в объеме собственных доходов, налог на доходы физических лиц — 32 %, налог на имущество организаций — 14 %, акцизы — 13 %.

Планируемый объем поступлений из федерального бюджета составит 13 537,5 млн. рублей с приростом на 11 % к первоначальному бюджету текущего года.

Расходы областного бюджета на 2011 год сформированы исходя из расширения программно-целевых методов их осуществления в целях повышения эффективности и результативности бюджетной системы, перехода на новые механизмы финансирования бюджетных учреждений для повышения качества и доступности бюджетных услуг и последовательного сокращения дефицита.

При сохранении социальной составляющей областного бюджета значительно усиливается инвестиционная направленность расходов с целью повышения роли бюджета в стимулировании экономического роста.

Средства на оказание социальной поддержки населения, предоставление льгот и выплат предусмотрены в полном объеме и учитывают изменение численности получателей указанных мер, рост цен и тарифов.

Расходы на финансирование областных бюджетных учреждений предусмотрены с учетом индексации затрат на их бесперебойное функционирование, включая коммунальные услуги, связь, медикаменты и питание.

Фонд оплаты труда работников областных бюджетных учреждений определен исходя из его увеличения с 1 сентября текущего года на 10 %. С учетом предполагаемого на федеральном уровне повышения заработной платы в бюджетной сфере с 1 июня 2011 года на 6,5 % в областном бюджете предусмотрен резерв на реализацию аналогичных решений Губернатора Челябинской области и Правительства Челябинской области.

В соответствии с решениями федеральных органов власти будет произведена индексация окладов сотрудников милиции общественной безопасности с 1 апреля 2011 года на 6,5 %.

Расходы на выплату стипендий учащимся запланированы с повышением с 1 сентября 2011 года также на 6,5 %.Около 70 % бюджета составят расходы на социально ориентированные отрасли: образование, здравоохранение, социальную политику, спорт, культуру. Финансирование по разделу «Социальная политика» по сравнению с текущим годом увеличивается на 14 %, по разделам «Образование» и «Здравоохранение» — на 17 % и 20 % соответственно, расходы в сфере культуры вырастут на 50 %, а спортивной отрасли — на 43 %.

В значительной степени увеличивается объем расходов инвестиционного характера, включая строительство и ремонт дорог, строительство социальных инфраструктурных объектов. С 15 % до 20 % увеличена доля средств, направляемых на поддержку отраслей экономики, которая в 2011 году составит 17 млрд 377,1 млн рублей. В результате выделения областных и федеральных средств объем расходов на дорожное хозяйство увеличен в 2,7 раза и составит 7 млрд 808,5 млн рублей. Финансирование сельского хозяйства составит 2 млрд 175,7 млн рублей с приростом на 64 %, включая дополнительные средства на развитие животноводства, растениеводства и приобретение сельхозтехники. Финансирование сферы жилищно-коммунального хозяйства запланировано с приростом на 22 % с учетом дополнительно выделенных средств на модернизацию и техническое переоснащение объектов инженерной инфраструктуры.

Усиление мер государственной поддержки субъектов инвестиционной и инновационной деятельности предусматривается также за счет предоставления областных государственных гарантий. Реализация при поддержке Правительства Челябинской области инвестиционных проектов на создание производственных мощностей по выпуску продукции животноводства и птицеводства будет способствовать дальнейшему наращиванию собственной доходной базы.

В целях повышения результативности бюджетной системы в 2011 году будет обеспечена реализация 32 областных целевых программ, утвержденных Правительством Челябинской области, с объемом финансирования 6,8 млрд рублей.

Среди новых направлений программных расходов — модернизация здравоохранения, повышение энергетической эффективности экономики Челябинской области, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, развитие информационного общества и формирование электронного Правительства, допризывная подготовка молодежи и противодействие коррупции.

Финансовые взаимоотношения областного и местных бюджетов на 2011 год сформированы с учетом необходимости: повышения заинтересованности муниципальных образований в увеличении собственных доходов местных бюджетов и соответственно обеспечения их финансовой устойчивости, а также стимулирования повышения качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях.

Сохранены эффективные механизмы финансовой поддержки муниципальных образований. Бoльшая часть средств — это целевые перечисления на реализацию государственных полномочий и решение вопросов местного значения; увеличена сумма дотации на сбалансированность местных бюджетов. При этом распределенная в проекте бюджета часть этой дотации по сравнению с текущим годом будет увеличена в два раза.

Сохранится механизм кредитования муниципальных образований, для чего в областном бюджете предусмотрено 500 млн рублей.Для улучшения ситуации по наполняемости доходной части областного бюджета, обеспечения своевременного и эффективного расходования бюджетных средств, дальнейшего совершенствования законодательства Челябинской области с целью достижения конечного результата — повышения уровня жизни населения Челябинской области — участники публичных слушаний рекомендуют:Законодательному Собранию Челябинской области:

1) рассмотреть проект закона Челябинской области «Об областном бюджете на 2011 год» и принять указанный законопроект;

2) продолжить работу по совершенствованию бюджетного и налогового законодательства Челябинской области, анализу обоснованности применения льгот по региональным налогам.Правительству Челябинской области:

1) активизировать работу по организации обеспечения полноты и своевременности поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет Челябинской области в рамках деятельности рабочей группы, созданной распоряжением Губернатора Челябинской области от 13 августа 2010 года № 377-р;

2) при появлении финансовой возможности рассмотреть вопрос повышения оплаты труда работников областных учреждений;

3) совершенствовать систему финансового обеспечения выполнения государственных заданий областными бюджетными учреждениями, направленную на повышение уровня оказываемых ими услуг;

4) при подготовке проекта областного бюджета на 2012 год учитывать необходимость формирования максимального объема расходов областного бюджета в разрезе областных государственных программ.Главным администраторам доходов (органам исполнительной власти Челябинской области и территориальным органам федеральных органов исполнительной власти):

1) повысить уровень собираемости платежей в бюджет и продолжить работу по привлечению резервов увеличения поступлений по администрируемым доходам;

2) продолжить работу по совершенствованию законодательства Челябинской области о налогах и сборах и внесению соответствующих предложений в Законодательное Собрание Челябинской области.

Главным распорядителям средств областного бюджета:

1) обеспечить:создание эффективной системы внутриведомственного контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств и имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, а также за использованием муниципальными образованиями межбюджетных трансфертов, выделяемых из областного бюджета, и своевременным возвратом неиспользованных средств в областной бюджет;

в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», начиная с 2010 года, снижение в течение пяти лет объема потребляемых коммунальных услуг не менее чем на 15 процентов от потребленного в 2009 году, не менее трех процентов ежегодно;

выполнение утвержденных Губернатором Челябинской области мероприятий по реализации положений Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

надлежащий контроль за достоверностью предоставляемых муниципальными образованиями исходных данных, используемых в расчетах размеров выделяемых межбюджетных трансфертов, с целью исключения фактов их перечисления в объемах, превышающих потребность;

2) в рамках поэтапного перехода к утверждению «программного» бюджета организовать разработку проектов областных государственных программ.

Министерству промышленности и природных ресурсов Челябинской области с целью пополнения доходной части областного бюджета принять согласованные с муниципалитетами городских округов меры по сокращению задолженности по арендной плате за земли, собственность на которые не разграничена.

Органам местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области:

1) активизировать работу по реализации мероприятий по укреплению доходной базы местных бюджетов и использованию резервов увеличения доходов;

2) продолжить работу по:сокращению задолженности по налогам и другим закрепленным доходным источникам в рамках деятельности рабочих групп, созданных при администрациях городских округов и муниципальных районов;анализу обоснованности действующих налоговых льгот и льгот по неналоговым доходам и принятию мер по их оптимизации;контролю за обеспечением регистрации физическими лицами возведенных и эксплуатируемых ими строений и сооружений, а также земельных участков, на которых они возведены, и уплаты причитающихся налогов по данным объектам недвижимости;повышению эффективности управления муниципальным имуществом и контролю за своевременным и полным поступлением платежей от аренды указанного имущества;

3) привести нормативные правовые акты, регулирующие местные налоги, в части установления сроков уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц в соответствие с налоговым законодательством Российской Федерации;

4) обеспечить:

реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года;переход муниципальных бюджетных учреждений с 1 января 2011 года на новую систему оплаты труда;недопущение образования кредиторской задолженности местных бюджетов по принятым бюджетным обязательствам, в первую очередь по заработной плате, социальным выплатам и оплате топливно-энергетических ресурсов, а также роста дебиторской задолженности бюджетных учреждений;

эффективное использование финансовой помощи из областного бюджета, прежде всего в сферах строительства и капитального ремонта объектов;

5) принять меры по оптимизации расходов и эффективности использования бюджетных средств, включая реструктуризацию сети бюджетных учреждений при условии сохранения качества и объемов муниципальных услуг;

6) завершить работу по разработке и принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок формирования и финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг;

7) разработать и утвердить планы мероприятий по реализации положений Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Управлению Федеральной налоговой службы по Челябинской области продолжить работу по проведению комплексных мероприятий по легализации налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций.Управлению Федеральной налоговой службы по Челябинской области, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области и Челябинскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации активизировать работу по реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по взысканию имеющейся задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, являющимся налогоплательщиками на территории Челябинской области, обеспечивать своевременное и полное перечисление текущих платежей, а также погашение имеющейся задолженности по платежам, зачисляемым в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Приняты 9 ноября 2010 года.

 


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты